Реализация практико-ориентированного обучения на уроках биологии

Разделы: Мастер-класс


Работаю в МКОУ СОШ № 3 учителем биологии с 2010 года и уже давно осознала, что основная задача педагога - не столько быть источником знаний, сколько организовывать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не научиться. На самом деле, этого не так легко добиться. В первые годы работы в школе я считала, что главное для учителя - это его знания. Но, оказалось, что чтобы быть компетентным педагогом этого недостаточно. Быть компетентным - значит уметь мобилизовать в любой ситуации имеющиеся знания, опыт, значит находить возможность всё время учиться и развиваться в ногу со временем и требованиями, чтобы дать долговременные и качественные знания своим ученикам.

Нельзя научиться самому и научить своих учеников не прибегая к практике. Поэтому в своей учительской деятельности пользуюсь преимущественно методами практико-ориентированного обучения и считаю их наиболее актуальными и результативными в сегодняшнем образовании.

Действительно, современные условия развития общества все больше и больше указывают на то, что умения выявлять, классифицировать, наблюдать, описывать, оценивать, отличать знание от мнения, делать выводы из анализа мышления и деятельности и т.д. становятся все более актуальными.

Практико-ориентированное обучение строится на следующих принципах:

  • активные формы приобретения и усвоения знаний;
  • мотивированное обеспечение учебного процесса;
  • гарантия исследовательской свободы;
  • самоанализ собственного опыта;
  • расширение возможностей социализации обучения.

Для реализации данных принципов я ставлю перед собой следующие цели: разработка уроков с практической направленностью; развитие у учащихся умений наблюдать, сравнивать, решать задачи по алгоритму и делать выводы; формирование умения действовать в социально значимой ситуации. Часто в своей работе применяю такие методические приёмы, как: моделирование, лабораторные и практические работы.

Моделирование - это процесс построения моделей для исследования и изучения объектов, процессов, явлений. Моделирование в процессе обучения способно не только облегчить понимание биологических процессов, но и развить метапредметные навыки. Модели в целом можно разделить на две большие категории:

  • материальные или предметные: анатомические муляжи, вещественные макеты;
  • информационные:
    • образные: рисунки и чертежи;
    • знаковые: словесные описания, формулы;
    • смешанные: таблицы, графики, схемы, диаграммы, блок-схемы и т. д

Когда обучающийся сам составляет модель, он проходит через все этапы алгоритма её создания. Информация собирается, анализируется и обобщается, прежде чем воплотится в модель. Такой интерактивный способ способствует лучшему усвоению материала. Этот метод ввожу и применяю на уроках биологии, начиная с 5 класса и до 11. Информационные модели, например схемы или кластеры, позволяют детям выделить главную информацию из текста и кратко её сформулировать. Такой приём ещё и способствует развитию читательской грамотности. Постепенно учащиеся привыкают к такой форме работы, что способствует развитию у них умений компактно и системно структурировать знания и развивать логическое мышление, организовывать самостоятельную работу учащегося над конкретной темой при выполнении им творческого, исследовательского задания.

Приветствуются в 5-6 классах домашние задания в виде созданий своими руками из подручных средств предметных моделей.

Затем с 6 класса учу детей преобразовывать текст учебника в таблицы. Таблицы, которые дети заполняют в течение одного урока, я называю краткосрочными, таблицы, заполняемые в течение нескольких уроков, долгосрочными. Таким образом, учащиеся учатся дифференцировать информацию, данную в учебнике.Используя таблицы, слабые ученики могут составить рассказ, найти черты сходства и различия, им легче с помощью таблицы готовиться к контрольной работе.

В старших классах можно использовать модели в виде алгоритмов к задачам, к определённым заданиям, которые помогают учащимся выстраивать последовательные действия, приводящие к результату (к решению задачи). Особенно эффективен этот метод при изучении основ молекулярной биологии и генетики.

Созданные модели используются на разных этапах урока: при определении темы урока, постановке учебной задачи, на этапе изучения или закрепления знаний и умений, как домашнее, творческое задание, как средство повышения мотивации к изучению предмета и являются одним из универсальных средств получения знаний.

Лабораторные работы - это ещё один из практических методов обучающего взаимодействия педагога с учащимися. При такой форме работы реализуются технологии системно-деятельностного подхода во всех его направлениях. Учащиеся обычно на таких занятиях работают в определённой последовательности: получают технический инструктаж от учителя, затем организационный, после этого самостоятельно выполняют работу и фиксируют полученные результаты. Данные занятия являются очень ценными в учебно-воспитательном отношении при обучении биологии. Во-первых, знания, полученные на лабораторно-практических занятиях, хорошо запоминаются и долго держатся в памяти. Во-вторых, обучающиеся приобретают знания самостоятельно, путем непосредственного изучения объектов живой природы, а не в готовом виде; в-третьих, в процессе лабораторных работ учащиеся приобретают ряд практических умений и навыков; в-четвертых, лабораторные работы развивают у учащихся интерес к изучению природы; в-пятых, приучают учащихся доводить работу до определенного результата. Правильная организация и проведение лабораторной работы позволяет добиться эффективного усвоения материала непосредственно на уроке.

В ходе таких занятий ребята используют материал учебника или дополнительный материал, приучаются к работе с микроскопом, могут сами приготовить микропрепараты. Если для проведения лабораторной работы нет в наличии объекта изучения, можно использовать информационные технологии, например, посмотрев видео, дети могут описать особенности передвижения какого-либо животного (это восполняет дефицит натуральных объектов в школе). Такое обучение даёт качественный результат, меняя отношение к предмету. Использую такого рода практикум обычно для закрепления материала.

Таким образом, из урока в урок, из года в год труд учителя с опорой на практику приводит к эффективному результату - грамотным трудолюбивым ученикам. Чтобы знания сохранились в долговременной памяти учащихся необходимо контролировать их усвоение. Я использую в своей практике кратковременные самостоятельные работы, контрольные работы с развёрнутым ответом. В последнее время актуальным стало дистанционное обучение, в связи с чем, сложность контроля результатов освоения материала возросла. Хорошо, что технологии не стоят на месте, и в интернете появляются новые сервисы, которые можно подстроить практически под любые нужды. Пользуюсь платформами РЭШ (Российская электронная школа) и Kahoot для контроля усвоения знаний.

"Российская электронная школа" сегодня является одной из площадок, позволяющая заниматься дистанционным обучением. Сегодня каждый учитель может использовать накопленные здесь материалы для подготовки и проведения своих уроков. Все они распределены по предметам и классам. Каждый урок снабжен определенным количеством дополнительных материалов, краткими конспектами, а так же проверочными и контрольными работами по каждой теме.

Очень интересным и полезным сервисом для меня оказалась платформа Kahoot (далее Кахут).

Kaхут - это сервис для создания онлайн викторин, тестов и опросов. Учащиеся могут отвечать на созданные преподавателем тесты с любого устройства, имеющего доступ к Интернету в режиме реального времени. Приложение Кахут можно скачать и на телефон (магазины приложений Google Play, App Store). Созданные в Kaхуте задания позволяют включить в них фотографии и даже видеофрагменты. Темп выполнения викторин, тестов регулируется путём введения временного предела для каждого вопроса. По итогу учитель может видеть статистику, в которой подробно описаны результаты каждого из учеников: на какой вопрос и какой ответ дал учащийся, сколько времени у него это заняло, его личный рейтинг (место в общей таблице результатов всех учащихся, проходящих данный тест).

Немаловажное значение в моей практике имеет самообразование, то есть целенаправленный процесс самостоятельной, познавательной деятельности с целью совершенствования качеств или навыков. Деятельность учителя в области самообразования можно представить в виде списка глаголов: читать, изучать, анализировать, обмениваться опытом. Каждый из этих глаголов, на основании тенденций образования, подразумевает определенный смысл самообразования: чтение дополнительной научной литературы; изучение и внедрение новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов обучения; проведение самоанализа своей профессиональной деятельности; диссеменацию своего педагогического опыта.

Результатами использования практико-ориентированного обучения в школе являются:

  • активизация познавательной деятельности учащихся;
  • углубление и преобразование знаний учащихся;
  • развитие у учащихся умения наблюдать, сравнивать, решать задачи и делать выводы;
  • формирование умений действовать в социально значимой ситуации;
  • выработка навыков практической деятельности за счёт выполнения учащимися реальных практических задач;
  • ориентация учащихся в дальнейшем, на углубленное изучение биологии как предмета, нужного для осознанного выбора профессии.
  • самым важным и радостным результатом моей деятельности как учителя являются ученики, которые обучаются не только в вузах республики, но и медицинских вузах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода.

Анализируя свои результаты работы в школе, планирую:

  • дальнейшую работу с учащимися по развитию практических умений;
  • развивать индивидуальную дифференцированную работу, совершенствуя при этом методы и приёмы обучения;
  • искать и применять новые формы работы, чтобы повысить качество образования по предмету на более высокий уровень.