Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» в четвертом классе (вариант 2) составлена на основе примерной адаптированной основной образовательной программы общего образования обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2).
Данная рабочая программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273 от 29 декабря 2012 г.);
- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), от 19 декабря 2014 года, приказ № 1599;
- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2017. - 365 с.;
- Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) КОУ «Адаптивная школа №6» на 2020/2021 учебный год;
- Учебный план казенного общеобразовательного учреждения Омской области «Адаптивная школа № 6» на 2020-2021 учебный год;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные главным санитарным врачом Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26, зарегистрированными в Минюсте России 14 августа 2015 г. № 38528;
Рабочая программа по предмету «Окружающий социальный мир» в четвертом классе (вариант 2) составлена с опорой на следующие научные теории и подходы:
- Концептуальные положения теории Л.С.Выготского;
- Современные представления о сложном нарушении развития (Т.А.Власова, Мастюкова Е.М., В.Н.Чулков, Т.А.Басилова, Л.А.Головчиц);
- Положения, раскрывающие сущность обучения и воспитания детей с комплексными нарушениями развития (И.А.Соколянский, А.И. Мещеряков, А.В.Апраушев, Е.Л.Гончарова, Л.А.Головчиц, Л.И.Тигранова, Я. Ванн Дайк и мн.др.);
- Современные представления о детях с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (Н.П.Вайзман, Г.Е.Сухарева, Г.В.Цикото, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, С.Д.Забрамная и др.);
- Положения, раскрывающие сущность воспитания и обучения детей с тяжелой и глубокой умственной отсталостью (Л.С.Выготский, М.С.Певзнер, Т.А.Власова, С.Д.Забрамная, Т.Н.Исаева, А.Р.Маллер, Г.В.Цикото и др.);
- Общие принципы обучения детей с умственной отсталостью (Э.Сеген, Е.К.Грачева, В.П.Кащенко, Л.С.Выготский, А.Н.Граборов, Г.М.Дульнев, И.Г.Еременко и др.);
- Специфические принципы обучения детей с умственной отсталостью (Т.А.Власова, И.Г.Еременко, М.С.Певзнер, Т.В.Розанова, В.Н.Синев и др.);
- Компетентностный подход в обучении (И.А.Зимняя, Дж. Равен, А.В.Хуторский и мн.др.);
- Концептуальные основы применения компьютерных технологий в специальном образовании (О.И.Кукушкина).
При разработке программы по предмету «Окружающий социальный мир» были использованы следующие программно-методические материалы:
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, под редакцией Л.Б.Баряевой, Н.Н.Яковлевой;
- Программы обучения глубоко умственно отсталых детей, НИИ дефектологии АПН СССР.
Программа по предмету «Окружающий социальный мир» рассчитана на один год усвоения и действительна в течение срока действия ФГОС. Согласно учебному плану на изучение предмета «Окружающий социальный мир» в 4 классе предусматривается 0,5 часа в неделю (34 урока в год).
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с тяжелыми нарушениями интеллекта испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Цель обучения - формирование представлений о человеке, его социальном окружении, ориентации в социальной среде и общепринятых правилах поведения.
Основными задачами программы по предмету «Окружающий социальный мир» являются:
- Знакомить с явлениями социальной жизни (человек и его деятельность, общепринятые нормы поведения);
- Формировать представления о предметном мире, созданном человеком (многообразие, функциональное назначение окружающих предметов, действий с ними).
- Формировать модель здоровьесберегающего и безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных ситуациях;
- Формировать представление об экологических и этических обоснованного поведения в природной среде, эффективного взаимодействия в социуме.
Программа предусматривает проведение традиционных, обобщающих уроков, с применением такой формы работы, как фронтальная, групповая, индивидуальная. Ведущей формой работы учителя с обучающимися на уроке является индивидуальная работа.
При проведении уроков по предмету «Окружающий социальный мир» предполагается использование следующих методов: словесный (рассказ, объяснение, беседа), наглядный (применение пособий, схем, таблиц, рисунков, моделей, приборов, технических средств), практический (упражнения, практические работы).
Условно детей с тяжелыми множественными нарушениями развития можно разделить на три группы в соответствии с их характерными особенностями.
У первой группы детей отсутствуют выраженные нарушения движений и моторики, они могут передвигаться самостоятельно. Моторная дефицитарность проявляется в замедленности темпа, недостаточной согласованности и координации движений. У части детей также наблюдаются деструктивные формы поведения, стереотипии, избегание контактов с окружающими и другие черты, сходные с детьми, описанными выше. Интеллектуальное недоразвитие проявляется, преимущественно, в форме умеренной степени умственной отсталости. Большая часть детей данной группы владеет элементарной речью: могут выразить простыми словами и предложениями свои потребности, сообщить о выполненном действии, ответить на вопрос взрослого отдельными словами, словосочетаниями или фразой. У некоторых - речь может быть развита на уровне развернутого высказывания, но часто носит формальный характер и не направлена на решение задач социальной коммуникации. Другая часть детей, не владея речью, может осуществлять коммуникацию при помощи естественных жестов, графических изображений, вокализаций, отдельных слогов и стереотипного набора слов. Обучающиеся могут выполнять отдельные операции, входящие в состав предметных действий, но недостаточно осознанные мотивы деятельности, а также неустойчивость внимания и нарушение последовательности выполняемых операций, препятствуют выполнению действия как целого.
Особенности второй другой группы обучающихся обусловлены выраженными нарушениями поведения (чаще как следствие аутистических расстройств). Они проявляются в расторможенности, «полевом», нередко агрессивном поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального взаимодействия. Аутистические проявления затрудняют установление подлинной тяжести интеллектуального недоразвития, так как контакт с окружающими отсутствует или возникает как форма физического обращения к взрослым в ситуациях, когда ребёнку требуется помощь в удовлетворении потребности. У детей названной группы нет интереса к деятельности окружающих, они не проявляют ответных реакций на попытки учителя (родителя) организовать их взаимодействие со сверстниками. Эти дети не откликаются на просьбы, обращения в случаях, запрещающих то или иное действие, проявляют агрессию или самоагрессию, бросают игрушки, предметы, демонстрируют деструктивные действия. Такие реакции наблюдаются при смене привычной для ребенка обстановки, наличии рядом незнакомых людей, в шумных местах. Особенности физического и эмоционально-волевого развития детей с аутистическими проявлениями затрудняют их обучение в условиях группы, поэтому на начальном этапе обучения они нуждаются в индивидуальной программе и индивидуальном сопровождении специалистов.
Третья группа детей имеет тяжёлые нарушения неврологического генеза - сложные формы ДЦП (спастический тетрапарез, гиперкинез и т.д.), вследствие которых они полностью или почти полностью зависят от помощи окружающих их людей в передвижении, самообслуживании, предметной деятельности, коммуникации и др. Большинство детей этой группы не может самостоятельно удерживать тело в положении сидя. Спастичность конечностей часто осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен из-за органического поражения речевого аппарата и невозможности овладения средствами речи. Вместе с тем, интеллектуальное развитие таких детей может быть различно по степени умственной отсталости и колеблется (от умеренной до глубокой). Дети с умеренной формой интеллектуального недоразвития проявляют элементарные способности к развитию представлений, умений и навыков, значимых для их социальной адаптации. Так, у этой группы обучающихся проявляется интерес к общению и взаимодействию с детьми и взрослыми, что является позитивной предпосылкой для обучения детей вербальным и невербальным средствам коммуникации. Их интеллектуальное развитие позволяет овладевать основами счета, письма, чтения и др. Способность ребенка к выполнению некоторых двигательных действий: захват, удержание предмета, контролируемые движения шеи, головы и др. создает предпосылки для обучения некоторым приемам и способам по самообслуживанию и развитию предметно-практической и трудовой деятельности.
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Страна», «Традиции и обычаи».
В процессе обучения у ребенка формируются представления о родном городе, в котором он проживает, о России, её культуре, истории, современной жизни. Знакомясь с рукотворными объектами и социальными явлениями окружающей действительности, ребенок учится выделять их характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Получая представления о социальной жизни, в которую он включен, ребенок учится соотносить свое поведение и поступки других людей с нравственными ценностями (эталонами) и общепринятыми нормами поведения. Ребенок учится ориентироваться в различных ситуациях: избегать риски и угрозы его жизни и здоровью, в частности, учится быть внимательным и осторожным на улице, дома, в школе.
Обучение детей жизни в обществе включает формирование представлений об окружающем социальном мире и умений ориентироваться в нем, включаться в социальные отношения. В силу различных особенностей физического, интеллектуального, эмоционального развития дети с выраженными нарушениями интеллекта испытывают трудности в осознании социальных явлений. В связи с этим программа учебного предмета «Окружающий социальный мир» позволяет планомерно формировать осмысленное восприятие социальной действительности и включаться на доступном уровне в жизнь общества.
Программа «Окружающий социальный мир» предполагает следующие виды уроков: комбинированный и урок отработки ЗУН учащихся. Независимо от вида урока, основную часть составляет индивидуальная работа с каждым учеником.
Место предмета в учебном плане
Учебный предмет «Окружающий социальный мир» относится к образовательной области «Окружающий мир» и является обязательной частью учебного плана.
Предмет «Окружающий социальный мир» в соответствии с учебным планом рассчитан один раза в неделю. На занятия отводится 20 минут. Общее количество часов: 34 часа (34 учебных недели).
-
I четверть - 9 часов
- II четверть - 7 часов
- III четверть - 10 часов
- IV четверть - 8 часов
На основании Постановления Правительства РФ от 10.07.2019 г. № 875 «О переносе выходных дней в 2020 году», Постановления Правительства РФ от 10.10.2020г. «О переносе выходных дней в 2021 году» и Годового календарного учебного графика КОУ «Адаптивная школа № 6» на 2020/2021 учебный год, программа по учебному предмету «Окружающий социальный мир» скорректирована. Общее количество часов: 31ч.
-
I четверть - 8ч.
- II четверть - 8ч.
- III четверть - 9ч.
- IV четверть - 6ч.
Возможно изменение количества часов в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни.
Примерные планируемые результаты освоения программы
В соответствии с требованиями ФГОС к АООП для обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с ТМНР (вариант 2) результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. В связи с этим требования к результатам освоения образовательной программы представляют собой описание возможных результатов образования данной категории обучающихся.
Ожидаемые личностные результаты:
- Представления о мире, созданном руками человека:
- интерес к объектам, созданным человеком;
- представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
- умение соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах.
Представления об окружающих людях: овладение первоначальными представлениями о социальной жизни, о профессиональных и социальных ролях людей:
- представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
- представления о социальных ролях людей (пассажир, пешеход, покупатель и т.д.), правилах поведения согласно социальным ролям в различных ситуациях;
- умение соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности.
Развитие межличностных и групповых отношений:
-
представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
- умение находить друзей на основе личных симпатий.
Накопление положительного опыта сотрудничества и участия в общественной жизни:
- представление о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержании, участие в них.
- умение соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
- представление о стране проживания Россия.
- представление о родном городе (селе), месте проживания.
Возможные предметные результаты:
- проявлять интерес к объектам, созданным человеком;
- иметь представления о доме, школе, о расположенных в них и рядом объектах (мебель, оборудование, одежда, посуда, игровая площадка, и др.), о транспорте и т.д.;
- соблюдать элементарные правила безопасности поведения в доме, на улице, в транспорте, в общественных местах;
- иметь представления о деятельности и профессиях людей, окружающих ребенка (учитель, повар, врач, водитель и т.д.);
- иметь представления о социальных ролях людей;
- соблюдать правила поведения на уроках и во внеурочной деятельности, взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, выбирая адекватную дистанцию и формы контакта, соответствующие возрасту и полу ребенка;
- иметь представления о дружбе, товарищах, сверстниках;
- находить друзей на основе личных симпатий.
- строить отношения на основе поддержки и взаимопомощи, умение сопереживать, сочувствовать, проявлять внимание;
- взаимодействовать в группе в процессе учебной, игровой, других видах доступной деятельности;
- иметь представления о праздниках, праздничных мероприятиях, их содержание, участие в них;
- соблюдать традиции семейных, школьных, государственных праздников.
Изучение предмета «Окружающий социальный мир» в четвертом классе направлено на формирование следующих базовых учебных действий.
Создание благоприятной обстановки, способствующей формированию положительной мотивации пребывания в образовательной организации и эмоциональному конструктивному взаимодействию с взрослыми (родственник, специалист, ассистент и др.) и сверстниками:
- Спокойное пребывание в новой среде;
- Перемещение в новой среде без проявлений дискомфорта;
- Принятие контакта, инициированного взрослым;
- Установление контакта с педагогом и другими взрослыми, участвующими в организации учебного процесса;
- Ориентация в учебной среде (пространство, материалы, расписание) класса: нахождение индивидуального шкафа для хранения личных вещей; нахождение своего (рабочего) места за столом; нахождение своего набора индивидуальных заданий; нахождение места хранения набора индивидуальных заданий; нахождение места для отдыха; нахождение места, предназначенного для игровой деятельности; нахождение места хранения игрушек.
Формирование учебного поведения:
- Поддержание правильной позы;
- Направленность взгляда на лицо взрослого, на выполняемое задание;
- Подражание простым движениям и действиям с предметами;
- Выполнение простых речевых инструкций (дай, возьми, встань, сядь, подними и др.);
- Использование по назначению учебных материалов;
- Выполнение простых действий с одним предметом (по подражанию);
- Выполнение действий с предметами (по подражанию);
- Выполнение соотнесения одинаковых предметов (по образцу);
- Выполнение соотнесения одинаковых картинок (по образцу);
- Выполнение простых действий по наглядным алгоритмам (расписаниям) (по образцу);
- Сидение за столом в течение определенного периода времени на групповом занятии;
- Выполнение движений и действий с предметами по подражанию и по образцу на групповом занятии;
- Выполнение речевых инструкций на групповом занятии;
- Принятие помощи учителя на групповом занятии.
Формирование умения выполнять задания в соответствии с определенными характеристиками:
- Выполнение задания полностью (от начала до конца);
- Переход от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.
Примерные критерии оценки знаний, умений и навыков обучающихся
В соответствии с требованиями ФГОС к адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с умственной отсталостью (вариант 2) результативность обучения может оцениваться только строго индивидуально с учетом особенностей психофизического развития и особых образовательных потребностей каждого обучающегося.
Показатели сформированности представлений:
- представление отсутствует: ребёнок не узнаёт объект/предмет (использование отсутствует);
- представление сформировано частично: у ребёнка ограничено представление об объекте/предмете (использование с постоянной подсказкой: прямой, косвенной);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: прямой);
- представление сформировано ситуативно: ребёнок не всегда узнаёт объект/предмет (использование с периодической подсказкой: косвенной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (использование с периодической подсказкой: вербальной);
- представление сформировано: ребёнок узнает объект/предмет (самостоятельное использование).
Показатели восприятия материала:
- понимает без визуализации;
- понимает без визуализации частично;
- не понимает без визуализации;
- понимает с наглядным подкреплением;
- понимает с наглядным подкреплением частично;
- не понимает.
Показатели самостоятельности:
- действие выполняется взрослым (ребенок пассивен);
- действие выполняется ребенком со значительной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого;
- действие выполняется ребенком по последовательной инструкции (по изображению или вербально);
- действие выполняется ребенком по подражанию или образцу;
- действие выполняется ребенком самостоятельно.
Содержание учебного предмета
Программа представлена следующими разделами: «Квартира, дом, двор», «Продукты питания», «Предметы быта», «Школа», «Предметы и материалы, изготовленные человеком», «Город», «Транспорт», «Традиции и обычаи».
Специфика работы по программе «Окружающий социальный мир» заключается в том, что занятия проводятся не только в классе, но и в местах общего пользования (парк, магазин, кафе, вокзал и т.д.) Ребенок выходит в город, знакомится с различными организациями, предоставляющими услуги населению, наблюдает за деятельностью окружающих людей, учится вести себя согласно общепринятым нормам поведения.
Школа - узнавание (различение) помещений школы. Знание назначения помещений школы. Нахождение помещений школы. Узнавание (различение) участков школьной территории. Знание (соблюдение) правил поведения на территории школы. Узнавание (различение) зон класса. Знание (соблюдение) распорядка школьного дня. Узнавание (различение) школьных принадлежностей: школьная доска, парта, мел, ранец, точилка, резинка, фломастер, пенал, ручка, линейка, краски, пластилин, альбом для рисования. Знание назначения школьных принадлежностей.
Квартира, дом, двор - узнавание (различение) частей дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол). Узнавание (различение) типов домов (одноэтажный (многоэтажный), каменный (деревянный), городской (сельский, дачный) дом.
Предметы быта - узнавание (различение) предметов мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод). Знание назначения предметов мебели. Узнавание (различение) предметов посуды (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож, кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож). Знание назначение предметов посуды.
Продукты питания - узнавание (различение) напитков (вода, чай, сок, какао, лимонад, компот, квас, кофе) по внешнему виду, на вкус. Узнавание упаковок с напитком. Узнавание (различение) различных продуктов питания. Узнавание упаковок с продуктами питания
Предметы и материалы, изготовленные человеком - узнавание свойств бумаги (рвется, мнется, намокает). Узнавание предметов, изготовленных из бумаги (салфетка, коробка, газета, книга и др.). Узнавание (различение) инструментов, с помощью которых работают с бумагой (ножницы, фигурный дырокол).
Город - узнавание (различение) элементов городской инфраструктуры (улицы (проспекты, переулки), здания, парки). Узнавание (различение) частей территории улицы (проезжая часть, тротуар). Знание (соблюдение) правил перехода улицы. Знание (соблюдение) правил поведения на улице.
Транспорт - узнавание (различение) наземного транспорта (рельсовый, безрельсовый). Знание назначения наземного транспорта. Знание профессий людей, работающих на транспорте. Пользование общественным транспортом (посадка в автобус, покупка билета и др.)
Традиции, обычаи - знание традиций и атрибутов праздников (Новый Год, День Победы, 8 марта, Масленица, 23 февраля, Пасха). Знание школьных традиций.Тематическое планирование по учебному предмету «Окружающий социальный мир». 4 класс
Методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для реализации программы по предмету «Окружающий социальный мир»демонстрационный материал предмета включает:
- предметные и сюжетные картинки по темам;
- разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов;
- опорные таблицы для составления предложений, рассказов по плану.
Для реализации программы по предмету «Окружающий социальный мир» используется следующая учебно-методическая литература:
- Программа обучения учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью [Текст] / Л.Б.Баряева, Д.И.Бойков, В.И.Липакова и др.; Под. ред. Л.Б.Баряева, Н.Н.Яковлевой. - СПб.: ЦПК проф. Л.Б.Баряева, 2015. - 160 с.
- Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида [Текст] / В.В.Воронкова; 8-е издание. - М.: Просвещение, 2015. - 176 с.
Для реализации программы по предмету «Окружающий социальный мир» предполагается следующая литература для детей:
- Егупова В. Изучаю мир вокруг: для одаренных детей 5-6 лет, Эксмодетство, 2013 г. - 160с.
- Понятовская Ю. Окружающий мир. Мир вокруг меня. Тетрадь. Планета (уч), 2019 г - 32 с.
Для реализации программы по предмету «Окружающий социальный мир» необходимы следующие материально-технические средства: принтер, ноутбук, колонки.
В процессе реализации программы по предмету «Окружающий социальный мир» могут быть использованы интернет-ресурсы:
- http://bookash.pro/ - электронная библиотека.
- https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России.