Урок окружающего мира на тему «О форме нашей планеты»
УМК: «Планета знаний». 4 класс
Цели: создать условия для формирования представлений о научных методах познания окружающего мира.
Задачи урока
- Образовательные: вспомнить о планетах Солнечной системы, глобусе - модели Земли; углубить знания учащихся о форме Земли.
- Развивающие: способствовать развитию грамотной речи, памяти, внимания, мышления, умения высказывать свою точку зрения, аргументировать свое высказывание.
- Воспитательные: содействовать воспитанию бережного отношения к нашей Земле, воспитание культуры общения, способности к сотрудничеству.
Планируемые результаты
личностные - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
предметные - знать форму Земли, ориентироваться в научно-популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию, прогнозировать содержание произведения по его заглавию, находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами.
метапредметные
- Познавательные УУД - уметь ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, используя свой жизненный опыт и текст учебника.
- Регулятивные УУД - уметь определять учебную задачу на уроке, высказывать свое мнение, аргументировать свой ответ.
- Коммуникативные УУД - уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать мнения других.
Форма проведения урока: групповая.
Оборудование: Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 4 класс. Часть 1, листы с текстом учебной статьи у каждого ученика, листочки с кроссвордом у каждого ученика, презентация, подготовленная учителем.
Ход урока
I. Орг. момент
II. Актуализация опорных знаний
- Давайте вспомним, что мы изучали на уроках из раздела «Мы живём на планете Земля».
Для этого отгадаем кроссворд - работа в парах (листочки с заданием):
- Направление, сторона света, где вечером заходит солнце. (Запад)
- Измерение времени, основанное на периодическом повторении явлений природы. (Календарь)
- Устройство (прибор), облегчающее ориентирование на местности. (Компас)
- Разновидность календаря, основанная на периодической смене полнолуния и новолуния. (Лунный)
- Самая яркая звезда, которая ближе всех расположена к Северному полюсу. (Полярная)
- Какое «ключевое» слово у нас получилось?
- Что обозначает слово «земля»?
- Давайте узнаем значение этого слова в Толковом словаре Ожегова. (Слайд 1)
Земля - 1 - третья от Солнца планета Солнечной системы, вращающаяся вокруг Солнца и вокруг своей оси; 2 - суша в противоположность водному или воздушному пространству; 3 - почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность.
- Почему Землю нельзя назвать звездой?
- Какое место занимает Земля в Солнечной системе?
III. Постановка проблемы, формулирование темы и цели урока
- На этом уроке мы продолжим разговор о нашем доме - планете Земля. Прочитайте в учебнике тему урока. (Слайд 2) Предположите, о чем пойдет сегодня речь. На какой вопрос нам предстоит сегодня ответить? Какова тема урока? Каковы цели урока?
Наша сегодняшняя цель: найти доказательства того, что Земля имеет форму шара.
IV. Совместное «открытие» знаний
1. Чтение статьи учебника с. 98-99 (статья дублирована на листках, которые выданы учащимся).
- Определите, к какому жанру относится текст, который вы прочитали. О чём вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Рассуждение.) Почему так решили? Какова его основная мысль?
2. - Вспомним, определение термина. (Слайд 3)
- Найдите и выделите желтым цветом в тексте термины, которые требуют объяснения. (По щелчку на экране появляются слова: планета, вывод, горизонт, линия горизонта, местность, горы, окружность, затмение, шар, геоид.) С какими из них ты уже знаком?
- Подумайте и объясните, что такое геоид. Какое предложение помогло вам это определить? Подчеркните его простым карандашом.
3. - Ответьте на вопросы. Нужную информацию выделяйте в тексте. (Слайд 4)
Зеленым: - Как древние люди представляли Землю?
- Какие наблюдения доказывают шарообразность Земли?
4. Работа в группах (прием «зиг-заг»): 4 группы (№ 1-4). (Слайд 5)
- Каждый член группы читает свой отрывок, отмеченный соответствующим номером.
- Выделите в доказательстве одно ключевое слово или словосочетание, или предложение, отражающее его тему.
- Выберите человека, который расскажет это доказательство шарообразности Земли всем одноклассникам.
- Придумайте 1-2 вопроса по содержанию своего выступления, адресованные остальным одноклассникам.
5. Презентация работы групп.
6. Составление кластера.
7. Чтение статьи учебника на с. 100. (Продолжение статьи на листе)
- О чем вы прочитали? К какому типу относится этот текст? (Описание.) Почему так решили? Какова его главная мысль? (Землю надо беречь.)
8. Работа с текстом. (Слайд 7)
- Найдите в первой цитате слова-синонимы (удивительно - поразительно).
- Замените в предложении «Наша голубая планета из космоса удивительно красива» слово удивительно другим, близким по значению (дивный, диковинный, изумительный, поразительный, разительный, странный, чрезвычайный, чудный, чудесный, сенсационный)
- Познакомьтесь с лексическим значением слова ресурсы (щелчок). В каком значении это слово употреблено в тексте? С каким прилагательным связано слово ресурсы в тексте?
- Выделите прилагательные, которые используют космонавты, описывая Землю, желтым цветом.
- Найдите во второй цитате словосочетания с противоположным значением (черное пространство - многоцветная планета, крошечная и незначительная - важная и значительная).
- Чем Земля похожа на космический корабль? (- несется в космосе; - есть экипаж; - ограниченные ресурсы)
- Почему же нужно беречь нашу планету? (Земля уникальна!)