Класс: 3.
Цели урока:
- выяснить свойства воздуха опытным путём;
- определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать культуру общения, умение работать в группах.
Личностные УУД:
- повышение уровня мотивации учебной деятельности;
- ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
- духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику жизни на земле.
- воспитание бережного отношения к природе
- воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Регулятивные УУД:
- вырабатывать способность различать способ и результат действия;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
- создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
- уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;
Познавательные УУД:
- учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
- развивать наблюдательность и умения рассуждать;
- уметь проводить несложные исследования.
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
- задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
- адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-исследование.
Технологическая карта урока
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1 |
Организационный момент Слайд 1 |
Я с удовольствием приветствую вас на уроке и желаю каждому из вас удачи в работе!
|
Читают девиз (Справиться со всеми заданиями. Преодолеть все трудности. Достичь поставленной цели) |
2 |
Запись домашнего задания |
На доске белым мелом записано общее для всех домашнее задание. А жёлтым- задание по желанию |
Списывают с доски обязательное задание (с.103-108, РТ № 52) и задание на выбор (подобрать пословицы и поговорки о воздухе, при желании выполнить к ним рисунки) |
3 |
Организационный момент Слайд 2 |
Работать будете в группах
|
Распределяются в группы
|
3 |
Актуализация знаний |
Отгадайте загадку:
|
(воздух)
|
Из каких смесей состоит воздух? | (азот, кислород, углекислый газ, другие газы) | ||
Почему нам необходим кислород? | (необходим всему живому для дыхания) | ||
Какой газ поддерживает горение? | (кислород) | ||
Каким газом дышат растения? | (углекислым) | ||
Что, помимо смеси газов, находится в воздухе?
Вы многое уже знаете о воздухе. Как думаете, этим знания о воздухе ограничиваются, или мы можем узнать ещё что-то новое? |
(водяной пар, частицы пыли и дыма, пыльца растений, микробы) | ||
4 |
Постановка проблемы и выход из неё. Определение целей урока
Слайд 2 |
Я хочу поделиться с вами интересным фактом: в среднем за день человек совершает 22.000 вдохов и выдохов! При этом он поглощает 20 кг воздуха в день. В течение минуты наши лёгкие перерабатывают 4,5 литра воздуха! Представляете?! Я узнала об этом из энциклопедии «Всё обо всём».
А вам интересно будет расширить свои знания по этому вопросу? На сегодняшнем уроке у вас будет такая возможность. |
|
А где вы можете узнать новые и интересные сведения об изучаемом вопросе? | (из учебников, энциклопедий, от учителя, библиотекаря, от родителей, из интернета и ТВ) | ||
У каждой группы на столе лежит лист с вопросами, на которые необходимо ответить и внести ответы в таблицу. | Выполняют задание учителя, обсуждают в группах, вносят ответы в таблицу «Свойства воздуха» | ||
1. Посмотрите через ладонь на своего соседа. Видите ли вы его? Почему?
А убрав ладонь, увидите соседа? О чём это говорит? |
(прозрачный) |
||
2. Если находиться в чистом, проветриваемом помещении, будете ли вы чувствовать запахи?
Что это значит? |
(не имеет запаха) |
||
3. Какого цвета дверь нашего класса? А жалюзи? А какого цвета воздух вокруг нас?
Как вы это объясните? |
(воздух бесцветный) |
||
4. А) Положите на ладонь учебник окружающего мира. Имеет он вес?
Б) А теперь попробуйте определить, имеет ли вес воздух в вашей зажатой ладони. Какая часть задания вызвала затруднения? Зачитайте, какие ответы вписали в таблицу (фронтальный опрос) |
(Испытывают затруднения при ответе на данный вопрос) (Б) |
||
Выход из проблемы |
Как найти ответ на этот вопрос? Может невозможно взвесить воздух? Как можно доказать или опровергнуть ваши предположения?
|
Доказать или опровергнуть опытным путём | |
Определение темы урока
|
Определите тему урока |
(Познакомиться со свойствами воздуха) |
|
Постановка целей урока
Слайд 3 |
Какие цели поставим на урок? |
(Узнать, какими свойствами обладает воздух;
исследовать свойства воздуха опытным путём; узнать, как человек и животные применяют знания свойств воздуха) |
|
5 | Открытие новых знаний |
Давайте вернёмся к нашей таблице. Прочтите, какие свойства воздуха вы вписали в ваши таблицы.
Проведя опыты и исследования, вы сможете дополнить таблицу новыми сведениями |
Зачитывают по одному свойству
Сверяют записи с другими группами |
Работа с учебником |
Откройте учебник на с.103, прочтите в группах. Договоритесь, как вы выполните это задание.
Какие вопросы поставил Миша? |
(Читают цепочкой либо каким-либо другим способом в группах)
|
|
Схожи с теми, на которые пытались ответить мы?
|
(схожи)
|
||
6 |
Практическая работа |
Кто из вас видел воздух?
Что мы доказали этим опытом с тетрадкой? |
(ветерок, колыхание, движение) (что воздух вокруг нас) |
Опыт 1
|
«Воздух занимает пространство»
|
Выполняют в группах
(из стакана выходят пузырьки воздуха и пустое место занимает вода)
(воздух занимает пространство)
|
|
Опыт 2
|
Выскажите свои предположения, имеет ли воздух силу?
|
Наблюдают
|
|
Где вы наблюдали упругость?
Какой вывод сделали? Сравните с выводом в учебнике на с. 105 |
(при игре в мяч)
(воздух можно сжимать) |
||
Опыт 3
|
«Воздух можно нагревать и охлаждать»
|
Выполняют в группах
(из трубки выходят пузырьки воздуха)
|
|
Опыт 4
Слайд 7 |
Продолжаем исследовать свойства воздуха. Как по-вашему, можно нагреть воздух?
Аня и Рома приготовили для вас опыт с нагреванием воздуха Предположите, какая колба легче - с холодным воздухом или с тёплым? |
Высказывают предположения Наблюдают |
|
Открыв это свойство, человек придумал способ подниматься в воздух … как вы думаете, на чём? |
Записывают вывод
|
||
7 |
Закрепление Слайд 8 |
Появились ли у вас новые, полезные для вас знания?
|
(тест) |
Слайд 9 |
Как помогают людям знания свойств воздуха в обычной бытовой жизни? Кто может привести примеры использования людьми и животными свойств воздуха?
|
Сообщения учениц
|
|
8 |
Итог урока |
Вспомните, как определили тему урока. Смогли раскрыть её, как думаете?
|
Ответы детей Выполняют |
9 |
Рефлексия
Слайд 11 |
Давайте вернёмся к началу урока. Перефразируйте девиз на итог работы.
|
(Мы смогли! Мы сумели! У нас всё получилось!) Ответы |
Определите своё место на лесенке успеха
|
Определяют поднятием руки |
||
Слайд 11 |
Спасибо всем за работу и сотрудничество! |