Разработка урока по окружающему миру "Свойства воздуха". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: окружающий мир, свойства воздуха, воздух


Класс: 3.

Цели урока:

  • выяснить свойства воздуха опытным путём;
  • определить значение воздуха для человека, растений и животных, необходимость охраны воздуха от загрязнения;
  • воспитывать бережное отношение к природе;
  • воспитывать культуру общения, умение работать в группах.

Личностные УУД:

  • повышение уровня мотивации учебной деятельности;
  • ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
  • духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе - источнику жизни на земле.
  • воспитание бережного отношения к природе
  • воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Регулятивные УУД:

  • вырабатывать способность различать способ и результат действия;
  • в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
  • создавать условия психологической комфортности адекватную самооценку собственной деятельности.
  • уметь формулировать несложную учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы, сотрудничать;

Познавательные УУД:

  • учить наблюдать, делать выводы, обобщать;
  • развивать наблюдательность и умения рассуждать;
  • уметь проводить несложные исследования.

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
  • задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
  • адекватно оценивать свою роль в коллективной (парной) творческой деятельности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Правила работы в группе

Тест

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1

Организационный момент

Слайд 1

Я с удовольствием приветствую вас на уроке и желаю каждому из вас удачи в работе!
Повторим наш девиз урока:
«Мы сможем! Мы сумеем! У нас всё получится!»
Что мы сможем?
Что сумеем?
Что у нас получится?

Читают девиз

(Справиться со всеми заданиями. Преодолеть все трудности. Достичь поставленной цели)

2

Запись домашнего задания

На доске белым мелом записано общее для всех домашнее задание. А жёлтым- задание по желанию

Списывают с доски обязательное задание (с.103-108, РТ № 52) и задание на выбор (подобрать пословицы и поговорки о воздухе, при желании выполнить к ним рисунки)

3

Организационный момент

Слайд 2

Работать будете в группах
Пред вами памятка с правилами групповой работы. Посоветуйтесь и выберите для своей группы самые, на ваш взгляд, важные из них.
Какие правила выбрали?
Какие вам не пригодились?

Распределяются в группы
(Правила групповой работы перед детьми на листочках)

3

Актуализация знаний

Отгадайте загадку:
Всю жизнь с ним живём, а ни разу не видели.
Что вы знаете о воздухе? Расскажите, а я постараюсь зафиксировать ваши ответы.
(На доске вывешивается опорная схема)

(воздух)

Из каких смесей состоит воздух? (азот, кислород, углекислый газ, другие газы)
Почему нам необходим кислород? (необходим всему живому для дыхания)
Какой газ поддерживает горение? (кислород)
Каким газом дышат растения? (углекислым)
Что, помимо смеси газов, находится в воздухе?
Вы многое уже знаете о воздухе. Как думаете, этим знания о воздухе ограничиваются, или мы можем узнать ещё что-то новое?
(водяной пар, частицы пыли и дыма, пыльца растений, микробы)
4 Постановка проблемы и выход из неё. Определение целей урока
Слайд 2
Я хочу поделиться с вами интересным фактом: в среднем за день человек совершает 22.000 вдохов и выдохов! При этом он поглощает 20 кг воздуха в день. В течение минуты наши лёгкие перерабатывают 4,5 литра воздуха! Представляете?! Я узнала об этом из энциклопедии «Всё обо всём».
А вам интересно будет расширить свои знания по этому вопросу?
На сегодняшнем уроке у вас будет такая возможность.
А где вы можете узнать новые и интересные сведения об изучаемом вопросе? (из учебников, энциклопедий, от учителя, библиотекаря, от родителей, из интернета и ТВ)
У каждой группы на столе лежит лист с вопросами, на которые необходимо ответить и внести ответы в таблицу. Выполняют задание учителя, обсуждают в группах, вносят ответы в таблицу «Свойства воздуха»
1. Посмотрите через ладонь на своего соседа. Видите ли вы его? Почему?
А убрав ладонь, увидите соседа?
О чём это говорит?

(прозрачный)

2. Если находиться в чистом, проветриваемом помещении, будете ли вы чувствовать запахи?
Что это значит?

(не имеет запаха)

3. Какого цвета дверь нашего класса? А жалюзи? А какого цвета воздух вокруг нас?
Как вы это объясните?

(воздух бесцветный)

4. А) Положите на ладонь учебник окружающего мира. Имеет он вес?
Б) А теперь попробуйте определить, имеет ли вес воздух в вашей зажатой ладони.
Какая часть задания вызвала затруднения?
Зачитайте, какие ответы вписали в таблицу (фронтальный опрос)

(Испытывают затруднения при ответе на данный вопрос)

(Б)

Выход из проблемы Как найти ответ на этот вопрос? Может невозможно взвесить воздух? Как можно доказать или опровергнуть ваши предположения?
Доказать или опровергнуть опытным путём

Определение темы урока
Слайд 3

Определите тему урока

(Познакомиться со свойствами воздуха)

Постановка целей урока
Слайд 3
Какие цели поставим на урок? (Узнать, какими свойствами обладает воздух;
исследовать свойства воздуха опытным путём;
узнать, как человек и животные применяют знания свойств воздуха)
5 Открытие новых знаний Давайте вернёмся к нашей таблице. Прочтите, какие свойства воздуха вы вписали в ваши таблицы.
Проведя опыты и исследования, вы сможете дополнить таблицу новыми сведениями
Зачитывают по одному свойству
Сверяют записи с другими группами
Работа с учебником Откройте учебник на с.103, прочтите в группах. Договоритесь, как вы выполните это задание.
Какие вопросы поставил Миша?

(Читают цепочкой либо каким-либо другим способом в группах)
(как доказать, что вокруг нас воздух;
как взвесить воздух)

Схожи с теми, на которые пытались ответить мы?
Как мы можем помочь Мише ответить на вопросы?

(схожи)
(прочитать в учебнике, спросить у учителя)
(провести опыты или исследования)

6

Практическая работа

Кто из вас видел воздух?
Возьмите тетрадку и помашите ею.
Что вы чувствуете?
Воздух около нас, а мы его не видим. Воздух заполняет все промежутки, трещинки и щели в предметах. Куда бы мы не пошли, куда бы ни поехали по морю или по суше, как бы высоко ни поднялись на самолёте, как бы низко ни спустились в шахту - повсюду есть воздух.

Что мы доказали этим опытом с тетрадкой?

(ветерок, колыхание, движение)

(что воздух вокруг нас)

Опыт 1
Слайд 4

«Воздух занимает пространство»
Посмотрите на картинку и выполните задание в группе
Опустить пустой стакан в ёмкость с водой вверх дном.
Почему вода не может попасть внутрь стакана?
Осторожно наклоните стакан. Что теперь происходит?
Какой вывод сделаете?
Сверьте свой вывод с учебником, с. 104

Выполняют в группах
(её не пускает находящийся там воздух)

(из стакана выходят пузырьки воздуха и пустое место занимает вода)

(воздух занимает пространство)
(одинаковые)

Опыт 2
Слайд 5

Выскажите свои предположения, имеет ли воздух силу?
Вика и Егор для вас приготовили опыт.
«Воздух можно сжать»

Наблюдают
Вывод записывают в таблицу
(употребить слово УПРУГОСТЬ)

Где вы наблюдали упругость?
Какой вывод сделали?
Сравните с выводом в учебнике на с. 105
(при игре в мяч)
(воздух можно сжимать)

Опыт 3
Слайд 6

«Воздух можно нагревать и охлаждать»
Возьмите колбу со вставленной в неё трубкой, нагрейте руками и опустите трубку в стакан с подкрашенной водой.
Что наблюдаете?
Что это значит?
Теперь положите сверху на колбу салфетку, намоченную в холодной воде.
Что замечаете?
Почему это произошло?
Какой вывод делаете?
Сравните с выводом в учебнике на с.107

Выполняют в группах

(из трубки выходят пузырьки воздуха)
(воздух при нагревании расширяется и не умещаясь в колбе, ищет выход)
(вода из стакана с водой заполняет трубку)
(воздух, охлаждаясь, сжимается и уменьшается в объёме)

Опыт 4
Слайд 7
Продолжаем исследовать свойства воздуха. Как по-вашему, можно нагреть воздух?
Аня и Рома приготовили для вас опыт с нагреванием воздуха
Предположите, какая колба легче - с холодным воздухом или с тёплым?

Высказывают предположения

Наблюдают

Открыв это свойство, человек придумал способ подниматься в воздух … как вы думаете, на чём?

Записывают вывод
(тёплый воздух легче холодного)
(воздушный шар)

7

Закрепление

Слайд 8

Появились ли у вас новые, полезные для вас знания?
Сможете вы ими воспользоваться самостоятельно?
Примените новые знания при самостоятельной работе, ответив на вопросы теста
Сверьте свои ответы с образцом

(тест)

Слайд 9

Как помогают людям знания свойств воздуха в обычной бытовой жизни? Кто может привести примеры использования людьми и животными свойств воздуха?
Лиза и Алина изучили эти вопросы, и теперь готовы поделиться с вами

Сообщения учениц
(находящийся между перьями птиц и шерстинками животных воздух удерживает тепло; между снежинками воздух не даёт промерзать земле; воздух между рамами сохраняет тепло)

8

Итог урока

Вспомните, как определили тему урока. Смогли раскрыть её, как думаете?
Достигли ли поставленные цели?
Какие свойства воздуха смогли вывести?
Прочтите, что вписали в ваши таблицы (по группам)

Ответы детей

Выполняют

9

Рефлексия
Слайд 10

Слайд 11

Давайте вернёмся к началу урока. Перефразируйте девиз на итог работы.
Что помогло нам добиться результата? при работе в группах?

(Мы смогли! Мы сумели! У нас всё получилось!)

Ответы

Определите своё место на лесенке успеха

Определяют поднятием руки

Слайд 11

Спасибо всем за работу и сотрудничество!