Итоговые контрольные работы по русскому языку в 7–8-х классах

Разделы: Русский язык

Классы: 7, 8


7 класс

1 вариант

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) из нависш.й туч.
2) о происходивш.м в Росси.
3) под развивающ.мся знам.нем
4) о выявивш.й поб.дителя

2. В каком ряду на месте пропуска пишется буква Я(А)?
1) руб.щий, потер.нный
2) леч.щий, отмеч.на
3) осме.нный, бор.щийся
4) дыш.щий, постро.нный

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И?
1) отмеча.мый, примет.в
2) обсужда.мый, измер.в
3) вид.мый, прекращ.на
4) слыш.мый, намет.в

4. В каком предложении на месте пропуска пишется Н?
1) Перед глазами гостей открылась окружё.. ая лесом широкая площадка.
2) Наталья говорила громко и взволнова..о.
3) Парты в кабинете расставле..ы ровно.
4) Под стекля..ой коркой льда были видны пузырьки воздуха.

5. В каком предложении НЕ пишется со словом слитно?
1) Парень перемахнул через (не)высокий забор.
2) Он представил нам (не)сделанную, а только начатую работу.
3) На столе лежало (не)отправленное братом письмо.
4) Незнакомец вышел из комнаты, (не)сказав ни слова.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?
(1)откуда ждать утешения, (2)куда (3)тянет, (4)чего (5)хочется.
1) 1, 2, 4
2) 2, 4
3) 1, 4
4) 3, 5

7. В каком предложении слово (слова) пишет(ут)ся слитно?
1) (В)начале осени на кустарнике появляются ягоды, но есть их нельзя (в)следствие ядовитости.
2) В то(же) самое мгновение раздался чей(то) крик.
3) Ребята (во)время пришли на помощь.
4) (Во)время урока я дважды выходил к доске.

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?
1) досыт.
2) налев.
3) справ.
4) насух.

9. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) На столе разбросаны, не убранные со вчерашнего вечера, книги, газеты.
2) В необыкновенной, никогда не слыханной тишине зарождается рассвет.
3) Постель не убранная вовремя, смущает гостя.
4) Сила не знающая цели - мать лени.

10. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Глинка навещая своих питомцев слушал их пение, а потом шел к себе и долго-долго играл.
2) Выходя на вызовы он повсюду встречал обращенные к нему улыбки.
3) Поэт горячо аплодировал, радостно переговариваясь с молодыми людьми, окружавшими его.
4) Трудился он, не покладая рук.

Прочитайте текст и выполните задания 11-15

Арктур не был похож ни на одну из собак. Чувство его к своему хозяину было необыкновенным. У хозяина бывало минутами плохое настроение, часто от него пахло одеколоном - запахом, никогда не встречающимся в природе. Но чаще всего он был добр, и тогда Арктур изнывал от любви. Ему хотелось вскочить и помчаться, захлебываясь радостным лаем. Но все-таки сдерживался.

Мне кажется, что он как-то ощущал свою неполноценность. Я никогда не видел его ни идущим, ни бегущим свободно, спокойно и быстро.

Не мог он ничего видеть, зато в чутье не могла с ним сравниться ни одна собака. Постепенно он изучил все запахи города и прекрасно ориентировался. А каких только не было запахов! Но, где бы ни бродил Арктур, не было случая, чтобы он заблудился.

11. Озаглавьте текст, определите стиль речи.
12. Укажите грамматическую основу второго предложения.
13. Из первого абзаца выпишите причастие, определите разряд.
14. Выпишите из текста наречие в форме сравнительной степени.
15. Из третьего абзаца выпишите все частицы.

2 вариант

1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) до ближайш.й деревн.
2) от приближающ.ся туч.
3) в стелющ.мся туман.
4) о выдающ.мся произведени.

2. В каком ряду на месте пропуска пишется буква А(Я)?
1) числ.щийся, постро.нный
2) вид.щий, затер.на
3) слуш.щий, выстро.на
4) дремл.щий, усе.нный

3. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?
1) уважа.мый, выраст.в
2) изуча.мый, обид.в
3) ороша.мый, подмет.в
4) прерыва.мый, прослав.в

4. В каком предложении на месте пропуска пишется Н?
1) Береза, вся усея..ая клейкими листьями, не шевелилась.
2) У крыльца стояли оседла..ые лошади.
3) Видны были одна-две испуга..ые звезды.
4) Мы оставили ране..ого казака.

5. В каком предложении НЕ пишется со словом слитно?
1) В голосе матери звучала (не)скрываемая тревога.
2) (Не) проверяемые ударением гласные надо запомнить.
3) Ответ на мой вопрос ещё (не)получен.
4) Страшно входить в (не)освещенный подъезд.

6. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НИ?

Я н(1)кому н(2) поверю, что есть на Земле места скучные и н(3)дающие н(4)какой пищи человеческой мысли.
1) 1, 2, 4
2) 2, 4
3) 1, 4
4) 3, 5

7. В каком предложении слова пишутся слитно?
1) В (тот)час я (ни)как не мог встретиться с вами.
2) (В)начале я не понял, почему мне (не)нужно с нею встречаться.
3) Что(бы) он стал делать, если(бы) поездка (не) состоялась.
4) Птицы то(же) ведут себя (по)разному.

8. В каком слове на месте пропуска пишется буква А?
1) засветл.
2) искос.
3) начист.
4) затемн

9. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Сорванная с деревьев, листва закружилась в вихре.
2) Так прозрачно золотист, играющий на солнце, лист.
3) Её темные густые волосы, забранные в кружевную косынку, сбились, касаясь плеча.
4) Она взяла веер, сделанный из пальмового листа и повернулась к морю.

10. В каком предложении правильно расставлены знаки препинания?
1) Гром грохотал, не переставая.
2) Девочка ползла по болоту, не поднимая вверх головы.
3) Я сам наслаждался, валяясь на сене их шумным весельем.
4) В то день мы все работали, не покладая рук.

Прочитайте текст и выполните задания 11-15

На полях появляются сначала проталины. Скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдёт ещё неделя, и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится всё синее, а воздух всё теплее.
Ещё не весь снег сойдёт, когда там и сям начнёт уже показываться новая, ярко-зелёная травка. На полях, засеянных рожью или пшеницей, поднимаются и зеленеют посевы.

Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и жёлтый одуванчик, который со временем наденет свою пушистую белую шапочку.

Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору берёзы или клёна, то из-под неё закапает сладкий и душистый сок.

11. Озаглавьте текст, определите стиль речи.
12. Укажите грамматическую основу второго предложения.
13. Из последнего абзаца выпишите причастие, определите разряд.
14. Какой частью речи являются выделенные слова?
15. Из третьего абзаца выпишите все союзы.

8 класс

1 вариант

1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная?
1) коснуться, блестящий
2) замолчать, роскошный
3) канонада, вершина
4) гнездиться, расстелить

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
1) а(т,тт)естат, пье(с, сс)а
2) иску(с, сс)тво, конгре(с, сс)
3) и(л, лл)юминация, дра(м,мм)а
4) исти(н, нн)ый, иску(с, сс)ный

3. В каком ряду на месте пропуска пишется безударная непроверяемая гласная?
1) изб.рательный, д.говор
2) прив.легия, пр.зидент
3) р.весник, прит.жение
4) объед.нять, к.ллектив

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1) срЕдства
2) собрАла
3) красИвее
4) облегчИть

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым
1) Мама будет искать для нас чистое полотенце.
2) Я люблю долго смотреть на море.
3) По праздникам модно было понежиться в постели.
4) Еле слышен тихий разговор.

6. Какое предложение является неопределённо- личным?
1) Моё письмо к тебе прочитай на досуге.
2) Очередного раненого переносили на отдельный стол.
3) Пахнет весенними почками, пробудившейся теплой землей.
4) Ветер с моря, тише дуй и вей.

7. В состав какого предложения входит неполное?
1) Золото испытывают огнём, а человека- трудом.
2) С утра в поле косили.
3) Бывает трудно, а то и невозможно разобраться в подобной ситуации.
4) Назначение искусства - помогать людям полюбить жизнь.

8. В каком предложении на месте пропуска надо ставить тире?
1) Подлинный художник (..) не хозяин своих героев.
2) Снег лежал повсюду (..) на дорожке, на скамейке, на ветвях деревьев.
3) Знаки препинания (..) ноты при чтении.
4) Люди (..) мы самые обычные.

9. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) К сожалению всё произошло не так как мы ожидали.
2) Мы жили в подвале большого каменного дома.
3) По всей вероятности ты хочешь остаться в деревне?
4) Не хочется конечно расписываться в своём бессилии.

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Генерал (он был невысокого роста и плотного телосложения) молча сделал навстречу Ивану Федоровичу быстрое движение корпусом и протянул руку.
2) И, к радости, примешана печаль, как запах яблок к запаху олифы.
3) И радость, как жаркий родник, застучала в груди.
4) Между ними блестели темно-голубые клочки неба, украшенные золотыми крапинками звёзд.

Прочитайте текст и выполните задания 11-16.

(1) В то утро я впервые услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке. (2)Я смотрел в открытое окно, лежа в постели.

(3)Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. (4)Открылись ворота двора, и пастух-хозяин, в новой синей рубахе, в сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился и приложил обеими руками длинный рожок к губам.(5) Рожок заиграл так громко, что даже в ушах звенело.(6) Но это только сначала.(7) Потом он стал забирать выше, жальче. (8)И вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело.(9) Замычали вдали коровы, стали понемногу подходить ближе.(10) А пастух все играл, забыв про все. (11)Играл, запрокинув голову, играл в небо. (12)Когда пастух переводил дыхание, раздавались восхищенные голоса, славившие его игру.

11. Озаглавьте текст, определить тип речи.
12. Из предложения 2 выпишите словосочетание со связью согласование.
13. Напишите номера предложений, в которых есть обособленные определения.
14. Укажите тип сказуемого в предложении 3.
15. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
16. Чем осложнено предложение 9?

2 вариант

1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная?
1) пробирается, догорает
2) коситься, репетиция
3) делегат, прикосновение
4) росистый, поглощение

2. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется удвоенная согласная?
1) профе(с, сс)ия, серебря(н, нн)ый
2) иску(с, сс)ный, подли(н, нн)ый
3) хо(к,кк)ей, а(т, тт)ракцион
4) приви(л,лл)егия, труже(н, нн)ик

3. В каком ряду на месте пропуска пишется безударная непроверяемая гласная?
1) выр.стить, к.нференция
2) д.баты, б.льшинство
3) к.нкуренция, д.визия
4) к.митет, гер.изм

4. В каком слове неверно выделена буква, обозначающий ударный гласный звук?
1) звОнит
2) бралА
3) щавЕль
4) жалюзИ

5. Укажите предложение с составным именным сказуемым
1) Володька не падал духом.
2) Моя мама была машинисткой.
3) С помощью языка ребенок постигает мир.
4) Снег уже начинает подтаивать.

6. Какое предложение является безличным?
1) В Сибири не любят горячку и спешку.
2) Поздняя осень.
3) Как часто не хватает нам добрых слов.
4) Собираем в август урожай плодов.

7. В состав какого предложения входит неполное?
1) Я надела черное платье, а сестра - синее.
2) Сказка нужна не только детям, но и взрослым.
3) На небе нет ни облачка.
4) Не одежду, а ум надо украшать.

8. В каком предложении на месте пропуска надо ставить тире?
1) Приблизительный вес корабельного груза (..) двести тонн.
2) Сизая туча (..) как огромная птица с черными крыльями.
3) Артист сказал (..) «Мальчик, подойди ко мне».
4) Утро рассеивает всё (..) страх, усталость, волнения.

9. В каком предложении нужно поставить одну запятую?
1) На песчаном речном берегу неспешно копошились гуси.
2) Водились за ним правда некоторые слабости.
3) Бывало молодые ругались в день по несколько раз.
4) В кабинете стояли коричневые желтые стулья книжный шкаф.

10. В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?
1) Было грустно, и в весеннем воздухе, и на темневшем небе, и в вагоне.
2) По всей вероятности, она пошла в лес без разрешения.
3) Между тем он нуждался в помощи больше других.
4) Три брата Лены - самому младшему было восемь лет- помогали родителям на даче.

Прочитайте текст и выполните задания 11-16.

(1)Перелет- тяжелый период в жизни пернатых, требующий от них отдачи всех сил. (2) Однако они становятся путешественниками, несмотря на трудности, которые им приходится преодолевать в пути.

(3) Одна из загадок природы - способность птиц определять время начала перелетов. (4) Сроки сбора на зимовки им устанавливать нетрудно. (5) Ненастная осенняя погода, сокращение продолжительности светового дня - все это торопит в дорогу. (6) Другое дело - возвращение к местам гнездовий, на родину. (7)Как птицы определяют, живя в тропиках, приближение весны у нас? (8)По-видимому, им помогают птичьи биологические часы.

(9)Как известно, солнце в течение дня перемещается из восточных районов небосвода в западные. (10) Удивление вызывают наблюдения, показывающие способность птиц ориентироваться по солнцу. (11) Для многих птиц эта способность врожденная. (12) Пернатым, не получившим в наследство эти знания, запомнить необходимые в пути ориентиры помогает фантастическая память.(13) Птицы, утверждают ученые, ощущают также земные запахи, прислушиваются к раздающимся снизу звукам, учитывают величину центробежной силы, возникающей при вращении Земли, и реагируют на изменение ее магнитного поля.

11. Озаглавьте текст, определите его основную мысль.
12. Определите тип сказуемого в предложении 1.
13. Выпишите номера предложений с неоднородными определениями.
14. Из предложения 4 выпишите словосочетание со связью управление.
15. Укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.
16. Чем осложнено предложение 9?