Нам хорошо известно, что особенностью федеральных государственных образовательных стандартов общего образования является их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Поэтому изменяются и технологи обучения. Думаю, работая в 5-6 классах, вы отказываетесь от традиционной технологии с иллюстративно-объяснительным методом обучения, при котором знания даются в готовом виде.
Часто педагогическую технологию определяют, как: Совокупность способов организации учебно-познавательного процесса или последовательность определённых действий, операций, связанных с конкретной деятельностью учителя и направленных на достижение поставленных целей (технологическая цепочка).
Стандарты второго поколения нацеливают учителя на формирование у школьников универсальных учебных действий, которое может быть обеспечено только в результате деятельности ученика в условиях выбора и при использовании учителем индивидуально-ориентированных технологий.
В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии:
- Технология развития критического мышления
- Проектная технология
- Технология развивающего обучения
- Технология проблемного обучения
- Игровые технологии
- Модульная технология
- Технология мастерских
- Кейс-технология
- Технология интегрированного обучения
- Педагогика сотрудничества
- Технологии уровневой дифференциации
- Групповые технологии.
- Традиционные технологии (классно-урочная система)
Работая второй год в условиях реализации ФГОС, среди деятельностно-развивающих технологий обучения я выделяю и активно использую технологию критического мышления. Почему? Характерная особенность ее - перевод учебного процесса на субъект - субъектную основу, реальная индивидуализация и дифференциация учебного процесса; меняется отношение ребёнка к учебному процессу, так как он как раз выступает не как объект для восприятия готовых знаний, а как соучастник, соавтор процесса обучения.
Не стану давать определение технологии критического мышления, говорить об особенностях ее организации. Об этом мы говорили на районных педагогических чтениях и на других семинарах. Я расскажу о плюсах применения данной технологии, о примерах использования методов ТРКМ на разных этапах урока.
Данная педагогическая технология позволяет ориентироваться на внутреннюю мотивацию учащихся, более устойчивую, чем внешнюю.
Реализуется задача:
научить школьников
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- отвергать ненужную или неверную информацию;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- избегать категоричности в утверждениях;
- быть честным в своих рассуждениях;
- выявлять предвзятые отношение, мнение и суждение;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
- подвергать сомнению логическую непоследовательность устной или письменной речи;
- отделять главное от существенного в тексте или в речи и уметь акцентировать внимание на первом.
Весь урок можно построить на использовании данной технологии либо использовать отдельные методические приемы.
Обратимся к этапам урока. На этапе актуализации знаний активно использую такой прием, как
Конструктивная таблица «Знаем - хотим узнать - узнали»
До знакомства с темой, текстом уч-ся самостоятельно или в группе заполняют 1, 2 столбики таблицы.
По ходу знакомства с текстом заполняют 3 графу. После следует сопоставление граф таблицы.
Ребята разбиваются на пары и заполняют первую графу таблицы (что я знаю по теме: это могут быть какие-то ассоциации, исторические сведения, предположения), после обсуждения полученных результатов в классе учащиеся сами формулируют цели урока: что я хочу узнать? Для устранения пробелов в собственных знаниях и заполняют 2 графу. Т.е. происходит переход к следующему этапу урока - целеполаганию. После изучения темы соотносят полученную информацию с той, что была у них в начале урока, учатся рефлексировать собственную мыслительную деятельность.
знаю |
хочу узнать |
узнал |
|
|
|
Так в 5 классе ребята знакомятся в §48 с определением художественной и научно-деловой речи, а в 6 кл. в §15 знакомятся с темой "Разграничение деловой и научной речи". Поэтому в 1-й графу таблицы ребята записывали все, что они помнили о научно-деловой речи. Затем формулировали цель: понять, чем же различаются научная и деловая речь, что у них общего, после изучения параграфа записывали в 3-й графе разные условия общения (где? с кем?) и задачи речи (с какой целью).
Другой прием «Мозговая атака»
- 1 этап. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают по данной теме.
- 2 этап. Происходит обмен информацией.
Главная задача рефлексии - исправить предшествующие представления, «присвоить «новую информацию, определить перспективы в изучении темы.
Можно, например, использовать на уроке русского языка при изучении темы «Имя существительное» в 5 классе, когда необходимо восстановить изученное по данной теме в начальных классах
На этапе актуализации знаний эффективен прием «Верно ли утверждение».
Учащиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных учителем, описывают заданную тему, ситуацию, систему правил, обосновывают свой ответ
Верны ли утверждения?
- Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов
- Окончание - изменяемая значимая часть слова, которая служит для образования новых слов
- Однокоренные слова - слова, имеющие одинаковый корень
Данный прием позволяет достаточно быстро повторить у всего класса имеющиеся знания.
Прием "Корзина идей"
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта. Этот прием позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме урока. Алгоритм работы:
1. Каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты).
2. Обмен информацией в парах или группах.
3. Далее каждая группа называет какое-то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного., т.е. все, как и при мозговом штурме, но
4. Кратко записываются все сведения в "корзине идей", даже если они ошибочны.
5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
В 6-м классе данный прием можно использовать при изучении тем «Употребление имен существительных в речи», «Имен прилагательных в речи», «Морфологические признаки глагола».
Следующий этап - целеполагание. Если ребята заполняли конструктивную таблицу, они определились с целями урока. Можно просто предложить ребятам сформулировать цель урока, используя опорные слова: повторить..., уточнить…, учиться…
К определению темы урока, целей часто подвожу через создание проблемной ситуации, при этом использую разные виды учебной ситуации. Например,«затруднение» - учащиеся получают задание, которое невозможно выполнить без новых знаний. В ходе проблемного диалога учитель подводит учеников к осознанию нехватки знаний и формулированию проблемы урока в виде темы или цели. Так, при изучении темы Написание приставок пре-, при- ребятам было дано задание :объяснить написание приставок в следующих словах : сбежать, дописать, расписание, прилететь, нарисовать, беспокойный, привокзальный. В двух словах, конечно, выполнить этого, т.е. обнаружили нехватку знаний.
Другая ситуация - «удивление», предполагает сравнительный анализ двух фактов, мнений, предположений. В процессе сравнения учитель должен добиться осознания учениками несовпадения, противоречия, которое должно вызвать у них удивление и привести к формулировке проблемы урока в виде вопроса. Так, в 5 классе изучается тема «Употребление суффиксов существительных -чик, -щик» (§89). Предлагаю задание: от слов "груз" и "буфет" образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик- и -щик. Прошу прочитать полученные слова: грузчик и грузщик, буфетчик и буфетщик.
Что же получается? (Побуждение к осознанию противоречия.) Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Условий выбора того или иного суффикса.) Какой будет тема урока?
Ученики: Правописание суффиксов -чик- и -щик-.
Подходим к следующему этапу урока - «открытие» детьми нового знания. Здесь часто использую методический прием ТРКМ инсерт или пометки на полях. Учащиеся изучают параграф с карандашом в руках, делают следующие пометки: v - знаю, + - новый материал, ? - есть вопрос.Затем происходит обсуждение.
Другой прием - разбивка на кластеры. Напомню: это способ графической организации материала.
На доске записывается ключевое слово или предложение, которое является ядром темы.
Вокруг ключевого слова записываются слова, выражающие основные идеи, факты, образы по данной теме.
Любой теоретический материл параграфа прошу преобразовать в схему, таблицу, понятную краткую запись.
Использую еще один методический прием - ключевые слова. Учащиеся записывают 4-7слов (в зависимости от объема текста). Затем дают общие формулировки этих терминов, работая индивидуально либо в парах.
Такой прием как составление синквейна можно использовать на этапах урока: актуализация знаний, открытие нового знания, первичное закрепление, рефлексия деятельности.
Составление синквейна требует от уч-ся умения находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключения и выражать все это в кратких выражениях. Правила написания синквейна:
На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме. Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.
Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.
Примеры синквейна:
Дубровский
Благородный, храбрый
Протестует, разбойничает, влюбляется
Борется с несправедливостью
Человек честиДубровский
Бедный, честный
Защищает, мстит, любит
Всегда поступает благородно
Герой
Рефлексию деятельности можно провести, используя методический прием "Толстые и тонкие вопросы". Тонкие вопросы требуют односложные ответы или ответы, требующие знания фактов:
Кто? Что? Где? Куда? Как звать? Согласны ли вы? Верно ли?
Толстые вопросы предполагают развернутые ответы: дайте 3объяснения, почему...; почему вы думаете, что..; почему вы считаете, что..; в чем различие…; предположите, что будет, если..
Это проблемные вопросы.
На этапе используется та же конструктивная таблица Знал - хочу узнать - узнал - заполненная в течение урока 3я графа таблицы.
Помогают провести рефлексию опорные слова:
- сегодня я узнал.., я выполнял задания..;
- было трудно…, было интересно…;
- я понял, что.., теперь я могу…
Наряду с ТРКМ использую проектную технологию.
Плюсы проектной деятельности:
- навыки самообразования и самоконтроля, умения планировать свою деятельность
- исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, умение анализировать ее, обобщать
- развитие инициативы, активности, творчества , интереса к познавательной деятельности
- навыки групповой деятельности, сотрудничества
- индивидуальный подход
- моделирование реальной технологической цепочки: задача-результат
- лучшее закрепление полученного на уроках материала, а следовательно, и повышение результативности обучения
- использование на любом уровне и в любом возрасте
Мои ребята выполняют проекты текущие и итоговые, коллективные и индивидуальные; информационные, практико-ориентированные и творческие.
Ребята 5 класса в этом году выполняли в качестве домашнего задания проекты по литературе.
- Книжка-сказка для маленьких
- Басня. Включали в него теоретический материал: определение басни, морали, историю возникновения басни, имена создателей басен, рисунки, задания для одноклассников: узнать басню по иллюстрации, по отрывку из басни
- Загадки. Описывали отличительные особенности жанра загадки, назначение, историю возникновения, виды загадок, рисунки, сами загадки.
В 5 классе благодатная для создания проектов тема Лексика. Учащиеся защищали проекты по темам: «Сколько лексических значений имеет слово», «История одного фразеологизма», «Омонимы», «Профессиональные слова».
В 6 классе создавали практико-ориентированный проект по теме Имя прилагательное. Помимо теоретического материала, представленного в виде схем, таблиц, ребята включали в него практическую часть - задания для одноклассников по изученным темам, которые мы несколько уроков использовали на этапе актуализации знаний. Многие создают проекты в электронном виде.
В 6 кл. по литературе последний выполненный классный проект по роману «Дубровский». Ребята накануне урока самостоятельно разделились на группы, распределили обязанности, определились с источниками сбора информации и ее предоставления. На следующий день в течение двух уроков активно работали в соответствии с намеченным планом, оформили свой проект, защитили его, получили оценку одноклассников. Две группы блестяще справились с работой и в плане оформления, и содержания проекта, и защиты. Меня удивило то, что многие ребята фотографировали свои проекты, объясняя это тем, что родители, у кого-то бабушка просили показать, что у ребят получилось.
Современный урок невозможно представить без применения информационных технологий.
Использование в обучении информационных и коммуникационных технологий позволяет:
- развить у учащихся творческие способности, навыки исследовательской деятельности, умение принимать оптимальные решения;
- расширить возможности предъявления учебной информации;
- сформировать у школьников умение работать с информацией, развить коммуникативные способности;
- усилить мотивацию учения;
- активно вовлекать учащихся в учебный процесс;
- дать ребенку максимально возможный для него объем учебного материала;
- расширить наборы применяемых учебных задач;
- качественно изменить контроль за деятельностью учащихся;
- приобщить школьника к достижениям информационного общества и адекватному поведению в нем.
Самое поверхностное применение компьютера - иллюстрация материала.
Я использую на уроке мультимедийное приложение к учебнику русского языка, интерактивные дидактические материалы. Учащиеся самостоятельно создают презентации для уроков русского языка и литературы.
С 6б классом пытаемся создать буктрейлеры.
Буктрейлер - это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной форме о какой-либо книге. Цель-реклама книг, пропаганда чтения.
По содержанию:
- повествовательные (презентующие основу сюжета)
- атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции)
- концептуальные (транслирующие ключевую идею)
Этапы работы:
- Выбрать книгу, которая нравится
- Просмотреть примеры буктрейлеров
- Написать аннотацию - сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации, видеоматериал
- Записать необходимый аудиоматериал, голоса, звуки, музыку.
- Объединить собранное в один ролик.
- Просмотреть получившийся ролик.
Два мальчика из 6 класса попробовали создать буктрейлеры к роману «Дубровский».
На современном этапе существует большое количество педагогических технологий. Задача учителя - выбрать наиболее эффективные, которые будут способствовать повышению качества обучения, позволят повысить уровень мотивации, сформируют функциональную грамотность учащихся и ключевые компетенции на более высоком уровне, будут развивать потенциальные способности учащихся.