Семья - малая социальная группа,
естественная среда жизни и развития ребенка,
закладывающая основу личности.
ВВЕДЕНИЕ
Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается семья. Именно здесь она рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания с окружающим миром. Здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношения с миром.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Эта персональная среда жизни ребёнка определяется несколькими параметрами:
- социально-культурный (уровень образованности родителей);
- социально-экономический (имущественные характеристики, занятость родителей);
- технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни);
- демографический (структура семьи).
Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению семьи, повышению значимости семьи в воспитательном процессе. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению проблем в семье (падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей, семей, имеющих на воспитании одного ребёнка). Проблемным аспектом является и то, что в большинстве случаев дети не находят должной поддержки в семье.
Так как состояние общества всецело зависит от культурного, психолого-педагогического климата семьи, педагогического коллектива, защищённости подростка в социуме, то необходимо комплексное рассмотрение проблем - в единстве педагогических, психологических, социальных аспектов.
Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.
Главные идеи программы:
- семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
- ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
- ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.
Основные задачи программы:
- сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
- создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучение и сохранение семейных традиций;
- пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
- знакомить с положительным опытом семейного воспитания;
- активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.
План работы с родителями ГПД 3-х и 5-х классов
Месяц |
Организация работы с родителями |
Индивидуальная работа с родителями |
Наглядно- информационное просвещение родителей |
Изучение семей и условий семейного воспитания |
Сентябрь |
1. Родительская встреча «Давайте познакомимся». |
Индивидуальные беседы «Помощь в адаптации ребёнка к жизнедеятельности группы». |
Оформление уголка для родителей. |
1.Посещение семей на дому (в течение года по мере необходимости).
|
Октябрь |
Заседание родительского комитета группы. |
Индивидуальные беседы
|
Оформление памятки для родителей «Режим дня младшего школьника». |
Семейное творчество. Рисунок «Дружная семья». |
Ноябрь |
Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности». |
Индивидуальные консультации «Развитие речи, памяти, внимания, мышления». |
Обновление уголка для родителей - «Десять заповедей родительства». |
Анкетирование родителей «Стили семейного воспитания». |
Декабрь |
Совместная подготовка к новогоднему утреннику. |
Индивидуальные консультации «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка». |
Выставка книг, статей из газет и журналов по теме «Любовь как фактор психического здоровья ребёнка». |
Экспресс-тест для родителей по ПДД. |
Январь |
Заседание родительского комитета группы. |
Консультация «Учебные трудности ребёнка». |
Выставка фотографий «Семейный альбом». |
Анкета для родителей «10 качеств характера ребёнка». |
Февраль |
Спортивное соревнование с участием родителей и детей «Здоровая семья - здоровое общество». |
Индивидуальные беседы «Детство без слез». |
Оформление памятки для родителей по предупреждению детской агрессивности. |
«Выходной день в семье». Один день из жизни семьи. |
Март |
Открытый клубный час «Перелистывая страницы календаря». |
Индивидуальные встречи с родителями «Вопрос-ответ». |
Информационный бюллетень «Здоровье на тарелке». |
Анкета «Участие ребёнка в жизни семьи». |
Апрель |
Заседание родительского комитета группы. |
Индивидуальные консультации «Формирование волевых качеств личности». |
Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все». |
Анкетирование «Удовлетворённость работой ГПД». |
Май |
День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей». |
Индивидуальные рекомендации на следующий учебный год.
|
Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы». |
«Летний отдых детей». |
Предполагаемый результат
- формирования активной педагогической позиции родителей воспитанников;
- вооружения родителей психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками;
- активного участия родителей в учебно-воспитательном процессе, т.к. программа курса предусматривает изучение концепций толерантности, исходящие из гуманистических течений, в которых подчеркивается активное отношение к другому, сознательное признание прав и свобод другого, готовность к принятию иных взглядов.
Основная цель курса - формирование системы знаний о толерантности, как базовой общечеловеческой ценности, выражающейся «в уважении, правильном понимании богатого многообразия культур», в стремлении достичь взаимного согласия и всеобщего мира.
Исходя из цели, вытекает ряд задач:
- расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия;
- формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном общении;
- диагностика личного уровня толерантности и интолерантности, а также коррекция собственных границ толерантности и нетерпимости;
- усвоение и отработка конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
- формирование готовности и умений реализовывать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях;
- совершенствование способности изучать и понимать личность партнеров по общению.
В ходе изучения курса анализируется сущность понятия «толерантность», ее основные толкования и социальные аспекты, рассматриваются виды, типы, уровни, критерии, показатели, модели толерантности, прослеживается взаимосвязь типов общественного сознания, типов толерантности и признаков толерантности. По окончании изучения курса студенты получают знания о системе ценностей и норм толерантности, многообразии проявлений личности каждого в групповом взаимодействии; развивается социальная восприимчивость, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; формируется позитивное отношение к окружающим; развивается способность к самоанализу, самопознанию, навыки владения ведения конструктивного диалога и дискуссии.