Программа работа с родителями

Разделы: Работа с родителями


Семья - малая социальная группа,
естественная среда жизни и развития ребенка,
закладывающая основу личности.

ВВЕДЕНИЕ

Среди условий и факторов развития и воспитания ребенка (подростка) ведущим по праву считается семья. Именно здесь она рождается, получает задатки физического и духовного развития, первые знания с окружающим миром. Здесь формируются первые элементарные навыки и умения во всех видах деятельности, изначальные критерии оценки доброты, истины, красоты. Здесь протекает большая часть его жизнедеятельности, закладываются основы его отношения с миром.

Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Эта персональная среда жизни ребёнка определяется несколькими параметрами:

  • социально-культурный (уровень образованности родителей);
  • социально-экономический (имущественные характеристики, занятость родителей);
  • технико-гигиенический (условия проживания, образ жизни);
  • демографический (структура семьи).

Современные семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются программы по укреплению семьи, повышению значимости семьи в воспитательном процессе. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению проблем в семье (падение жизненного уровня, увеличение числа неполных семей, семей, имеющих на воспитании одного ребёнка). Проблемным аспектом является и то, что в большинстве случаев дети не находят должной поддержки в семье.

Так как состояние общества всецело зависит от культурного, психолого-педагогического климата семьи, педагогического коллектива, защищённости подростка в социуме, то необходимо комплексное рассмотрение проблем - в единстве педагогических, психологических, социальных аспектов.

Деятельность родителей и педагогов в интересах ребенка может быть успешной только в том случае, если они станут союзниками, что позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и таким образом помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей детей, развитии их способностей, формировании ценностных жизненных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении. Однако, практика показывает, что некоторые родители не имеют специальных знаний в области воспитания, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. В создании союза родителей и педагогов важнейшая роль принадлежит последним. Перед ними стоит задача совместно найти наиболее эффективные способы решения этой проблемы, определяя содержание и формы педагогического просвещения.

Главные идеи программы:

  • семья - основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне;
  • ребенок - надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь и поддержку, на уважительное к себе отношение;
  • ребенок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободной от любых форм насилия

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель программы - создание психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, развитие и укрепление партнерских отношений между ними, повышение педагогической культуры родителей, создание максимально комфортных условий для личностного роста и развития воспитанников.

Основные задачи программы:

  • сформировать психолого-педагогическую грамотность педагогов и родителей;
  • создавать условия для развития и укрепления у детей и взрослых чувства любви и уважения к другим людям, основанного на терпимости к особенностям окружающих, гордости за свою семью и край, изучение и сохранение семейных традиций;
  • пропагандировать знания о здоровом образе жизни;
  • знакомить с положительным опытом семейного воспитания;
  • активизировать поиск новых средств и методов, повышающих эффективность воспитательного взаимодействия.

План работы с родителями ГПД 3-х и 5-х классов

Месяц

Организация работы с родителями

Индивидуальная работа с родителями

Наглядно- информационное просвещение родителей

Изучение семей и условий семейного воспитания

Сентябрь

1. Родительская встреча «Давайте познакомимся».

Индивидуальные беседы «Помощь в адаптации ребёнка к жизнедеятельности группы».

Оформление уголка для родителей.

1.Посещение семей на дому (в течение года по мере необходимости).
2.Анкетирование родителей.

Октябрь

Заседание родительского комитета группы.

Индивидуальные беседы
«Внешний вид ребёнка».

Оформление памятки для родителей «Режим дня младшего школьника».

Семейное творчество. Рисунок «Дружная семья».

Ноябрь

Вечер вопросов и ответов «Младший школьный возраст и его особенности».

Индивидуальные консультации «Развитие речи, памяти, внимания, мышления».

Обновление уголка для родителей - «Десять заповедей родительства».

Анкетирование родителей «Стили семейного воспитания».

Декабрь

Совместная подготовка к новогоднему утреннику.

Индивидуальные консультации «Стили семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребёнка».

Выставка книг, статей из газет и журналов по теме «Любовь как фактор психического здоровья ребёнка».

Экспресс-тест для родителей по ПДД.

Январь

Заседание родительского комитета группы.

Консультация «Учебные трудности ребёнка».

Выставка фотографий «Семейный альбом».

Анкета для родителей «10 качеств характера ребёнка».

Февраль

Спортивное соревнование с участием родителей и детей «Здоровая семья - здоровое общество».

Индивидуальные беседы «Детство без слез».

Оформление памятки для родителей по предупреждению детской агрессивности.

«Выходной день в семье». Один день из жизни семьи.

Март

Открытый клубный час «Перелистывая страницы календаря».

Индивидуальные встречи с родителями «Вопрос-ответ».

Информационный бюллетень «Здоровье на тарелке».

Анкета «Участие ребёнка в жизни семьи».

Апрель

Заседание родительского комитета группы.

Индивидуальные консультации «Формирование волевых качеств личности».

Выставка творческих работ воспитанников «Талантливы все».

Анкетирование «Удовлетворённость работой ГПД».

Май

День открытых дверей группы «Вот и стали мы на год взрослей».

Индивидуальные рекомендации на следующий учебный год.
Заполнение тетради отзывов и предложений.

Оформление стенда «Яркие эпизоды из жизни нашей группы».

«Летний отдых детей».

Предполагаемый результат

  • формирования активной педагогической позиции родителей воспитанников;
  • вооружения родителей психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками;
  • активного участия родителей в учебно-воспитательном процессе, т.к. программа курса предусматривает изучение концепций толерантности, исходящие из гуманистических течений, в которых подчеркивается активное отношение к другому, сознательное признание прав и свобод другого, готовность к принятию иных взглядов.

Основная цель курса - формирование системы знаний о толерантности, как базовой общечеловеческой ценности, выражающейся «в уважении, правильном понимании богатого многообразия культур», в стремлении достичь взаимного согласия и всеобщего мира.

Исходя из цели, вытекает ряд задач:

  • расширение представлений о межкультурных различиях, о толерантности в мышлении и поведении, о психологии межкультурного взаимодействия;
  • формирование позитивных стереотипов мышления и поведения в межкультурном общении;
  • диагностика личного уровня толерантности и интолерантности, а также коррекция собственных границ толерантности и нетерпимости;
  • усвоение и отработка конструктивных стратегий поведения в конфликтных ситуациях;
  • формирование готовности и умений реализовывать полученные знания и навыки в профессиональной деятельности и реальных жизненных ситуациях;
  • совершенствование способности изучать и понимать личность партнеров по общению.

В ходе изучения курса анализируется сущность понятия «толерантность», ее основные толкования и социальные аспекты, рассматриваются виды, типы, уровни, критерии, показатели, модели толерантности, прослеживается взаимосвязь типов общественного сознания, типов толерантности и признаков толерантности. По окончании изучения курса студенты получают знания о системе ценностей и норм толерантности, многообразии проявлений личности каждого в групповом взаимодействии; развивается социальная восприимчивость, умение выслушивать другого человека, способность к эмпатии, сочувствию, сопереживанию; формируется позитивное отношение к окружающим; развивается способность к самоанализу, самопознанию, навыки владения ведения конструктивного диалога и дискуссии.