Формирование метапредметных способностей учащихся на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Современная жизнь требует от человека универсальных знаний, позволяющих без труда разобраться в любом вопросе, оценив взаимосвязи событий с разных, порой, необычных точек зрения. Это и является основной задачей метапредметного подхода. Физкультура не является исключением, так как является необходимым предметом для целостного развития личности обучающегося. Потому, учитель должен сделать урок не только интересным, но и познавательным для ребенка.

Урок физического воспитания в условиях реализации ФГОС

Современные школьники отличаются любознательностью и большей информированностью, но при этом они физически слабо развиты. Причина состоит в том, что изменились условия. Подвижным играм во дворе, большинство детей предпочитают компьютер, телефон. Основная установка - на урок физкультуры, на развитие двигательной активности обучающихся средствами видов спорта. Естественно, учитываются особенности и способности каждого ребенка. В первую очередь необходимо оценивать не то, сдан или не сдан норматив, а как ребенок развивается и совершенствуется.

Принципиальным отличием современного урока физического воспитания является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Если дети прекрасно понимают что нужно сделать без показа, это уже освоение программы. А результаты - это не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической повседневной деятельности. В чем же новизна современного урока. Произошло разделение на уроки не по видам спорта и технике изучения движения, а по направленности. Уроки с образовательно-познавательной направленностью дают обучающимся необходимые знания. Важной особенностью этих уроков является то, что обучающиеся используют учебники по физической культуре. Уроки с образовательно-обучающей направленностью используются по преимуществу для обучения практическому материалу, который содержится в разделе «Физическое совершенствование» (гимнастика с основами акробатики, легкая атлетика и др.). На этих же уроках обучающиеся осваивают и учебные знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, названия упражнений, описание техники их выполнения и т.п.). Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств и проводятся в рамках целенаправленной физической подготовки. В 5-6 классах такие уроки проводятся преимущественно как целевые уроки и планируются на основе принципов спортивной тренировки, к примеру, при подготовке к соревнованиям, например «Веселые старты», «Президентские игры», «Президентские состязания». Сейчас в большей степени любое образование направлено на формирование у обучающихся компетенций. Так и на уроках физкультуры.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета это Универсальные компетенции обучающихся на этапе образования по физической культуре.

Личностными результатами освоения обучающимися содержания программы по физической культуре являются следующие умения:

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками
  • уважительно и доброжелательно, предлагать взаимопомощь;
  • управлять своими эмоциями в различных ситуациях
  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
  • оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам.

Метапредметными результатами является умение находить взаимосвязь уроков физкультуры с другими предметами (ОБЖ, биологией, физикой, математикой, химией, историей, географией и т.д.).

Предметными результатами являются следующие умения;

  • понимать значение физической культуры в укреплении здоровья,
  • повышать интерес к урокам физкультуры,
  • уметь выполнять технические действия и приемы в соответствии со своими
  • возможностями и развитием,
  • подавать строевые команды, вести подсчёт при выполнении
  • общеразвивающих упражнений;
  • находить отличительные особенности в выполнении двигательного действия разными обучающимися,
  • выделять отличительные признаки и элементы.

Развивающее направление в уроках физической культуры это здоровье сберегающее направление с формированием устойчивого жизненного понимания значения уроков физкультуры в жизни школьника и повышения интереса к занятиям на уроках. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общей направленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узко предметные задачи физической культуры, необходимо выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у обучающихся без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Урок физической культуры в своей основе имеет двигательную направленность и характеризуется высокой моторной плотностью.

Как же построить современный урок физической культуры? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал обучающихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей интерес, увлеченность, формировало их творческое сознание?

Современный урок строится на основе использования технических средств с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий.

Используя современные технологии, учитель формирует у школьников умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, т.е. развиваются у школьников умения и навыки самостоятельности и саморазвития.

Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к разуму обучающихся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности обучающихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу. Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Возможностями формирования УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. На этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающих об изучаемом двигательном действии (обучающие показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие) Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

Помогая обучающимся анализировать и делать выводы на уроках физкультуры, стараюсь добиться интереса обучающихся к другим предметам. В свою очередь, учителя других дисциплин работают с тем же подходом.

Системный деятельностный подход помогает определить, каких результатов в воспитании и обучении можно достичь в процессе таких комплексных педагогических действий.

Естественно, немаловажным в этом процессе считается самоанализ проведенных занятий, в котором можно увидеть все достоинства и недостатки применяемой методики.

Результаты такой работы, не видны быстро, но они станут хорошо заметны в период адаптации обучающихся в более старших классах. Эта методика помогает вырастить всестороннее развитое поколение, которое сможет применить в жизни свои интеллектуальные знания и способности.

Если раньше главной задачей образовательного процесса являлось подготовить специалиста для народного хозяйства, способного решать проблемы в определенной области деятельности, то сегодня возникла необходимость формирование человеческого капитала. В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед нами поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь, целью современного образования становится развитие ученика на физкультуре, как субъекта познавательной деятельности. Особенность ФГОС нового поколения - деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Сегодня, а не вчера, мы должны снабдить учащихся знаниями, нужными для жизни в обществе, организовать умение у учащихся взаимосвязь своих знаний и упорядочить их. Учитель физической культуры ставит задачи на каждый урок, который основан на инициативе и ответственности самих учащихся. Требования ФГОС нового поколения заставляют учителя отказаться от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты устанавливаются РФ в соответствии с требованием «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Компетентность учащегося определяют его знания, умения и опыт. Компетенция - это социальное признание.