Использование технологии учебно-группового сотрудничества на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Современные требования к качеству образования в области физической культуры предполагают формирование и развитие у школьников компетенций, необходимых для саморазвития и самореализации. Однако на уроках физической культуры учащиеся, как правило, овладевают лишь определенным набором знаний и навыков, но не развивают эффективные способы их применения, так как в основном обучение направлено на развитие двигательных качеств и их контроль.

Актуальность. В последнее время наблюдается снижение интереса детей к занятиям физической культурой и спортом. Снижается уровень физической подготовленности, многие не справляются с учебными требованиями, уровень здоровья снижается. Поэтому, главная задача учителя физической культуры повысить интерес к урокам физической культуры и внеурочным занятиям.

Современные педагогические технологии позволяют, используя новые формы и методы урочной и внеурочной деятельности, повысить качество образования и привлекательность предмета «Физическая культура».

Педагогическая технология, по определению Лихачева Б.Т., - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств.

Технология сотрудничества относится к современным образовательным технологиям, ориентированным на личность ученика и реализующая потребности ФГОС второго поколения. Технология сотрудничества - эта технология, основанная на взаимодействии всех членов группы, где каждый участник несет обязательство за удачу или провал группы, ориентированная на совместную работу.

Ценность этой технологии в том, что она на современных уроках способствует умению грамотно ставить цель и находить пути для ее реализации, вовлекает детей в совместную работу, концентрирует их внимание, формирует коммуникативные компетенции, воспитывает самостоятельность, ответственность за результат.

Особенностями организации обучения в сотрудничестве является учебно-групповое сотрудничество - деление класса на группы для достижения поставленных задач. Выполнение заданий учитывает личное вложение каждого в группе, формирование групп реализует учебные ресурсы каждого ребенка.

Главный смысл обучения в сотрудничестве - это наличие общей цели, личная ответственность. Удача группы обусловлена лептой каждого и предусматривает взаимопомощь и поддержку, и одинаковые шансы успеха, которые дают возможность улучшать личные рекорды, что позволяет любому ученику оценивать себя на одном уровне с другими. Сильным и слабым ученикам для достижения своих уровней нужно затрачивать определенные усилия, поэтому они будут оцениваться одинаково, учитывая, что в том и другом случае каждый сделал, что мог. Учиться вместе гораздо интереснее и эффективнее.

Применение технологии сотрудничества на уроках физической культуры в 7-9 классах

Одной из главных задач образовательного процесса в школе является создание условий для повышения качества образования. Задача учителя состоит в том, чтобы помочь детям самостоятельно искать знания, научить их мыслить и делать выводы, видеть проблемы и находить способы их решения, воспитывать трудолюбие и ответственность.

Использование технологии сотрудничества позволяет достичь этого результата.

Для вовлечения ребёнка в учебный процесс нужно обеспечить его личную заинтересованность. Этого можно добиться привлечением детей к командной работе, где у каждого участника своя роль, его вклад в общее дело ценен, он не остается в стороне. Учебную деятельность нужно организовать на принципе сотрудничества, который предполагает доверительные отношения, взаимопомощь, личную ответственность ребенка и предоставляет ему возможность для проявления самостоятельности, инициативы и индивидуального вклада в результат.

Обучение в сотрудничестве способствует успешному усвоению материала, При групповой работе каждый ученик находится в поле зрения своих товарищей, это позволяет избежать ошибок.

При совместной деятельности формируется:

  • способность отстаивать свою точку зрения и уважать чужую, умение слышать и слушать, выстраивать диалог со всеми участниками процесса;
  • готовность прийти на выручку, умение правильно оценить не только свое участие в работе, но и одноклассников.

Выделяют несколько вариантов возможной организации технологии сотрудничества:

Обучение в команде предполагает выполнение одного задания для всей группы. Команда получает «награду» одну на всех в виде бальной оценки.

Разновидностью такой организации групповой деятельности и самой распространенной является командно- игровая технология. Учитель дает соревновательные задания по группам и время на выполнение, результат зависит от каждого участника. Задания могут быть различными - это и двигательные действия и теоретические.

«Учимся вместе» - предполагает разделение класса на группы по несколько человек, каждая группа получает свое задание. Этот метод можно сочетать с методом круговой тренировки и разноуровневого обучения, где группы, выполняют задания на нескольких станциях. Задания предполагаются для учеников разного уровня физической подготовленности. На каждой станции (3-4 станции) осуществляется самоконтроль и самооценка и вносится в оценочный лист.

Исследовательская работа учащихся в группах направлена на самостоятельную деятельность учащихся по общему вопросу темы. В группах каждый учащийся получает индивидуальные задания и вносит вклад в общую копилку результатов. А также могут выполнить одно общее творческое задание или создание интеллектуальной карты по теме. Использование методов этой технологии повышает личную вовлеченность детей в учебный процесс, пробуждает заинтересованность к совместному труду, повышает мотивацию и, как результат, успеваемость всего класса в целом. Активно использую эту форму работы с учащимися, временно освобожденными от физической нагрузки и отнесенными к специальной медицинской группе. Учащиеся разрабатывают мини-проекты, составляют комплексы физических упражнений, презентации, создают интеллектуальные карты по заданным темам.

Уроки с применение учебно-группового сотрудничества провожу в 7-9 классах, во всех разделах учебной программы. Прежде, чем использовать эту технологию провожу традиционные уроки с разучиванием различных элементов акробатики, спортивных игр, техники бега, прыжков и метаний в легкой атлетике, а также техники лыжных ходов по программе лыжной подготовки. Затем, для закрепления и совершенствования полученных знаний и навыков и формирования УУД, провожу занятия с применением технологии учебно-группового сотрудничества.

Разрабатывая уроки, выделяю несколько этапов урока:

1 этап «Организационно-мотивационный

Предлагаю план урока, организую беседу, которая помогает обучающимся сформулировать тему. Ученики активно участвуют в беседе и в итоге формулируют тему урока, я озвучиваю задачи урока.

2 этап «Осмысление»

Повторяем опорные понятия, ранее освоенные учебные действия. Предлагаю выполнить различные исходные положения, акробатические элементы или элементы спортивных игр, элементы техники передвижений и т.д.

3 этап «Самореализация»

  1. Организую работу учащихся в группах, группы формируются по желанию обучающихся. Предлагаются задания на выбор: два уровня - базовый и повышенный
  2. Контролирую выполнение заданий по методу круговой тренировки на 3-4 станциях. Ученики выполняют работу в группах, в соответствии со своей физической подготовленностью, взаимодействуют с товарищами при выполнении упражнений круговой тренировки. Оказывают взаимопомощь и страховку, исправляют ошибки в процессе выполнения заданий.
  3. Контролирую нагрузку, слежу за самочувствием учащихся и соблюдением техники безопасности.

4 этап «Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков»

Предлагаю, используя полученные знания и навыки, выполнить творческие задания или самостоятельные комплексы упражнений (например, комбинации акробатических элементов, гимнастические пирамиды, веселые эстафеты и т.д.).

В помощь ученикам предлагаются фото и видео материалы.

5 этап - «Домашнее задание»

Предлагаю учащимся проанализировать и оценить свою работу на уроке. Подвожу итоги и обязательно даю домашнее задание.

Уроки с применением технологии учебно-группового сотрудничества всегда проходят на высоком эмоциональном уровне, при высокой плотности урока.

Создаются условия для самовыражения и формируются коммуникативные навыки.

Информационные источники

  1. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: о коллективном способе учебной работы. - Просвещение, 2014 г. - 198с.
  2. Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: Пособие для преподавателей. СПб: КАРО, 2002.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. 2011 г.

Интернет-ресурсы

  1. http:festival.1september.ru
  2. http:// kopilkaurukov.ru
  3. infourok.ru