Зачем нужно развивать детскую речь? И как в этом может помочь русское народное творчество (фольклор)?
Известно, что правильная и красивая речь способствует успешному общению, обучению и развитию ребенка. Грамотная, верная речь дарит чувство уверенности в себе и позволяет находить общий язык с окружающими. Дети, которые красиво говорят, положительно выделяются на фоне сверстников. Своевременное развитие речи позволяет младшим школьникам активно познавать мир и взаимодействовать с ним. Специалисты утверждают, что в последнее время речь детей резко ухудшилась, поэтому детскую речь необходимо развивать всяческими методами и способами. Если мы говорим о школьной программе, то уже как четвертый год введен Родной (русский) язык и литературное чтение на родном (русском) языке. В нашей школе преподавание родного (русского) языка осуществляется по линии учебников:
По литературному чтению на (родном) русском языке с этого учебного года используем, к сожалению, пока только электронную версию учебника под редакцией Александровой О.М., Кузнецовой М.И., Романова В.Ю.
Почему именно эти учебники были взяты нами для работы, потому что в связи с введением нового ФГОС 3 поколения, идет апробация примерных программ на экспериментальных площадках, а содержание данных программ составлено на основе этих учебников. По литературному чтению и литературному чтению на родном (русском) языке достаточно много времени по каждому классу отводится на изучение фольклора, не зря считается, что особенно полезная и близкая детям детская литература на основе устного народного творчества.
Чтобы развивать речь хорошо подходит слушание, чтение и обсуждение прочитанного. Таким образом, обогащается словарный запас, ребенок знакомится с культурой речи, учится эмоциональной и интонационной выразительности. Существуют разнообразные стихотворения, песенки и скороговорки, которые не только развивают речь, но и помогают решить логопедические проблемы (например, улучшить звукопроизношение).
В чем польза развития речи при изучении устного народного творчества (фольклора). В фольклоре всегда присутствуют интересное содержание и яркие образы. Он формирует положительное отношение к окружающему миру, развивает фантазию и речь ребенка, а также знакомит с народными традициями и культурой. Слушая русские народные произведения, играя с родителями в пальчиковые игры, ребенок развивается. Например, в потешках зачастую есть звукоподражания животным, которые детям хочется повторить. С помощью ритма и рифмы, которые присутствуют в стихотворениях, считалках и потешках, ребенок учится интонационной выразительности. Фольклор обогащает речь ребенка, увеличивая словарный запас. Пальчиковые игры с потешками развивают мелкую моторику, которая, как известно, тесно взаимосвязана с речью. Эти скороговорки, потешки и даже сказки легко запомнить, они тренируют память ребенка и активизируют речь. Дети стараются подражать интонации и произношению героев. Существуют не только русские народные поговорки, песни и потешки, но и современные, более понятные детям. Можно даже найти скороговорки на иностранном языке. И те, и другие оказывают большую пользу для развития речи.
К сожалению, как показывает практика, дети поколения Z совершенно не хотят и не любят читать. Но как же ненавязчиво выдать ребенку тот или иной материал, чтобы ребенок проявил интерес к этому материалу, выход один, через гаджет. Я в своей работе использую образовательную платформу Учи.ру, хорошо подходит для работы над развитием речи литературный кружок.
Когда мы изучаем фольклор, а именно русские народные сказки, перед детьми выплывает текст с предисловием.
Ребенок знакомится с содержанием сказки, затем выполняют заданиями следующего содержания:
На самом деле достаточно много произведений устного народного творчества, и к каждой сказке подобраны красочные задания.
Я уверена, что ребенок при работе с текстом на карточке не сможет испытать столько эмоций, сколько он получает при выполнении заданий в игровой форме на Учи.ру. Я считаю, что такая работа будет приносить очень хорошие результаты и, конечно, при таком подходе дети с удовольствием читают и обсуждают, а учитель с удовольствием подводит итоги этой работы.
В дальнейшей своей работе я буду активно использовать все виды и формы детского фольклора не только для развития родной речи, но и для гармоничного развития творческих способностей обучающихся.