Классный час «Рождение нового типа кораблей – подводные лодки»

Разделы: Внеклассная работа


Аннотация

Возраст воспитанников: 7 класс, 13-14 лет.

Продолжительность мероприятия: 45 минут.

Цель: обосновать необходимость подводных лодок как новый тип кораблей, сформировать элементы морской культуры, развить чувства патриотизма, а также улучшить психологический климат в классе.

Задачи:

  • познакомить нахимовцев с историей и современным состоянием подводных сил России
  • создать эмоциональный настрой на работу, воспитывать у нахимовцев умение жить и работать в коллективе, уважение к себе, сверстникам на примерах службы и быта экипажей подводных лодок военно-морского флота России;
  • способствовать формированию патриотических чувств, гордости за принадлежность к Вооруженным силам России;

Форма проведения: открытое внеклассное мероприятие информационного характера с элементами игры.

Технологии, методы, приемы: наглядно-демонстрационный, беседа, работа с разными источниками информации, игровая, показ и индивидуальные выступления.

Оформление и оборудование: проектор, компьютер, презентация, фотографии, видеоролики.

Подготовительная работа: изучение специальной литературы, подготовка информационного материала на основании полученных сведениях.

Этапы мероприятия

Ход классного часа

I. Вступительная часть

Воспитатель: Приказом по Морскому ведомству за номером 52 от 11 марта 1906 года, подписанным морским Министром, вице-адмиралом Бирилевым А.А., который гласил: «Государъ Император в 6-й день марта сего года высочайше повелеть соизволил; 1) Включить в высочайше установленную в классификацию судов военного флота разряд подводных лодок...».

Именно дату «Высочайшего соизволения» (19 марта по новому стилю) принято считать официальным днем рождения Подводных сил России. Уже через три недели 27 марта 1906 г. в Либаве (Лиепая) был создан первый в России учебный отряд подводного плавания, целью которого была подготовка специалистов-подводников.

И тема классного часа будет звучать так: «Рождение нового типа кораблей - подводные лодки"(слайд 1)

II. Основная часть (просмотр презентации)

Воспитатель: Начнем с того, товарищи нахимовцы, что же такое подводная лодка. Кто ответит? (Заслушивание ответов). Спасибо, все ваши ответы в целом приняты, и соединяя их воедино, слушаем узаконенную формулировку:

Подводная лодка (ПЛ) (подлодка, субмарина) - класс кораблей, способных погружаться и длительное время действовать в подводном положении.

И если аббревиатура ПЛ, подлодка, у русского человека вопросов не вызывают, то что означает диковинное слово субмарина? (Заслушивание ответов).

У меня секретов нет, слушайте детишки! Воспитателя вашего ответ помечайте в книжке: Субмарина - от латинского sub под + marina морская.

Молодцы, мне нравится ваши любознательность и энтузиазм)

Какие же основные требования предъявляются к подводным лодкам? (Заслушивание ответов ) Подсказываю: основные требования к ПЛ это:

  • выдерживать давление воды в подводном положении, то есть обеспечивать прочность и водонепроницаемость корпуса.
  • обеспечивать управляемые погружение, всплытие, и смену глубины.
  • иметь оптимальное с точки зрения ходкости обтекание.
  • сохранять работоспособность (боеспособность) во всём диапазоне эксплуатации по физическим, климатическим условиям и условиям автономности.

Ну а почему у нас работают одни и те же нахимовцы? Давайте поактивнее, не бойтесь экспериментировать, отстаивать свою точку зрения.

Обеспечение прочности является самой трудной задачей, и потому главное внимание уделяется ей. Какое давление нас подстерегает на каждые 10 м глубины? (избыточные 1 кгс/см² на каждые 10 м глубины) принимает на себя прочный корпус, имеющий оптимальную форму для противостояния давлению. Обтекание обеспечивается лёгким корпусом.

Прочный корпус содержит все основные системы и устройства, а часто и грузы, является основой для остальных конструкций ПЛ. Для обеспечения живучести он разделён водонепроницаемыми переборками на отсеки.

Будь он сплошным, глухим, простой геометрической формы, этого хватило бы, чтобы обеспечить прочность, но на практике всё обстоит иначе: в подводной лодке нужны горловины люков, шахты, валопроводы, клапаны, и прочее - есть масса мест, где однородность корпуса нарушается. Каждое из них - концентратор напряжений, то есть слабое место. Именно там начнётся разрушение под нагрузкой. А значит, в таких местах нужны усиления - дополнительные элементы набора, утолщения обшивки. [1]

От того, насколько прочен корпус, какое давление воды он может выдерживать, зависит важнейшая тактическая характеристика ПЛ - глубина погружения. Глубина определяет скрытность и неуязвимость лодки, чем больше глубина погружения, тем сложнее обнаружить лодку и тем сложнее поразить её. Наиболее важны рабочая глубина - максимальная глубина, на которой лодка может находиться неограниченно долго без возникновения остаточных деформаций, и предельная глубина - максимальная глубина, на которую лодка ещё может погружаться без разрушения, пусть и с остаточными деформациями.

Разумеется, прочность должна сопровождаться водонепроницаемостью. Иначе лодка, как и всякий корабль, просто не сможет плавать.

Перед выходом в море или перед походом, в ходе пробного погружения, на ПЛ проверяется прочность и герметичность прочного корпуса. Непосредственно перед погружением из лодки с помощью компрессора (на дизельных ПЛ - главного дизеля) частью откачивается воздух, чтобы создать разрежение. Подается команда «слушать в отсеках». Одновременно следят за отсечным давлением. Если слышен характерный свист воздуха, и/или давление быстро восстанавливается до атмосферного, прочный корпус негерметичен. После погружения в позиционное положение подается команда «осмотреться в отсеках», и корпус и арматура визуально проверяются на течи.

Обводы лёгкого корпуса обеспечивают оптимальное обтекание на расчётном ходу. В подводном положении внутри лёгкого корпуса находится вода, - внутри и снаружи него давление одинаково и ему нет надобности быть прочным, отсюда его название. В легком корпусе располагают оборудование, не требующее изоляции от забортного давления: балластные и топливные (на дизельных ПЛ) цистерны, антенны ГАС, тяги рулевого устройства.

Прочная рубка устанавливается на прочном корпусе сверху. Выполняется водонепроницаемой. Является шлюзом для доступа в ПЛ через главный люк, спасательной камерой, а часто и боевым постом. Имеет верхний и нижний рубочный люк. Через неё же обычно пропущены шахты перископов. Прочная рубка обеспечивает дополнительную непотопляемость в надводном положении - верхний рубочный люк высоко над ватерлинией, опасность заливания ПЛ волной меньше, повреждение прочной рубки не нарушает герметичности прочного корпуса. При действии под перископом рубка позволяет увеличить его вылет - высоту головки над корпусом, - и тем самым увеличить перископную глубину. Тактически это выгоднее - срочное погружение из-под перископа происходит быстрее.

Ограждение рубки устанавливается вокруг прочной рубки, чтобы улучшить обтекание её и выдвижных устройств. Оно же формирует ходовой мостик. Выполняется лёгким.

Как же погружается и всплывает подводная лодка? По закону Архимеда, чтобы тело полностью погрузилось в воду, его вес должен равняться весу вытесненной им воды. Для погружения ПЛ принимает балласт - воду - в цистерны. Для всплытия балласт продувается: вода вытесняется из цистерн сжатым воздухом. Когда лодка полностью погружена, она меняет глубину с помощью рулей. Прием или откачка балласта после этого производится только для уравновешивания.

Заполнением ЦГБ погашается основной запас плавучести ПЛ, и обеспечивается нормальное погружение. Чтобы лучше контролировать погружение, ЦГБ разбиты на группы: носовую, кормовую и среднюю, которые можно заполнять или продувать независимо или одновременно.

Как правило, балласт ПЛ рассчитывается так, чтобы с заполненными концевыми группами лодка плавала «под рубку» - в позиционном положении. При нормальном (не срочном) погружении сначала заполняются концевые группы, проверяется герметичность корпуса и посадка, затем заполняется средняя группа. При нормальном всплытии средняя группа продувается первой.

В надводном положении лодка плавает с открытыми кингстонами и аварийными захлопками. Клапаны вентиляции закрыты. Лодку удерживает на поверхности подушка воздуха в ЦГБ. Достаточно открыть клапаны вентиляции, и подпирающая вода вытеснит воздух - лодка начнет погружаться.

По окончании погружения клапаны вентиляции закрываются. В нормальном режиме под водой лодка плавает с открытыми кингстонами и аварийными захлопками. Перед всплытием аварийные захлопки закрываются, в цистерны подается воздух. При нормальном всплытии после подачи заданного количества воздуха кингстоны также закрываются, чтобы избежать перерасхода воздуха.

Россия по праву может гордиться тем, что она является одной из немногих держав мира, в которых зарождались и нашли самое широкое применение такие средства борьбы на море, как подводные лодки (ПЛ). Проблема подводного плавания занимала умы многих людей еще во времена глубокой древности. К сожалению, практическое её решение зависело в первую очередь от уровня развития науки и техники.

В нашей стране впервые созданием подводного корабля занялся уроженец подмосковного села Покровское-Рубцово Ефим Никонов, не имевший никакого технического образования того времени, но, тем не менее, хорошо ознакомившийся с постройкой надводных парусных кораблей, работая плотником на верфи.

В конце 1718 года он подал челобитную Петру Ι. В этой челобитной он сообщал царю, что сделает «к военному случаю на неприятелей угодное судно, которым на море в тихое время будет из снаряду забивать корабли, хотя бы десять или двадцать и для пробы тому судну учинит образец, сколько на нем будет пушек». Не безразлично относившийся к тому, что касается действий на море, Петр Ι со свойственной ему энергией поддержал безвестного изобретателя, поручив его заботам Адмиралтейств-коллегии.

Адмиралтейств-коллегия вынесла по этому вопросу решение: «Крестьянина Ефима Никонова отослать в контору генерал-майора Головина и велеть образцовое судно делать». Первую модель «потаенного судна» под руководством автора заложили в марте 1720 года на территории «Галерного двора», в то время входившего в состав Главного Адмиралтейства, правопреемником которого сегодня является ФГУП «Адмиралтейские верфи». К лету 1721 года она была готова и в присутствии самого Петра Ι успешно прошла испытания. Подробных сведений о её размерах и устройстве не сохранилось. Вполне вероятно, что она имела шарообразные или бочкообразные обводы корпуса, строилась из дерева, скрепленного железными обручами, и обшивалась сырой кожей. Движителями служили весла? Система погружения состояла из «водяного ящика» - прообраза современных балластных цистерн, ручной помпы, жестяных труб и десяти оловянных пластин, в каждой из которых просверлили по 500 отверстий минимального диаметра. Через эти отверстия в «водяной мешок» поступала забортная вода.

Вторую более крупную модель, названную «огненным судном», Е.Никонов строил 3 года. К лету 1724 года впервые в мире боевое «огненное судно» было готово, но испытания его окончились неудачно из-за нарушения герметичности корпуса. В присутствии Петра Ι, «адмиралов, капитанов, чиновных людей и людишек простого звания», боевое «огненное судно» было спущено на воду и погрузилось на глубину 3-4 метра. Однако от удара о грунт было повреждено деревянное днище судна, и тем самым нарушилась герметичность его корпуса. Судно и его изобретателя удалось спасти. Петр Ι приказал мастеру укрепить корпус и повелел, чтобы ему «никто конфуза в вину не ставил». Тем не менее, первая отечественная попытка реализовать идею создания движущегося под водой обитаемого и управляемого человеком боевого средства, способного скрытно приближаться к надводным кораблям и судам противника и поражать их взрывным зарядом, относится именно к 1724 году и заслуга в этом простого русского крестьянина - плотника верфей Ефима Никонова.

Е.Никонов по приказу уже Екатерины Ι в 1725-1726 гг. построил переделанное второе «огненное судно». В отличие от предыдущих моделей эта модель обшивалась не сырой, а тщательно выделанной кожей. Работы продолжались до 1728 года, но по ряду причин Е.Никонову не удалось завершить осуществление своего проекта. Обвиненный в «недействительных строениях…» и издержании большой суммы казенных средств на постройку «потаенного судна», Ефим Никонов был разжалован из корабельных мастеров в адмиралтейские работники и сослан в Астраханское адмиралтейство. Год его рождения и смерти неизвестен. После Е.Никонова в России практически более 100 лет подводным опытным кораблестроением никто не занимался.

Предпринимавшиеся после этого периода попытки создания подводных лодок не вызывали интереса у морского ведомства. Парадоксально, но первым российским военным цельнометаллическим железным кораблем была подводная лодка с мускульным приводом, построенная в 1834 г. в Санкт-Петербурге на Александровском чугунолитейном и механическом заводе (ныне ОАО «Пролетарский завод») по проекту выдающегося военного инженера генерал-адъютанта К.А.Шильдера.

Она имела надводное водоизмещение 16.4 т, подводное 18.1 т. Основные измерения лодки: длина (без бушприта) 6 м, ширина 1.5 м, высота корпуса (без башен-рубок) 1.8 м. Глубина погружения лодки до 12,2 метров. В системе её погружения использовались гири и цистерны, заполняемые водой. В подводном положении четыре гребца сообщали лодке на рабочей глубине 12 м скорость около 0.5 уз. В надводном положении лодка передвигалась под парусом (мачта была складной).

Экипаж лодки состоял из 10 человек (. Командиром лодки был прапорщик Сергей Сте-панович Нахимов (впоследствии вице-адмирал, начальник Морского корпуса) родной брат национального Героя России адмирала П.С.Нахимова. Лодка была снабжена оптической трубой (прообраз перископа). При плавании на «перископной глубине» использовалась вентиляционная система. Лодка была вооружена шестовой миной с пороховым зарядом и шестью зажигательными и фугасными ракетами калибром 101,6 мм, которые размещались в шести металлических трубчатых направляющих (по три направляющих с каждого борта). Изобретателем этих ракет был русский артиллерист генерал-лейтенант А.Д.Засядко. Для запуска ракет к ним были подведены провода от гальванических батарей, расположенных внутри лодки. Стрельба ракетами осуществлялась как в надводном так и в подводном положении при нахождении лодки вблизи поверхности воды.

В июле 1838 г. лодка прошла первые ходовые испытания. Командиром экипажа ПЛ был мичман Р.Н.Жмелев, которого по праву можно назвать первым офицером-подводником отечественного флота. Многие изобретения К.А.Шильдера значительно опередили современное ему состояние техники, а потому только в 1900-е гг. могли получить надлежащее применение. Тайна подводной лодки его сохранялась так усердно, что она сама пропала бесследно, и сын Шильдера Николай Карлович (тоже конструктор подводных лодок) в семидесятых годах мог только узнать о ней кое-что со слов Н.П.Патрика (поступил на службу простым матросом в учебный морской экипаж, где в 1836 г. получил чин унтер-офицера, впоследствии генерал-майор по Адмиралтейству), плававшего на ней во время опытов, и найти в одном заброшенном архиве кое-какие чертежи.

Во время Крымской войны 1853-1856 гг. в России была еще одна попытка построить подводную лодку. Немецкий плотник Вильям Бауэр предложил свои услуги России по постройке подводной лодки. Великий князь Константин Николаевич выделил финансы на постройку «самого разрушительного морского оружия, единственного в своем роде», так разрекламировал её сам В.Бауэр, подводной лодки, которой он дал название «Морской дьявол».

Лодка имела длину 15.8 м, ширину 3.6 м и высоту 3.3 м. Она была оборудована гребным винтом, который приводился в движение «беличьим колесом», которое в свою очередь приводили в движение четыре члена команды. В качестве оружия использовалось устройство в виде бомбы весом 227 кг, крепившееся на бугеле сверху лодки. Эту бомбу ко дну вражеского корабля должен был крепить один из членов команды, просовывая для этого руки в длинные резиновые перчатки, выходившие за пределы корпуса лодки. На испытаниях лодка демонстрировала прекрасную управляемость. Команда её состояла из 13 человек.

В течение 1856 г. лодка совершила 134 погружения, при одном из которых достигла глубины 45.7 м?

В 1856 г. В.Бауэр еще раз продемонстрировал свою лодку на праздновании коронации императора Александра ΙΙ. На этот раз он продемонстрировал погружение своей подводной лодки в Кронштадтской бухте с квартетом музыкантов на борту, которые после всплытия сыграли государственный гимн России. Несмотря на все эти успешные погружения «Морской дьявол» ни разу не принял участия в боевых действиях. Более того, при первом же боевом испытании лодка села на мель на глазах своего венценосного спонсора. Так закончился еще один этап в развитии подводного флота.

В период с 1719 по 1900 гг. в России в СанктПетербурге было построено около 60 подводных лодок. И только подводная лодка И.Ф.Александровского (1866 г.) водоизмещением около 350 т и подводная лодка конструкции С.К.Джевецкого имели механические двигатели: пневматические поршневые машины, работающие на запасе сжатого воздуха на лодке И.Ф.Александровского (первое предложение об использовании на подводных лодках пневмодвигателей в 1855 г. принадлежит морскому офицеру российского флота Н.Н.Спиридонову), а на подводной лодке С.К.Джевецкого электродвигатель, питаемый от аккумуляторной батареи.

Все остальные лодки приводились в движение с помощью мускульной силы членов экипажа. Однако подводными лодками С.К.Джевецкого заинтересовалось военное ведомство, по заказу которого в 1881-1883 гг. было построено 50 ПЛ длиной каждая по 6 м. Эти лодки были предназначены для участия в обороне крепостей. Лодки подверглись многократным испытаниям в военно-инженерном ведомстве, но затем были забракованы и обращены в плавучие бакены. В 1884 г. Джевецкий применил к одной из этих лодок только что появившиеся в то время электрические аккумуляторы.

И только в январе 1901 года по предложению главного инспектора кораблестроения России генерал-лейтенанта Е.Н.Кутейникова в Санкт-Петербурге началось профессиональное проектирование отечественных боевых подводных лодок. К этому времени уже было освоено промышленное производство электродвигателей и электрических аккумуляторов, позволяющих обеспечить движение подводной лодки в подводном положении, двигателей внутреннего сгорания, в том числе дизелей, которые обладали высокой экономичностью и оказались наиболее пригодными в качестве двигателей надводного хода. В качестве подводного оружия для подводных лодок наиболее эффективными оказались торпеды, которые позволяли им атаковать надводные суда стоящие как на якоре, так и движущиеся в открытом море.

Первыми отечественными подводными лодками, спроектированными на Балтийском заводе под руководством И.Г.Бубнова (1912 г.) и отвечавшими концепции «крейсерской войны» против торгового судоходства, особенно при ведении войны против более сильного противника, имеющего жизненно важные для него морские и океанские коммуникации были ПЛ типа «Барс». Строились они не только в Петрограде (4 ед.), но и в Ревеле. Всего их было построено 16 единиц. Эти лодки имели надводное водоизмещение 650 т, надводную скорость 18 уз, подводную-9.5 уз, глубина погружения-50 м, имели 12 торпедных аппаратов и 12 торпед в них (8 торпедных аппаратов С.К.Джевецкого), дальность плавания в надводном и подводном положениях- 2500 и 28 миль соответственно. ретены у иностранных фирм.

Подводные лодки Императорского Российского флота успешно применялись во время Первой мировой войны 1914-1918 гг. Только за кампанию 1915 г. русские подводники совершили 78 боевых походов, уничтожив 2 крейсера и 16 транспортов противника. Необходимо учитывать, что в годы Первой моровой войны подводный флот России делал только первые шаги.

В годы Гражданской войны и иностранной военной интервенции в России (1918-1922) подводные лодки нашли ограниченное применение. В основном действовали подводные лодки Балтийского флота. После окончания Гражданской войны молодая Советская республика начала приводить в порядок свои подводные силы. Прошли ремонт подводные лодки, участвовавшие в Первой мировой войне. Они стали учебной базой для обучения подводников.

На Черном море были достроены и вошли в строй подводные лодки, начатые постройкой еще в конце Первой мировой войны. В период между мировыми войнами в СССР строились подводные лодки четырех классов: малые типа «М» «Малютка» (водоизмещение до 300 т); средние типа «Щ» («Щука») (водоизмещение 500-800 т); большие типа «Д» («Декабрист»), и «П» («Правда») типа «К» (крейсерские..

Всего за пять предвоенных лет Военно-Морской Флот получил 137 подводных лодок, а к началу Великой Отечественной войны в составе ВМФ СССР было 212 подводных лодок. Тогда это был самый крупный подводный флот в мире. Хотелось бы также отметить, что в этот период качественные показатели командного состава подводного флота значительно снизились в результате репрессий. Так с мая 1937 г. по сентябрь 1938 г. было репрессировано более 3000 человек командного состава флота. Дефицит командиров привел к тому, что в подводники на специальных курсах переквалифицировали моряков торгового флота, офицеров надводных кораблей и просто офицеров, которые желали служить на подводных лодках. К примеру, подводной лодкой Щ-104 Черноморского флота командовал бывший кавалерист.

В годы гражданской войны в Испании среди советских военных специалистов, прибывших туда в качестве советников, было 6 офицеров-подводников. Но наши офицеры-подводники имели статус не советников, а офицеров республиканского флота. Они назначались на должность командиров испанских подводных лодок. Двое из них подводники капитан 1 ранга И.А.Бурмистров (1938) и вице-адмирал Н.П.Египко (1939) стали первыми военными моряками, удостоенными звания Героя Советского Союза.

Подводными лодками за время Великой Отечественной войны потоплено около 500 боевых кораблей и транспортов противника суммарным водоизмещением около 2,5 млн. тонн. При этом были потеряны 102 подводные лодки, включая и те, которые были потоплены в базах и взорваны личным составом при оставлении пунктов базирования, более 3600 подводников навечно остались в море.

После войны, в СССР приступили к строительству подводных лодок по новым проектам. В них был учтен богатый опыт, полученный и годы второй мировой войны. Первой послевоенной дизель-электрической торпедной подводной лодкой, вступившей в строй в 1951 г., была подводная лодка проекта 613. Всего до 1959 года было построено 215 подводных лодок этого проекта. Они составили основу советских подводных сил.

В конце 1950-х гг. был создан принципиально новый в отечественном флоте класс подводных кораблей с баллистическими ракетами. Первый старт такой ракеты Р-11ФМ был произведен 16 сентября 1955 г. с подводной лодки Б-67. В сентябре с этой же лодки был осуществлен запуск баллистической ракеты из подводного положения. В октябре 1957 г. экипаж ПЛ Б-64 проекта 611-П (командир капитан 2 ранга В.Евдокимов) выполнил первые пуски крылатых ракет.

К середине 1960-х гг. вступили в строй серийные атомные подводные лодки первого поколения:

В 1965-1976 годах поступили на вооружение атомные подводные лодки второго поколения проектов 667А, 667Б, 667БД, 667БДР, 670, 671, и самая скоростная в мире подводная лодка проекта 661 (в единственном экземпляре) с крылатыми ракетами. Энергетические установки этих кораблей отличались более высоким техническим уровнем

1980-е годы были лебединой песней нашего подводного кораблестроения, поскольку начали вступать в строй наиболее совершенные подводные лодки третьего поколения, качественно превосходящие своих предшественников. В этот период в Северодвинске строились крупнейшие в мире и оснащенные 20 баллистическими межконтинентальными ракетами тяжелые ракетные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941.

Однако, экономический и социальный кризис разразившийся в стране в начале 90-х годов привел к резкому сокращению сил и средств ВМФ. Это привело к уменьшению его боевого потенциала в несколько раз. Ухудшились военно-стратегические позиции России в океанских и морских зонах. К большому сожалению «золотой век» в строительстве подводных лодок закончился. Флот перестает быть фактором внешнеполитической стабильности страны. Но, тем не менее, с 1993 г. по настоящее время 30 подводников заслуженно были удостоены звания Героя России.

Четыре героя, изменивших историю подводного флота

Россия вспоминает четырех героев-подводников, изменивших морскую историю страны.

1. Иван Бурмистров

Иван Бурмистров стал первым подводником, получившим звание Героя Советского Союза - в 1938 году, за участие в гражданской войне в Испании. В наградном листе Бурмистрова содержится лишь общая формулировка "за мужество и героизм, проявленные при выполнении специального задания Правительства". В чем же именно заключался героизм командира испанской подводный лодкой С-1 Ивана Бурмистрова?

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно представлять, что представлял собой подводный флот к концу 1930-х годов. Подводные лодки были сравнительно "молодым" родом войск, не имевшим большого опыта ведения боевых действий. Субмарины были задействованы в Первой мировой войне, однако считались "оружием" тактическим, предназначенным не столько для активных атак кораблей противника на море, сколько для обороны берега. К концу Первой мировой успешные атаки подводных лодок, как русских, так и иностранных, можно было пересчитать по пальцам. Отчасти это было связано с несовершенством главного оружия подлодок - торпед.

Но вернемся в Испанию. Идея помочь республиканским подводным силам, которые в 1936 году насчитывали 12 субмарин, принадлежит военному атташе при советском посольстве Николаю Кузнецову. По его инициативе в командировку в Испанию были отправлены шесть лучших командиров-подводников, среди которых был и Иван Бурмистров. Правда, когда Бурмистров в 1937 году прибыл в Картахену, на рейде оставалось лишь четыре субмарины. Официально Бурмистров на испанской подлодке С-1 был "советником", но, по сути, взял командование на себя. Экипаж окрестил его "команданте Луисом Мартинесом".

"Луис Мартинес" занимался буквально всеми вопросами: от обеспечения ремонта боевой машины до обучения команды. Но самое главное, он показал, что во время военных действий подводная лодка может быть активным, эффективным и действенным оружием. Официально задача стояла - обеспечить безопасность транспортных коммуникаций. Но он предпринимал активные и действенные вылазки в море, проводил рейды под самым носом у эсминцев и миноносцев противника.

Самый яркий эпизод "испанского похода" Бурмистрова - бросок через Гибралтарский пролив, который патрулировали большие силы армии франкистов. Самая узкая часть пролива просвечивалась прожекторами насквозь - там и рыбы-то не проплыли. Но Бурмистров на С-1 сумел пройти пролив незамеченным, причем в шторм, в надводном положении. В водах Атлантики вооружение кораблей уже не доставало лодку. Бурмистров радировал: "Гибралтар пройден!" Это было новое слово в военной науке. Собственно, за этот подвиг его и наградили.

Однако в конце жизни Иван Бурмистров вспоминал, что самым значимым в той войне считает охранение транспортов, перевозивших испанских детей в Советский Союз через порты Ленинграда, Одессы, Севастополя.

2. Александр Маринеско

Александр Маринеско продолжил дело Ивана Бурмистрова. У них обоих была главная черта - оба стремились использовать отданную под их командование лодку как можно активнее. Маринеско, кроме того, стремился атаковать противника как можно чаще.

Талантливый подводник, Александр Маринеско первый вражеский корабль водоизмещением семь тысяч тонн потопил на лодке "Малютке" еще в начале войны. Затем его перевели служить на подводную лодку С-13. Но, несмотря на несчастливый номер, она принесла своему командиру славу. Именно на С-13 экипаж под командованием Маринеско потопил немецкий транспорт "Вильгельм Густлов". Несколько лет спустя советские газеты назовут этот подвиг "атакой века", а самого Маринеско "подводником номер один".

"Вильгельм Густлов" до войны был огромным круизным лайнером, а в военные годы немецкое командование использовало его как транспортный корабль. По одним данным, он перевозил 1300 курсантов-подводников. По другим, большого числа моряков на нем не было, а были флотские вспомогательные подразделения. А также беженцы - старики, женщины, дети. Подлодка Маринеско потопила транспорт выстрелами трех торпед. Различные источники называют различное число погибших, от трех до десяти тысяч человек. Немецкий офицер Гейнц Шен в книге «Гибель «Вильгельма Густлова» указывает цифру в пять тысяч человек. В некоторых статьях говорится, что три тысячи было только погибших детей.

Исследователи до сих пор по-разному оценивают это событие. Одни, учитывая большое количество утонувших мирных жителей, называют, чуть ли не гуманитарной катастрофой. Другие - что Маринеско потопил немецкую "плавучую казарму". Третьи пишут о том, что именно после триумфа с "Вильгельмом Густловом" советское командование по-настоящему оценило преимущества подводных лодок: впервые в военной истории соотношение числа атакующих и числа погибших со стороны противника было столь велико. Тем более что через месяц после "Вильгельма Густлова" экипаж под командованием Маринеско повторил успех и потопил еще один крупный немецкий транспорт - "Генерал фон Штойбен" с тремя тысячами немецких солдат и офицеров на борту. "Балтийский хулиган", за годы Великой Отечественный войны совершивший лишь шесть боевых походов (подлодки чаще стояли в доках на ремонте, чем находились на боевом дежурстве), Маринеско вообще был рекордсменом среди советских подводников - он больше всех потопил вражеских судов по суммарному тоннажу. Но самое главное - советские военачальники именно после его "вылазок" осознали, что подводный флот имеет стратегическое значение.

Кроме того, исследователи отмечают "дьявольский" талант Маринеско, "нюх" на вражеские корабли, умение действовать неожиданно для противника. Его "логикой" было отсутствие логики, после атаки он "прятался" там, где его не ждали, иногда даже на месте гибели корабля.

За успешную атаку "Вильгельма Густлова" Александр Маринеско был награжден орденом Красной Звезды. Звание Героя СССР ему присвоил только в 1990 году президент Михаил Горбачов, за год до развала Советского Союза.

3. Николай Затеев

Благодаря американскому фильму "К-19" с Гаррисоном Фордом в главной роли о подвиге экипажа этой подводной лодки знает весь мир. Эта подлодка печально знаменита тем, что на ней произошла первая в истории СССР авария ядерной установки. Но благодаря подвигу экипажа лодки удалось предотвратить гораздо большую катастрофу.

К-19 с самого начала была "несчастливой подлодкой", которую преследовала цепь неудач и аварий. И даже бутылка шампанского, которую по традиции разбивают о судно при спуске его на воду, при ударе о корпус К-19 не разбилась. Символическое совпадение - лодка тут же и затонула. Как оказалось, она приклеилась днищем к спусковым механизмам, которые забыли, как следует смазать. В конце концов, лодка всплыла. Но злоключения только начинались.

Первая авария произошла при первом же пуске реактора: к нему забыли подключить приборы, показывающие давление в первом контуре. В результате давление превысило допустимые нормы, и трубы просто разорвало. После этого контур залатали, манометры подключили, но к подлодке уже приклеилось прозвище, данное ей морскими острословами - "Хиросима". "Как вы судно назовете..." К-19 действительно чуть было не стала подводной Хиросимой.

Потом, К-19 чуть не разбилась о дно при ходовых испытаниях (были неверно установлены рули глубины). Затем погибли два матроса... Тем не менее, К-19 все же выпустили в море для участия в учениях ВМФ "Полярный круг".

Авария произошла 4 июля 1961 года. На трубопроводе, ведущим первый контур реактора к датчику давления, появилась трещина, в которую ударила тонкая струя пара. Приборы показали нулевое давление. Поднять его не удавалось, температура реактора быстро росла. Командир подлодки кавторанг Николай Затеев объявляет экипажу по громкой связи, что случилось, и собирает офицеров на совещание. Выход один - охлаждать реактор водой. Но аварийной системы проливки реактора на К-19 не было. А значит, это нужно было делать вручную. В противном случае подводники опасались ядерного взрыва. «В Обнинске, при подготовке экипажа преподаватели знакомили офицеров с физической картиной подобной аварии, - вспоминал позднее командир второго дивизиона К-19 Погорелов. - На заводе, командир БЧ-5 Козырев и командир первого дивизиона Юрий Повстьев предложили смонтировать аварийную систему проливки реактора. Строители согласились: «Да, действительно, такая система необходима. Но в рабочих чертежах такой системы нет, а самовольно менять рабочие чертежи никто не имеет права».

В результате офицерам-подводникам в аварийной ситуации пришлось изобретать эту систему самим. Схему придумали. Вопрос был, кто спустится в реакторный отсек. Подводники понимали, эти люди получат смертельную дозу облучения. Вызвался лейтенант Борис Корчилов и несколько человек, служивших в реакторном отсеке. В реакторном отсеке работало несколько групп по два - три человека. "Борис Корчилов, как хозяин отсека, присутствовал все время. Очки масок быстро запотевали и ребята их стаскивали. Чем они дышали? Эту дьявольскую смесь уже и воздухом не назовешь - сверхрадиоактивная аэрозоль», - вспоминал командир второго дивизиона Погорелов. С огромным трудом подводникам удалось стабилизировать температуру реактора.

Командир К-19 отправил шифрованную радиограмму с информацией об аварии на реакторе и с просьбой о помощи. На призыв откликнулся командир дизельной подлодки С-270 Жан Свербилов, который также участвовал в учениях. С-270 забрала на свой борт 11 человек, облученных при работе с реактором, а также обеспечивал К-19 связь. Позже на С-270 перешли все, чье присутствие на аварийной подлодке не было необходимым - люди шли голыми, одежду пришлось выбросить, т.к. она сильно "фонила". Затем командование флота на помощь К-19 направило еще две подлодки, которые также участвовали в учениях, а к 10 часам вечера поступил приказ: «Всем находящимся поблизости от места аварии кораблям идти на помощь К-19». Последние члены экипажа покинули атомную подлодку через сутки после начала аварии.

Командование ВМФ приняло решение отбуксировать К-19 в бухту Алдан, поставить на стенд, отмыть от радиации и переоборудовать. Реакторный отсек вырезали целиком, залили цементом и затопили в бухте Амбросимова на архипелаге Новая Земля.

После этой катастрофы К-19 прослужила на флоте еще 30 лет, подлодку списали только в 1991 году.

Восемь человек экипажа К-19, первыми спустившиеся в реакторный отсек после аварии, умерли в течение последующих трех дней. Погибли Евгений Кашенков, Борис Корчилов, Юрий Ордочкин, Семён Пеньков, Борис Рыжиков, Николай Савкин, Валерий Харитонов. Последним умер командир первого дивизиона Юрий Николаевич Повстьев. Многие члены экипажа получили лучевую болезнь и стали инвалидами.

5 августа 1961 года был подписан приказ о награждении членов экипажа К-19. 49 человек получили ордена и медали, но на ступень ниже тех, о которых ходатайствовал командир. Самого Затеева командование ВМФ представляло к ордену Ленина, но получил он орден Красного Знамени. Троих погибших подводников подавали на звание Героя, но Героя так никто и не получил.

4. Всеволод Бессонов

Когда произошла авария на К-19, подлодка находилась недалеко от острова Ян Майен. "Шла Холодная война, и высадку на остров я расценивал как сдачу в плен, как прямую измену Родине, которая вручила нам свой единственный ракетный подводный крейсер", - рассказывал потом командир Николай Затеев.

Всеволод Бессонов, командир атомной подводной лодки К-8, получил звание Героя за то, что принял прямо противоположное решение - спасал в первую очередь экипаж, пусть даже в ущерб «рассекречиванию» лодки. Затеев, заметим, Героем так и не стал.

Катастрофа с К-8 произошла во время крупнейших учений «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов. Во время всплытия в Бискайском заливе севернее побережья Испании на перископную глубину в рубке гидроакустиков пожар, который стал быстро распространяться на все кормовые отсеки. Подлодка осталась без связи. Командир К-8 Всеволод Бессонов сразу же принял решение всплывать на поверхность. Это был рискованный шаг, чреватый «рассекречиванием» - атомная советская подлодка находилась в водах Северной Атлантики! Более того, оставшись без связи и без энергии, экипаж К-8 пытался подать сигнал бедствия красными ракетами проходившему неподалеку канадскому судну, но, описав дугу, оно прошло мимо.

Оказавшись на поверхности, экипаж К-8 изо всех сил боролся с огнем. Взрыва ядерного реактора удалось избежать ценой жизней первой смены главной энергетической установки - капитан третьего ранга Хославский, капитан-лейтенант Чудинов и старшие мичманы Шостаковский и Чугунов, видя, что пламя вот-вот ворвется в отсек ГЭУ, наглухо задраили дверь, понимая, что выхода для них уже не будет, и заглушили реактор. Борьба за «живучесть» лодки длилась трое суток. К терпящим бедствие советским морякам подошло болгарское торговое судно «Авиор», через Варну в Москву ушла телеграмма. Командование ВМФ начало спасательную операцию - в район нахождения К-8 направили все советские суда, что были поблизости. Ситуация осложнялось начавшимся штормом. К этому времени Бессонов переправил на «Авиор» и подошедший советский теплоход «Касимов» две большие группы подводников. На борту атомохода оставалось 22 человека во главе с командиром. Бессонов надеялся удержаться на плаву, но лодка кренилась на корму все сильнее - выгоревшие отсеки заполнялись водой. 12 апреля 1970 года лодка исчезла с радаров, а находившиеся недалеко от нее суда почувствовали два гидравлических удара. Людей пытались спасти с вельботов, но мощные волны не позволили это сделать.

Правительственная комиссия, расследовавшая причины катастрофы, пришла к выводу, что действия Всеволода Бессонова были единственно верными. Всю команду представили к наградам. Погибшие моряки посмертно были награждены орденами Красной Звезды, оставшиеся в живых матросы - медалью Ушакова. Всеволоду Бессонову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Но вся информация о катастрофе была засекречена.

В настоящий момент на СМП строится 13 подводных крейсеров, в числе которых пять РПКСН пр. 955А («Борей-А») и шесть АПКР пр. 885М. Закладка крайнего (но не последнего) «Борея-А» состоялась в конце 2016-го, «Ясеня-М» - в середине 2017 года.

На Адмиралтейских верфях в 2020 году заложат три больших неатомных (дизель-электрических) подводных лодки. Адмиралтейские верфи, одно из лучших предприятий отечественного судпрома, уже давно вышли на темп сдачи в две лодки в год, а по срокам постройки НАПЛ (около двух лет) превосходят зарубежных конкурентов.

Заключение

Рефлексия

Подведем итоги

Сегодня мы с вами узнали историю возникновения и развития подводных лодок, возможностях ПЛ и задачах подводных сил ВМФ Росси в современных условиях.

Вопросы на доске.

На доске вы видите выражения. Попробуйте их продолжить, опираясь на ту информацию, которую вы сегодня получили.

  • сегодня я узнал...
  • мне запомнилось…
  • мне понравилось…
  • я смог …
  • было интересно узнать, что…
  • меня удивило…

На этом наш классный час подошел к концу. Хочется от себя поблагодарить вас за внимание и участие. Спасибо большое!