Рабочая программа "Коррекционно-развивающие занятия для обучающихся с ЗПР, вариант 7.2"

Разделы: Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Адаптация школьного образования предполагает в первую очередь обращенность к особенностям ребенка, его всестороннее развитие, создание благоприятных условий для раскрытия способностей.

В связи с этим комплексная психолого-педагогическая задача школьного обучения состоит в том, чтобы не только обеспечить усвоение совокупности конкретных знаний по школьным дисциплинам, но и сформировать у обучающихся представления об обобщенных приемах и способах выполнения различных умственных действий, что, в свою очередь, обеспечит лучшее усвоение конкретного предметно-учебного содержания. Это и есть, с одной стороны, механизм умственного развития, а с другой стороны - это путь формирования психологической основы обучения, обладающей внутренним потенциалом развития, который позволит в будущем осуществляться не только саморазвитию и саморегуляции личности, но и эффективному самостоятельному приобретению знаний.

Среди учащихся с ОВЗ возрастает число детей с трудностями в обучении обусловленными в первую очередь недостаточным уровнем их когнитивно-личностного развития. Особенно это относится к детям, наиболее нуждающимся в психологической помощи, - обучающимся коррекционных классов. Поэтому оказание действенной психологической помощи обучающимся с ЗПР на основном этапе обучения в настоящее время становится особенно актуальной задачей.

Внимание учащихся с ЗПР характеризуется повышенной отвлекаемостью, неустойчивостью, снижением способности распределять и концентрировать внимание. Произвольное, непроизвольное внимание, а также свойства внимания (концентрация, переключаемость, устойчивость, наблюдательность, распределение) значительно развиваются в результате специальных упражнений.

Важную роль для ориентировки человека в окружающем мире играет память. У всех школьников с ЗПР наблюдаются недостатки памяти, причем они касаются всех видов запоминания. В первую очередь у учащихся ограничен объем памяти и снижена прочность запоминания. Эти особенности влияют на запоминание как наглядного, так и словесного материала.

На коррекционных занятиях необходимо развивать те виды памяти, которые оказываются наименее развитыми у ребенка (зрительная, слуховая, словесно-логическая). Работу по формированию памяти целесообразно проводить на не учебном материале, в различных жизненных ситуациях. Важно научить детей понимать, что значит запомнить, научиться группировать материал, выделять опорные слова, составлять план, устанавливать смысловые связи, т.е. развивать не только механическую, но и произвольную память.

В развитии мыслительной деятельности учащихся с ЗПР обнаруживается значительное отставание и своеобразие. Это выражается в несформированности таких операций, как анализ и синтез, в неумении выделять существенные признаки предмета и делать обобщения, в низком уровне развития абстрактного мышления.

В процессе занятий необходимо научить рассматривать предмет или ситуацию с разных сторон, оперировать всеми необходимыми для решения задач данными.

Понятие образного мышления подразумевает оперирование образами, проведение различных операций (мыслительных) с опорой на представления. Поэтому необходимо уделять внимание формированию у детей умения создавать в голове различные образы, т.е. визуализировать.

Для учащихся с ЗПР наиболее сложными являются задачи проблемного характера. Им свойственно: поверхностное мышление, его направленность на случайные признаки, что особенно проявляется на словесно-логическом уровне. Через решение логических задач развивается словесно-логическое мышление. Необходимо подбирать такие задачи, которые бы требовали индуктивного (от единичного к общему) и дедуктивного (от общего к единичному) умозаключения.

Решение мыслительных задач, которые трудно даются детям, рекомендуется выполнять с применением наглядности, постепенно снижая долю ее участия в мыслительном процессе.

Коррекционно-развивающая работа с детьми представляет собой организацию целостной осмысленной деятельности ребенка и педагога, проводимой в соответствии с определенными научно обоснованными принципами:

  • Развитие умений и навыков, позволяющих в комплексе развивать познавательную деятельность и личность ребенка.
  • Развитие умения думать, рассуждать, строить умозаключения, используя для этого диалог ребенка и учителя, в котором педагог задает вопросы, стимулирующие мышление.
  • Развитие у учащихся основных (базовых) мыслительных операций и важнейших интеллектуальных умений, составляющих ядро любой познавательной деятельности человека.
  • Коррекция и развитие понимания. Формирование умения понимать общий и переносный смысл слов, фраз, текстов.

Цель программы: коррекция и развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы детей, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.

Цель психокорреционных занятий заключается в применении разных форм взаимодействия с обучающимися, направленными на преодоление или ослабление проблем в психическом и личностном развитии, гармонизацию личности и межличностных отношений.

Основные направления работы:

  • диагностика и развитие познавательной сферы и целенаправленное формирование высших психических функций (формирование учебной мотивации, активизация сенсорно-перцептивной, мнемической и мыслительной деятельности);
  • диагностика и развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков (гармонизация психоэмоционального состояния, формирование позитивного отношения к своему «Я», повышение уверенности в себе, развитие самостоятельности, формирование навыков самоконтроля);
  • диагностика и развитие коммуникативной сферы и социальная интеграция
  • (развитие способности к эмпатии, сопереживанию);
  • формирование произвольной регуляции деятельности и поведения (развитие произвольной регуляции деятельности и поведения, формирование способности к планированию и контролю).

Меcто в учебном плане

В соответствии с учебным планом ОУ Программа рассчитана на 135 часов за 4 года обучения:

  • в 1 классе - 66 часов (2 часа в неделю, 33 недели);
  • во 2-4 классах по 68 часов (2часа в неделю, 34 учебных недели).

Участники программы: учащиеся с задержкой психического развития, вариант 7.2. (начальные коррекционные классы).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы
С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР личностные результаты освоения должны отражать овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Обучающийся научится:

  • принимать и осваивать социальную роль обучающегося,
  • формируются и разовьются социально значимые мотивы учебной деятельности;
  • осмысливать социальное окружение, свое место в нем, принять соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • формируются эстетические потребности, ценности и чувств;

обучающийся получить возможность научиться:

  • доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыкам сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
  • разовьются адекватные представления о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
  • овладеет социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;
  • овладеет навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий;

С учетом индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей, обучающихся с ЗПР метапредметные результаты освоения должны отражать:

  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовностьконструктивноразрешатьконфликтыпосредствомучетаинтересовсторонисотрудничества;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • понимать возможность существования различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
  • учитывать разные мнения;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться, приходить к общему решению;
  • соблюдать корректность в высказываниях;
  • задавать вопросы по существу;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • стремиться к координации действий при выполнении коллективных работ;
  • контролировать действия партнера;
  • владеть монологической и диалогической формами речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
  • с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Структура коррекционно-развивающих занятий

1. Вводная часть

Задачей вводной части является создание у обучающихся определенного положительного эмоционального настроя. (Можно придумать ритуал приветствия). Важным моментом вводной части является выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности. Для каждого урока подобраны специальные упражнения, стимулирующие те психические функции, которые подлежат развитию на данном занятии.

2. Основная часть

Задания подбирались с учетом их направленности на осуществление дифференциации познавательных структур и с точки зрения удобства для индивидуальной и коллективной работы в группе. Для достижения развивающего эффекта необходимо многократное выполнение заданий. Однако для предотвращения снижения интереса учащихся к повторным выполнениям одного и того же задания обеспечивается разнообразие внешнего оформления содержания ряда заданий, но сохраняется единство их внутренней психологической направленности. Реализуется принцип «спирали», т.е. возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности (от 5 класса к 8).

3. Заключительная часть

Задача: подведение итогов занятия, обсуждение результатов работы обучающихся и тех трудностей, которые у них возникали при выполнении заданий. Существенным моментом здесь являются ответы обучающихся на вопрос, чем они занимались и чему научились. Ритуал завершения занятия.

В структуре занятий выделяются:

  • Блок диагностики познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, моторной деятельности.
  • Блок коррекции и развития этих познавательных процессов.

В процессе проведения программы проводится работа с самими обучающимися, так и с педагогами, а также с родителями. Через групповые и индивидуальные консультации, круглые столы, консилиумы и т.д.

Оценка эффективности занятий психологического развития

Для оценки эффективности можно использовать следующие показатели:

  • степень помощи, которую оказывает педагог-психолог обучающимся при выполнении заданий: чем помощь педагога меньше, тем выше самостоятельность обучающихся и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
  • поведение обучающихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты;
  • результаты выполнения контрольных психологических заданий, в качестве которых даются задания, уже выполнявшиеся учениками, но другие по своему внешнему оформлению, и выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
  • косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности и др.).

Кроме того, представляется важным оценивать воздействие занятий психологического развития на эмоциональное состояние обучающихся. Для этого используются «смайлики».

Методы работы:

  • Интеллектуальные задания способствуют расширению лексического запаса обучающихся в области психологии, помогают им овладеть некоторыми понятиями.
  • Дискуссионные методы. Групповая дискуссия позволяет реализовать принцип субъект-субъектного взаимодействия, выявить различные точки зрения на какую-либо проблему.
  • Метод направленной визуализации. Данный метод работы позволяет усилить резервы ребенка к достижению поставленных целей, способствует снятию эмоционального напряжения.
  • Метод признания достоинств. Данный метод позволяет стабилизировать самооценку учащегося, почувствовать уверенность в себе и осознать потребность в достижениях и стремление к успеху.
  • Групповая и индивидуальная работа.
  • Мозговой штурм.
  • Беседы.
  • Психогимнастика.

Критериями эффективности программы являются (фиксируются в процессе наблюдения освоения обучающимися программы):

  • снижение уровня школьной тревожности; - мотивация на саморазвитие;
  • повышение коммуникативной компетентности. Расширение и обогащение опыта коммуникации ребёнка в ближнем и дальнем окружении. Расширение круга ситуаций, в которых ребёнок может использовать коммуникацию как средство достижения цели
  • активность и продуктивность обучающихся в деятельности, как в образовательном процессе, так и внеклассной и внешкольной деятельности (отслеживается психологом, либо выявляется в процессе беседы с классным руководителем).

Объективными методами измерения эффективности программы служат диагностические методы: методика изучения школьной мотивации обучающихся Карповой Г.А. Положительная динамика сдвигов показателей обучающихся по какой-либошкале тестов служит подтверждением эффективности программы.

Содержание программы

Список литературы

  1. Бабкина Н.В. Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития. Пособие для школьного психолога. - М.: Школьная Пресса, 2006. - 80 с. (В помощь специалисту); («Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. Библиотека журнала»; Вып. 31).
  2. Данилов И.В. Система упражнений: развитие навыков учебной деятельности младших школьников[Текст] / И.В.Данилов. - М.: УЦ «Перспектива», 2001.
  3. Истратова О.Н. Справочник по групповой психокоррекции. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  4. Копытова Л.Н. «Развитие пространственных представлений и образного мышления», Екатеринбург, «Форум - книга», 2007
  5. Коробкина С.А. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1,5,10 классы): система работы с детьми, родителями, педагогами. - Волгоград: Учитель, 2011. - 238с.
  6. Оськина О.В. Программа занятий по коррекции агрессии и развитию коммуникативных навыков младших школьников «Школа общения». http://festival.1sept.ru/
  7. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. - М., 2002.
  8. Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. - М., 2002.
  9. «Страна понимания» (занятия, игры, упражнения на формирование коммуникативных компетенций у младших школьников). - Екатеринбург: ООО «Центр независимой оценки квалификаций и дополнительного профессионального образования», 2019.
  10. Тихомирова Л.Ф. «Познавательные способности. Дети 5-7 лет», Ярославль: Академия развития, 2006.
  11. Тихомирова Л.«Формирование и развитие интеллектуальных способностей ребенка: младшие школьники», М., Айрис - Пресс, Рольф, 2000.
  12. Тренинг по сказкотерапии /под. Ред Т.Д.Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб.: Речь, 2006 - 176 с.
  13. . Хухлаева О.В. Практические материалы для работы с детьми 6-9 лет. - М., 2003. 16. 1000 веселых загадок для детей. М.: ООО Издательство «ACT», 2003.
  14. Шевлякова И.Н. «Посмотри внимательно на мир: Программа коррекции и развития зрительного восприятия и пространственного мышления у детей младшего школьного возраста», М., Генезис, 2003.
  15. Шилова Т.А., Психодиагностика и коррекция детей с отклонениями в поведении. - М.: Айрис дидактика, 2005.
  16. Шмидт В.В. Диагностико-коррекционная работа с младшими школьниками.- М.: ТЦ Сфера, 2005.