В статье рассматривается наиболее рациональное использование межпредметных связей на уроках физики посредством решения качественных, практических и расчетных задач по теме «Силы в механике». Предложены различные способы решения проблемных задач по физике с использованием литературного творчества. Овладение экспериментальными методами исследования происходит через работу в группах с целью формирования коммуникативных компетентностей. Доказана эффективность применения технологии креативного мышления на разных этапах урока. В результате проведённого урока успешно осуществлена межпредметная интеграция следующих наук: физики, математики, литературы, биологии, английского языка и истории.
Задачи межпредметного содержания на уроках физики можно использовать в ходе объяснения теоретического материала на практике, для формирования общенаучных понятий, для обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся и их профориентации.
Рассмотрим использование межпредметных связей на уроке физики в 7 классе по теме «В поисках архипелага сил».
В таблице 1 представлены формируемые универсальные учебные действия на этапе постановки учебной проблемы урока с применением технологии креативного мышления через игру «Ассоциации».
В таблице 2 описан этап систематизации [1, с. 114] и обобщения знаний обучающихся по теме «Силы в механике».
Таблица 1. Постановка учебной проблемы урока
| В начале урока преподаватель приветствует нахимовцев и проверяет готовность к уроку. Постепенно подводит обучающихся к теме урока через игру «Ассоциации» (установление связи по картинкам, изображенным на слайде). |
Формируемые УУД:
|
Таблица 2. Систематизация и обобщение знаний
|
Преподаватель предлагает нахимовцам отправиться в путешествие по Физическому океану знаний и посетить острова физических сил (сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения, таинственный остров).
|
Формируемые УУД:
|
Таблица 3. Создание проблемной ситуации при выполнении эксперимента по измерению силы
|
На данном этапе обучающиеся выполняют практическое задание согласно маршрутной карте [6, с. 110]. Проводят измерения силы и заносят данные в таблицу.
Нахимовцам предлагается экспериментально получить значение коэффициента жесткости и коэффициента трения скольжения [5, с. 86].
|
Формируемые УУД:
|
Таблица 4. Физкультминутка
|
На данном этапе обучающимся предлагается отдохнуть с помощью игры «Крокодил» (участвуют по одному человеку от каждого острова).
|
Формируемые УУД:
|
Таблица 5. Создание проблемной ситуации через решение комбинированной задачи повышенного уровня сложности на расчет коэффициента трения скольжения
|
Преподаватель предлагает нахимовцам решить задачу на английском языке. Преподаватель оформляет на доске решение задачи с пояснениями.
|
Формируемые УУД:
|
Таблица 6. Подведение итогов занятия. Погружение в рефлексию.
|
Преподаватель информирует нахимовцев о домашнем задании и дает возможность каждому подвести итог урока. Обучающиеся дают название найденному архипелагу сил «Сила товарищества».
|
Формируемые УУД:
|
Заключение
В результате проведенного урока по физике по теме «В поисках архипелага сил» можно сделать следующие выводы.
- В ходе урока осуществлена межпредметная интеграция следующих наук: физики, математики, литературы, биологии, английского языка и истории.
- На начальном этапе урока успешно применена технология креативного мышления, которая позволила обучающимся посредством установления причинно-следственных связей сформулировать тему урока.
- При выполнении экспериментального задания была организована работа в группах, которая способствовала наиболее эффективному поиску ответа на проблемный вопрос.
- На этапе физкультминутки сделан акцент на воспитание военно-практической направленности с применением военно-морского компонента.
- Закрепление теоретических знаний происходит в результате решения количественной задачи с условием на английском языке, что позволяет обучающимся осмысленнее подойти к чтению текста, выделив необходимую информацию.
Список использованной литературы
- Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебнику Перышкина А.В. 7 класс / В.А.Волков, С.Е.Полянский. - М.: «ВАКО», 2005. - 304 с.
- Долгая Т.И. Физика. 7-9 классы: технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки / Т.И.Долгая, В.А.Попова, В.Н.Сафронов, Э.В.Хачатрян. - Волгоград: Учитель, 2020. - 125 с.
- Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / А.Е.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский. - М.: Дрофа, 2013. - 278 с.
- Остер Г.Б. Задачник по физике - М.: Издательство АСТ, 2017. - 128 с.
- Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? - М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. - 416 с.
- Перельман Я.И. Физика на каждом шагу - М.: Издательство АСТ, 2017. - 256 с.
- Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник / А.В.Перышкин. - 3-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2014. - 224 с.
- Хижнякова Л.С. Физика: 7 класс: методика и технологии обучения: методическое пособие / [Л.С.Хижнякова, А.А.Синявина, С.А.Холина и др.] - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.