Реализация межпредметных связей на уроках физики как средство повышения мотивации и качества обучения в контексте требований ФГОС

Разделы: Физика, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 7


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (6 МБ)


В статье рассматривается наиболее рациональное использование межпредметных связей на уроках физики посредством решения качественных, практических и расчетных задач по теме «Силы в механике». Предложены различные способы решения проблемных задач по физике с использованием литературного творчества. Овладение экспериментальными методами исследования происходит через работу в группах с целью формирования коммуникативных компетентностей. Доказана эффективность применения технологии креативного мышления на разных этапах урока. В результате проведённого урока успешно осуществлена межпредметная интеграция следующих наук: физики, математики, литературы, биологии, английского языка и истории.

Задачи межпредметного содержания на уроках физики можно использовать в ходе объяснения теоретического материала на практике, для формирования общенаучных понятий, для обобщения и систематизации знаний, умений и навыков обучающихся и их профориентации.

Рассмотрим использование межпредметных связей на уроке физики в 7 классе по теме «В поисках архипелага сил».

В таблице 1 представлены формируемые универсальные учебные действия на этапе постановки учебной проблемы урока с применением технологии креативного мышления через игру «Ассоциации».

В таблице 2 описан этап систематизации [1, с. 114] и обобщения знаний обучающихся по теме «Силы в механике».

Таблица 1. Постановка учебной проблемы урока

В начале урока преподаватель приветствует нахимовцев и проверяет готовность к уроку. Постепенно подводит обучающихся к теме урока через игру «Ассоциации» (установление связи по картинкам, изображенным на слайде).

Формируемые УУД:
развитие мотивов учебной деятельности;
установление причинно-следственных связей

Таблица 2. Систематизация и обобщение знаний

Преподаватель предлагает нахимовцам отправиться в путешествие по Физическому океану знаний и посетить острова физических сил (сила тяжести, сила упругости, вес тела, сила трения, таинственный остров).
Обучающиеся выполняют задания на каждом острове (работая в группах-островах), отвечают на вопросы [3, с. 33], предполагают, моделируют ситуацию.

Формируемые УУД:
развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях;
развитие коммуникативных компетентностей (культура общения, умение работать в группах) [2, с. 60];
умение применять физическую терминологию при ответе на поставленный вопрос.

Таблица 3. Создание проблемной ситуации при выполнении эксперимента по измерению силы

На данном этапе обучающиеся выполняют практическое задание согласно маршрутной карте [6, с. 110]. Проводят измерения силы и заносят данные в таблицу.

Нахимовцам предлагается экспериментально получить значение коэффициента жесткости и коэффициента трения скольжения [5, с. 86].
Обучающиеся дают название таинственному острову «Сила России».

Формируемые УУД:
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных практических задач;
получать результаты опытов, делать выводы;
воспитание военно-практической направленности с применением военно-морского компонента.

Таблица 4. Физкультминутка

На данном этапе обучающимся предлагается отдохнуть с помощью игры «Крокодил» (участвуют по одному человеку от каждого острова).
Остальные нахимовцы показывают различные виды деформации [4, с. 9].

Формируемые УУД:
воспитание положительного отношения к знаниям;
умение креативно мыслить при демонстрации сил и применять законы физики на практике.

Таблица 5. Создание проблемной ситуации через решение комбинированной задачи повышенного уровня сложности на расчет коэффициента трения скольжения

Преподаватель предлагает нахимовцам решить задачу на английском языке. Преподаватель оформляет на доске решение задачи с пояснениями.
Обучающиеся читают задачу на английском языке, переводят на русский язык. В тетради оформляют поясняющий чертеж с указанием сил, действующих на тело. Осуществляют перевод физических единиц в СИ [7, с. 91].
Обучающиеся отвечают на вопросы по задаче, выясняют, какие формулы необходимо применить для ее решения.

Формируемые УУД:
формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы;
умение находить связь между физическими величинами [8, 86 с.];
умение использовать полученные знания в повседневной жизни.

Таблица 6. Подведение итогов занятия. Погружение в рефлексию.

Преподаватель информирует нахимовцев о домашнем задании и дает возможность каждому подвести итог урока. Обучающиеся дают название найденному архипелагу сил «Сила товарищества».

Формируемые УУД:
владение основами самоконтроля и самооценки, принятие решений, осуществление выбора в учебной и познавательной деятельности.

Заключение

В результате проведенного урока по физике по теме «В поисках архипелага сил» можно сделать следующие выводы.

  1. В ходе урока осуществлена межпредметная интеграция следующих наук: физики, математики, литературы, биологии, английского языка и истории.
  2. На начальном этапе урока успешно применена технология креативного мышления, которая позволила обучающимся посредством установления причинно-следственных связей сформулировать тему урока.
  3. При выполнении экспериментального задания была организована работа в группах, которая способствовала наиболее эффективному поиску ответа на проблемный вопрос.
  4. На этапе физкультминутки сделан акцент на воспитание военно-практической направленности с применением военно-морского компонента.
  5. Закрепление теоретических знаний происходит в результате решения количественной задачи с условием на английском языке, что позволяет обучающимся осмысленнее подойти к чтению текста, выделив необходимую информацию.

Список использованной литературы

  1. Волков В.А. Поурочные разработки по физике к учебнику Перышкина А.В. 7 класс / В.А.Волков, С.Е.Полянский. - М.: «ВАКО», 2005. - 304 с.
  2. Долгая Т.И. Физика. 7-9 классы: технологическая карта и сценарии уроков развивающего обучения, интегрированные уроки / Т.И.Долгая, В.А.Попова, В.Н.Сафронов, Э.В.Хачатрян. - Волгоград: Учитель, 2020. - 125 с.
  3. Марон А.Е. Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 кл.: учеб.пособие для общеобразоват. учреждений / А.Е.Марон, Е.А.Марон, С.В.Позойский. - М.: Дрофа, 2013. - 278 с.
  4. Остер Г.Б. Задачник по физике - М.: Издательство АСТ, 2017. - 128 с.
  5. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? - М.: Книжный Клуб Книговек, 2014. - 416 с.
  6. Перельман Я.И. Физика на каждом шагу - М.: Издательство АСТ, 2017. - 256 с.
  7. Перышкин А.В. Физика. 7 кл.: учебник / А.В.Перышкин. - 3-е изд., доп. - М.: Дрофа, 2014. - 224 с.
  8. Хижнякова Л.С. Физика: 7 класс: методика и технологии обучения: методическое пособие / [Л.С.Хижнякова, А.А.Синявина, С.А.Холина и др.] - М.: Вентана-Граф, 2012. - 224 с.