Цель: формирование навыков культурного общения.
Задачи:
- Сформировать представления учащихся о необходимости позитивного общения;
- Формировать навыки вежливого общения;
- Подвести учащихся к мысли, что общение является формой интереса к другому человеку;
- Создать непринужденную, доброжелательную атмосферу в классе;
- Повысить доверие и сплоченность ребят в классе.
Ученик 1: Навыки общения с людьми требуются нам каждый день. Общение с людьми - важная часть нашей жизни. Благодаря умению четко выражать свои мысли и слушать мы можем не только добиться карьерных успехов, но и завести друзей, наладить отношения с семьей и друзьями. Следует отметить, что «общаться» и «говорить» - это не одно и то же. Общение - это сложный процесс, который состоит как из того, что мы говорим, и то, как мы это делаем. И второй вид коммуникации гораздо важнее - наибольшее влияние на собеседника производит не смысл наших слов, а звук и тембр голоса, поза и жесты.
Ученик 2: Может ли человек быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми? Многие эмигранты вернулись в Россию именно по причине отсутствия нормального человеческого общения. Человек не может обходиться без общения с окружающими, так как он существо социальное. Робинзон Крузо на необитаемом острове ощутил всю тяжесть отсутствия человеческого общения: он научил говорить попугая. Разговаривал сам с собой, читал Библию. В общении с другими людьми развивается мышление самого человека. Примером тесной связи мышления и речи служат дети-Маугли.
(фрагмент документального фильма о детях-Маугли в современном обществе).
Ученик 3: А что такое нормальное общение?
Это сложный процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, восприятие и понимание другого человека. Общение в школе и в семье можно разделить на два вида: формальное (официальное, деловое) и неформальное.
- Приведите примеры.
Потребность в неформальном общении естественна. Она даёт возможность общаться свободнее, без каких- либо условностей.
- чем неформальная группа людей отличается от формальной? (неформальная группа - общность людей со сложившейся системой отношений, совместной деятельностью, чувством принадлежности и т.д., но не имеющая фиксированного юридического статуса).
- почему подростки стремятся к неформальному общению? (ищут самоуважение, которое приходит в результате признания его индивидуальности другими;
- такое общение не требует волевых усилий, оно свободно;
- потому что у человека может быть завышена самооценка и он ждёт признания в формальном общении, но при этом ведёт себя заносчиво, высокомерно, тщеславно и его не принимают в формальной группе, он отчуждается и ищет неформального общения;
- низкая самооценка человека не позволяет ему реализоваться в формальном общении, он робок, стеснителен, становится неинтересным в формальном общении, и такой человек так же ищет неформальное общение).
Учитель: Давайте рассмотрим несколько жизненных ситуаций и ответим на вопросы:
Белые вороны, которые рождаются 1-2 на 1000 чёрных, долго не живут, их заклёвывают сразу, как только становится ясно, что они не такие как все. То же самое происходит с чайкой, выкрашенной в чёрный цвет и выпущенной в стаю своих белых сородичей.
Кого называют «белой вороной» в человеческом обществе? Как воспринимают их окружающие?
Притча восточного мудреца Саади: попугай сидел в одной клетке с вороной, ужасно страдал от такого соседства: «Какой отвратительный чёрный цвет, какая безобразная фигура, какое скверное выражение лица». Ворона тоже мучилась. Грустная и подавленная она сокрушалась: «Почему именно на мою голову выпало такое несчастье? Мне было бы куда приятнее сидеть рядом с другой вороной и радоваться тому, что мы вместе».
- О чём эта притча?
В результате такого разного стиля общения могут возникать разные конфликты, преступления против чести и достоинства личности:
- Оскорбление - это унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме.
- Клевета - распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию.
- Хулиганство - грубое нарушение общественного порядка, явное неуважение к обществу, сопровождающееся применением насилия или повреждением чужого имущества.
Определите, где клевета, а где оскорбление:
- гражданин на работе распространил ложь о том, что один из сотрудников сделал карьеру одаривая начальство;
- старшеклассник распространил ложь об ученице, что она была с ним в интимных отношениях, а другой обозвал её неприличными словами;
- в ответ на замечание пожилого человека в адрес подростков, устроивших гвалт под окнами дома, один из них грязно выругался в адрес взрослого;
- в газете была напечатано статья, в которой один из политиков назван был фашистом.
Как же избежать таких неприятных ситуаций? Каковы же правила общения людей?
Правило № 1. Искренне интересуйтесь другими.
Все мы считаем себя уникальными и хотим быть интересными окружающим. Вспомните свой опыт общения - мы всегда охотнее разговариваем не с теми, кто говорит умные вещи, а с теми, кто дает нам понять, что мы сами интересны.
Правило № 2. Улыбайтесь.
Во время психологических исследований было доказано, что улыбающиеся люди кажутся нам в целом более привлекательными. Мы склонны приписывать им лучшие человеческие качества. Улыбка показывает собеседнику, что общение с ним - это радость и удовольствие.
Правило № 3. Помните, что собственное имя - самое приятное слово для любого человека.
Называя человека по имени, мы делаем ему самый простой и естественный комплимент. Имя для нас выражает индивидуальность. Именно поэтому многие люди так раздражаются, когда кто-то коверкает их имя или употребляет форму, которая им не по душе - например, «Маня» вместо «Мария». Употребляя в беседе имя человека, вы как будто говорите ему: «Вы удивительный человек и яркая личность».
Правило № 4. Умейте слушать.
Печально, но мало кто умеет действительно слушать собеседника - чаще всего, особенно в пылу спора, мы просто дожидаемся своей очереди высказаться, не вникая в то, что нам пытаются донести. А ведь демонстрация внимания - мощный инструмент воздействия. Слушайте человека, задавайте ему дополнительные вопросы и не скрывайте своих эмоций, если услышите что-то новое или удивительное. А если вы запомните высказывания, которые самому собеседнику показались удачными, и невзначай ввернете их в следующем разговоре, он будет просто покорен.
Правило № 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
У каждого есть свой «конек». Если вы нащупаете ту тему, которая волнует вашего собеседника, вы расположите его к себе. Это касается и делового общения, и обычных приятельских разговоров. Даже если тема кажется вам не особенно важной, не закрывайтесь - попробуйте вслушаться и выяснить что-то ценное для себя. Не зря же китайские мудрецы говорили, что учиться можно и у первого встречного.
Правило № 6. Искренне демонстрируйте собеседнику его значимость.
Ключевое слово здесь - «искренне». Возможно, это самая сложная часть психологии общения. Люди чувствуют фальшь, и даже те, кто любит лесть во всех формах, почуют неладное, если ваш восторг будет наигранным. Ищите в каждом то, что действительно кажется вам достойным восхищения, и честно хвалите эти черты характера.
Спасибо за внимание!
Использованная литература
- Микляева А.В. Я - подросток. Встречи с самим собой. - С.Пб.: 2008 - 366 с.
- Ильющенко Н.С.Книга: Discovering Britain. (Практикум по культуре речевого общения. Великобритания). - М.: Университетская книга, 201с.
- Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации / авт.-сост. - Волгоград: Учитель, 20с.
- Черенкова этикета и вежливости для детей [Текст] /. - М.: ДОМ. ХХI век, 2006. - 188 с.