Применение технологии смешанного обучения на уроках обществознания в 6-м классе

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии

Класс: 6


Одной из технологий, позволяющей не только вовлечь в работу весь класс, но и изучить новый материал, организовать закрепление, отработку навыков и организовать обобщение, а также проверку знаний учащихся, является технология смешанного обучения.

Используя данный метод в качестве урока-обобщения на уроке учебного предмета «обществознание» в 6 классе позволил сочетать при проверки и обобщении пройденного материала..

Задания, предложенные на уроке, были направлены на повторение ключевых терминов и понятий по теме «Загадка человека», их классификацию и систематизирование. На уроке присутствовало 10 обучающихся, класс был поделен на 2 группы. Отбор производился в присутствии класса, по заранее составленной программе позволившей отобрать обучающихся в ту или иную группу. Для обучающихся отбор выглядел случайным, в действительности, группы были сформированы заранее по принципу уровня успеваемости.

Урок проводился кабинете информатики. В ходе урока обучающимися было пройдено две станции: Станция «Учитель» и Станция «Компьютер»

(задания по станциям описаны ниже).

В начале урока группы получили маршрутные листы (приложение 1)

Цель: к концу урока каждый ученик будет:

знать:

  • Что отличает человека от прочих живых существ, виды потребностей человека, что составляет внутренний мир человека;

уметь:

  • искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать свое отношение к ней.

Инструменты проверки достижения результата: проверочная работа посредством ОП Якласс, проверочная работа в игровой форме «домино» (Приложение 2), решение/составление кроссворда, полное и точное определение понятий.

Критерии/показатели/индикаторы оценки достижения результатов

Критерии выполнения проверочной работы в ОП Якласс: максимальное количество баллов - 17.

  • от 15 баллов - оценка «5»,
  • 12-14 баллов - оценка «4»,
  • 9-11 баллов - оценка «3»

Основные этапы урока и планирование времени на каждый этап:

  1. Начало урока (постановка задачи): 4 минут
  2. Работа на станции 1: 15 минут + 1 минута на переходы.
  3. Работа на станции 2: 15 минут
  4. Завершение урока: 5 минут.
  5. Маршруты движения групп по станциям

Группа 1 «Суждение»

Работа с заданиями в Яклассе (тест) → Работа с учителем по теме «Загадки человека».

(Задания на станции «Учитель» сложнее, чем у группы № 2:

  • Выполнить групповое задание «Домино».
  • Вытяни билетик с номером слова из кроссворда, впиши в маршрутный лист термин, сформулируй определение-задание для кроссворда.)

Группа 2 «Мышление»

Работа с учителем по теме «Загадки человека» ®Работа с заданиями в Яклассе (тест)

(На станции «Учитель» необходимо выполнить групповое задание «Домино».)

1. Организационно-педагогические условие и описание хода урока

НАЧАЛО УРОКА.

Перед началом урока учитель рассказывает обучающимся о том, как будет проходить урок:

  • все обучающиеся будут поделены на две группы.
  • всем обучающимся будут выданы маршрутные листы
  • время работы на каждой станции - 15 минут

первая группа будет работать по плану: работа с заданиями в Яклассе (тест) → Работа с учителем по теме «Загадки человека».

вторая группа работает по плану: Работа с учителем по теме «Загадки человека» → Работа с заданиями в Яклассе (тест)

На станции размещен раздаточный материал для каждой группы. Работа начинается со знакомства с инструкцией в маршрутном листе, затем, взяв материалы, предназначенные для группы, приступает к работе.

Далее учитель делит класс на две группы посредством запуска программы, которая составлена заранее и делит класс на 2 группы якобы «случайным образом» (на самом деле учитель заранее распределил учеников по группам по своему усмотрению).

Далее учащиеся разбиваются на группы, каждому выдаются маршрутные листы.

Необходимое оснащение: компьютеры с выходом в Интернет, таблички на каждую станцию, маршрутные листы, комплект листов А3 с кроссвордами, игра «Домино».

Группа 1 «Суждение»

Станция Компьютер

Выполнить проверочную работу «Индивид, индивидуальность, личность».

Работа заранее сформирована на образовательной платформе «ЯКласс», сроки начала выполнения работы совпадают с расписанием урока.

Станция Учитель

  • Обучающиеся играют игру в домино по теме «Загадка человека», подбирая определения к терминам и термины к определениям.
  • Обучающиеся получают заполненный кроссворд, затем вытягивают билетики с номером слова из кроссворда, вписывают в маршрутный лист термин из кроссворда, формулируют определение-задание для кроссворда, которое тоже вписывают в маршрутный лист.

Необходимое оснащение: маршрутные листы.

Необходимые дидактические материалы: карточки игры «Домино», карточки - номера для слов из кроссворда.

Группа 2 «Мышление»

Станция Учитель

Обучающиеся играют игру в домино по теме «Загадка человека», подбирая определения к терминам и термины к определениям.

Станция Компьютер

Выполнить проверочную работу «Индивид, индивидуальность, личность».

Работа заранее сформирована на образовательной платформе «ЯКласс», сроки начала выполнения работы совпадают с расписанием урока.

Необходимое оснащение: маршрутные листы.

Необходимые дидактические материалы: карточки игры «Домино», карточки - номера для слов из кроссворда.

Примечание: Для второй группы можно предусмотреть дополнительное задание на станции «Учитель». Выдать незаполненный кроссворд, выдать сформулированные предыдущей группой задания к кроссворду. Но есть риск того, что:
1. Не хватит времени, так как игра «Домино», как показывает опыт, достаточно затратная по времени игра.
2. Дети могут неточно сформулировать задания, и тогда обучающиеся второй группы заранее будут поставлены в проигрышную позицию.
Но, тем не менее, необходимо предусмотреть дополнительное задание на случай того, если игра «Домино» будет выполнена быстро.

ЗАВЕРШЕНИЕ УРОКА

По окончании работы учитель проводит рефлексию, анализируя работу учащихся, выясняет, какие затруднения возникли, что осталось непонятым.

Необходимое оснащение: доска, маркер.

Две станции на уроке были обусловлены тем, что классы по численности небольшие, нецелесообразно их делить на три группы. К тому же это дает выигрыш во времени (не 10 минут, а 15 минут на станцию), что обуславливает более качественную работу.

Если же класс большой, то, конечно, необходимо делить его на три группы и добавлять станцию «Проект». На которой можно выдать задания: сделать кроссворд по основным терминам темы, написать эссе, самим сделать игру «Домино» и т.д.