Формирование основ научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии


Обобщение педагогического опыта)

Думаю, каждый учитель не раз задавал себе вопрос: почему снижается учебная мотивация школьников по мере их пребывания в школе? Все дети, когда идут в школу, хотят учиться. Почему для ребёнка процесс обучения превращается в трудную, малопривлекательную работу? Как сделать так, чтобы глаза моих ребятишек горели, чтобы они бежали в школу с радостью и не хотели идти домой после окончания занятий?

«К школьнику относиться нужно не как к сосуду, который предстоит наполнить информацией, а как к факелу, который необходимо зажечь»
В.А.Сухомлинский

Эти слова стали моим девизом в счастливом, но таком нелегком, труде учителя начальных классов. Основной целью моей педагогической деятельности считаю - оказание помощи детям в проявлении и развитии их личной заинтересованности в приобретении знаний и навыков самостоятельного их добывания, максимальном удовлетворении от результатов своего труда. В связи с этим значительную роль в работе я отвожу методу проектной деятельности, который позволяет:

  • выявить творческие способности ребёнка;
  • улучшить контакт с учащимися;
  • дать детям эмоциональную и содержательную поддержку для их самоутверждения.

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относятся к педагогическим технологиям XXI века. В современной школе метод проектов применяется достаточно успешно. Это связано с тем, что в период бурной информатизации общества особое значение для развития человека приобретают умения собирать необходимую информацию, целесообразно пользоваться ею, проводить элементарные исследования, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Выполнить все эти задачи помогает метод проектов. Он позволяет реализовать проблемное обучение, развивает теоретическое мышление и воображение, дает возможность обучать групповому взаимодействию в обучении элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить детей, сколько учить учиться, направлять их познавательную деятельность.

Использование метода проектов предусматривает умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире. Эта деятельность относится к области детской самодеятельности, а значит она личностно-ориентирована ,приносит удовлетворение ученикам, вызывает у них стойкий познавательный интерес. Особое значение проектной деятельности младших школьников заключается в том, что в процессе интересной для них деятельности они готовятся к весьма серьезному учебному труду в старших классах: получают опыт элементарного исследования проблемы, поиска информации по теме в разных источниках (включая компьютерные программы), овладевают навыками работы со справочниками, энциклопедиями , словарями. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем ввиду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим, оформленным тем или иным образом.

Проекты в младших классах - это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Несложность проектов обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим ученика на выполнение других, более сложных и самостоятельных проектов.

Формирование человека нового типа с новыми взглядами на жизнь и определенным багажом знаний о здоровье, с новым экологическим мышлением, способного осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой и с самим собой - цель здоровьесберегающих технологий.

«Все, что я познаю, знаю, для чего мне это надо и где и как я могу эти знания, я могу применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развития критического мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим, оформленным тем или иным образом.

Даже неудачно выполненный проект имеет большое положительное педагогическое значение. На этапе самоанализа (5 этап), а затем защиты (6 этап) учитель и учащиеся самым подробным образом анализируют логику, выбранную проектировщиками, причины неудач, последствия деятельности и т.д. понимание ошибок создает мотивацию к повторной деятельности, формирует личный интерес к новому знанию, так как именно неудачно подобранная информация создала ситуацию «неуспеха». Подобная рефлексия позволяет сформировать адекватную оценку окружающего мира себя в этом

Проектную деятельность я рассматриваю как обоснованную, спланированную и осознанную деятельность, направленную на формирование у школьников определённой системы интеллектуальных и практических умений.

На мой взгляд, метод проектов - это самое рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.

Применяя технологию проектной деятельности, я добиваюсь следующих целей:

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся;
  • выявление одарённых учащихся и подготовка их к выполнению учебно-исследовательской работы.
  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие исследовательских умений, навыков сотрудничества;
  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления.

Из исследований детских психологов известно, что учащиеся удерживают в памяти:

  • 10% от того, что они читают
  • 26% от того, что они слышат
  • 30% от того, что они видят
  • 50% от того, что они видят и слышат
  • 70% от того, что они обсуждают с другими
  • 80% от того, что основано на личном опыте
  • 90 % от того, что они говорят (проговаривают) в то время, как делают
  • 95% от того, чему они обучаются сами

Чтобы у учащегося развивалось творческое мышление, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в научно-исследовательскую деятельность, закладывающим фундамент дальнейшего овладения ею. Конечно, он накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать учащихся начальных классов в проектную деятельность нужно обязательно. Дело в том, что именно в младшем школьном возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений. Если это обстоятельство не учитывается, если этот возраст рассматривается как малозначимый для метода проектов, то нарушается преемственность между этапами развития учебно-познавательной деятельности обучающихся и значительной части школьников не удаётся впоследствии достичь желаемых результатов в проектной деятельности.

В своей работе с учащимися я активно использую проектную деятельность - метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников. Таким образом, технологию учебного проекта можно считать здоровьесберегающей.

Включение проектной деятельности в работу младших школьников

В проектную деятельность необходимо включать школьников постепенно, начиная с первого класса. Вначале - это доступные творческие задания, выполняемые на уроках окружающего мира, литературного чтения, ,изобразительного искусства , трудового обучения и в форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. И…не поверите!!! Уже в 1 классе мы пробовали осуществлять среднесрочные проекты по обучению грамоте и математике и окружающему миру! Казалось бы, нереально. Но ведь это получилось! Результаты ошеломляют: по словам родителей, даже те малыши, которые испытывали недомогание по состоянию здоровья, тяжело адаптировались в школе в первые дни, не желали оставаться дома, просились в школу. Безусловно, для учителя это колоссальный труд. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы - нет деятельности. Нельзя выполнять эту работу стихийно, непродуманно, без выдвижения гипотезы, постановки задач, формулировки целей, четкого планирования всех видов работ, планирования результатов и оформления итогового продукта , анализа всей деятельности по проекту и разработки видов самооценки и оценки деятельности учащихся учителем. Уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проектная деятельность для учеников начальной школы - дело очень сложное и требующее особой подготовки. Чтобы научить детей данному виду деятельности, я довольно часто на своих уроках использую метод проектов. Принято считать, что такие уроки по отношению к предметному содержанию, являются, обычно, обобщающими. Дети уже имеют достаточный запас знаний и умений, нужно только правильно распределить деятельность и воспользоваться этими знаниями в конкретной ситуации. Хочу заверить, что любую тему по школьным предметам можно обыграть в проектно-исследовательскую. Что мы и делаем. Результатом такой деятельности всегда является продукт, произведенный усилиями учащихся. Дети радуются собственному успеху, видят значимость проделанной работы. Это влияет на повышение интереса учащихся к учебному процессу, не говоря уже о развитии УУД, обогащает их мировоззрение, зажигает огонек в глазах, помогает поверить в свои силы и значимость каждого ребенка, несмотря на его темперамент, характер, заложенный природой потенциал, трудности в обучении…

Не менее важным является и развитие коммуникативных качеств. Использование метода проектов позволяет эффективно работать над решением данной задачи. Вовлекая детей в проектную деятельность, учитель создает проблемную ситуацию, для решения которой предлагает детям работать в парах и группах, а значит, сотрудничать, помогать друг другу, вносить свой вклад в общее дело. Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда в уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Дети с удовольствием самостоятельно распределяют роли в группах. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни.

Конечно, это только первые, неумелые шаги долгого учебного процесса, но они могут стать основанием, для развития умений и навыков самостоятельной работы, которая в дальнейшем поможет учащимся добиваться высоких результатов в достижении поставленной цели. Уже сейчас можно сказать, что дети умеют работать в парах и группах. Меньше времени уходит на распределение ролей. Меньше стали обращаться за помощью к учителю, могут искать выход из трудной ситуации самостоятельно.

Конечно, не все дети одинаково включаются в работу. Есть такие, которые не умеют еще работать коллективно, или пытаются отсидеться. К таким детям следует быть внимательными. При распределении детей в группы, учитель должен следить, чтобы эти дети не оказались все в одной группе. Учитель помогает детям правильно выбирать для таких учеников вид деятельности, посильный для них.

Научить школьника проводить простейшие наблюдения - задача учителя начальных классов. Наблюдение как метод обучения влияет на речь и мышление младшего школьника. Наблюдения природы дают возможность в осуществлении данного метода Можно прочитать множество книг о природе, выучить наизусть учебник по ОМ, но ребенок не поймет и до конца не познает природу, если не научится ее видеть, ежечасно подмечать изменения, происходящие в окружающем мире.

Таким образом, проектная деятельность учащихся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации научно-исследовательской деятельности младших школьников.

Алгоритм проектной деятельности

Я выработала следующий алгоритм проектной деятельности:

1 этап. Выбор темы проекта

Темы детских проектов мы выбираем и обсуждаем совместно с ребятами исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей. Одно из важнейших условий - заинтересованность в ней учащихся.

2 этап. Выбор проблемы

На этом этапе дети отвечают на вопрос: «Что мы хотим узнать?»

3 этап. Формулировка подтем

На этом этапе дети определяют все подтемы, которые войдут в план решения проблемы. Проводятся консультации.

4 этап. Планирование работы

Определяются пути поиска необходимой информации, составляется «программа»

5 этап. Осуществление проекта

На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск. Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам ), интернету, за помощью к родителям. Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями. В нашем классе есть семьи, которые посещают читальный зал детской библиотеки вместе со своим ребенком. А когда ребенок видит, что его родители разделяют с ним его интересы, он счастлив в двойне и его стремление создать проект интереснее возрастает.

6 этап. Представление проекта

Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно предложить ответить на следующие вопросы:

  • соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям;
  • как оценили вашу работу посторонние люди.

По сложившейся традиции мы приглашаем на защиту проектов директора школы, завуча, учащихся параллельных классов, родителей. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне подготовке учащихся и их уверенности в своих силах.

7 этап. Оценка проекта

Весьма важный вопрос - это оценка выполненных проектов. Задача педагога на этом этапе - не допустить презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. Я стараюсь выделить несколько номинаций и делаю так, чтобы каждый проект «победил» в какой-либо номинации.

Исследовательская, проектная деятельность подготавливает учащихся к участию в научно-практических конференциях. Ежегодно ученики моего класса не только принимают участие в таких мероприятиях, но и занимают призовые места.

Дни защиты проектов учащиеся воспринимают как праздник.

Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды и как результат этой работы нужно отметить высокую заинтересованность учащихся в учебной деятельности.

Я хочу привести пример использования проектной деятельности на уроках «Окружающего мира», так как этот предмет дает колоссальные возможности для данного вида учебной деятельности учащихся.

I. Формирование привычек здорового образа жизни имеет большое значение для сохранения здоровья школьников. Уже во 2 классе в учащиеся изучают анатомию, физиологию и гигиену человека. Итогом такой работы может стать пресс-конференция или научная конференция по теме: «Как сохранить и укрепить здоровье».

Класс делится на группы, изучает и систематизирует информацию по следующим темам:

  • Сколько надо двигаться?
  • Как сохранить зрение?
  • Правильная пища. Какая она?
  • Как избавиться от вредных привычек?
  • Как укрепить нервную систему?

Презентация данных проектов проходит в форме пресс-конференции. От каждой группы выходит 1 ученик (эксперт), другие учащиеся выступают в роли журналистов.

II. Представляю проект: «Моя Вселенная» (уроки и занятия комплексного применения знаний, умений, навыков).

Цель: формирование и расширение знаний об элементах солнечной системы и применение их на практике при оформлении итогового продукта (выставки, презентации, индивидуальной тематической папки)

Конечным результатом деятельности учащихся на уроке является дидактическая игра «Брейн-ринг».

В данной работе принимают участие все ученики класса. Работа проходит в группах. Каждому ребенку найдется в ней задание по способностям и возможностям.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить знания об объектах солнечной системы.
  • Учить детей самостоятельно добывать знания и применять их в конкретной ситуации.

Развивающие:

  • Развивать коммуникативные умения учащихся.
  • Развивать творческие способности.
  • Развивать речь

Воспитательные:

  • Повышать интерес к учебному процессу.
  • Воспитывать ответственность за порученное дело.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна находиться в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных заданий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно перейти к долгосрочному проекту, рассчитанному четверть (3-4 классы)

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности свою работу я выстраиваю от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провожу специальные собрания, индивидуальные консультации, на которых разъясняю родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказываю об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Проектная деятельность

1 этап: Погружение в проект. 2 класс (Примерный)

Учитель: - Все вы любите играть в игры, с появлением компьютеров игры стали более разнообразными: можно отправиться в прошлое, а можно в глубины океана. От космических спасателей пришло письмо-обращение к школьником планеты Земля. В нём говорится, что космические пираты захватили инопланетный корабль, на котором находились представители разных планет. Пленников освободили спасатели, но они не ничего не помнят о себе и своей планете. Чтобы отправить освобождённых на их родную планету, нужны сведения о планетах и о том, как предположительно должны выглядеть её жители. Вы согласны помочь освобождённым пленникам? Но что мы знаем о космосе? И т.д.

На данном этапе учащиеся под руководством учителя и при помощи родителей изучают помимо программного материала дополнительные источники: детскую литературу, материал детских энциклопедий, материал интернет-источников для соответствующего возраста, м/фильмы о космосе, презентации, фрагменты научно-популярных фильмов… Хочется сделать акцент - ВЕСЬ МАТЕРИАЛ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТЩАТЕЛЬНО ОТОБРАН УЧИТЕЛЕМ, соответствовать возрастным особенностям ребят. Главное - не переборщить с научностью и серьезностью материала, т.к. это приводит к усложнению его восприятия, а следовательно - к потере интереса к работе.

2 этап: Организация деятельности

Учитель распределяет учеников на группы по желанию и интересам, но соблюдая неизменный аспект-в каждой группе должны быть ребята-организаторы, которые поведут за собой остальных ребят. На данном этапе(начальный в проекте) каждая группа сама выбирает тему исследования, чтобы у ребят не отбить охоту к выполнению проекта от навязанной темы («Солнечная система. Общие сведения», «Первые посетители космоса», «Как человек попал в космос»…).

3 этап: Осуществление деятельности.

Дети собирают материал, оформляют полученные сведения в произвольной форме в индивидуальные папки. На уроках ОМ отводили по 5 минут для выступлений ребят. Большая работа проводилась во внеурочное время, постепенно накапливая и систематизируя знания. Учитель постоянно контролирует процесс. По необходимости помогает.

4 этап: Продукт проектной деятельности

Каждая группа при помощи учителя готовит на уроках ИЗО и технологии «Космическую картину Вселенной» , затем все они соединяются в единное полотно под названием «Моя Вселенная».

5 этап: Анализ и оценка работы над проектом. Награждение

Индивидуальный оценочный лист ученика (цы)_
2А класса МБОУ СОШ №43
ФИ___________________________________
УПП «Моя Вселенная» I этап

Тема выступления

баллы

Папка

баллы

Участие в работе группы

1

Отбор материала

Активность

2

Эстетичность

Коммуникабельность

3

Итого:

Итого:

Итоговая оценка:

Общее количество баллов

Самооценка

Оценка учителя

Оценки: «Хорошо», «Отлично», «Прекрасно»

Ребята, наиболее отличившиеся в работе над проектом получают Грамоты и медали, остальные - Благодарности и медали различных номинаций, даже совсем слабо отработавшие детки. Это явится мощным стимулом к дальнейшему участию в проектах.

В 3-4 классе проект получает свое логическое продолжение. Но, соответственно, меняются требования к отбору, подготовке материала.

3 класс

Ребята выбирают работу индивидуальную, в паре, в группе. В соответствии с этим подбираем тему, определяем виды и формы работы. Но изначально ставим цель: углубление имеющихся знаний о космосе и обогащение их новыми фактами.

Изучаем планеты солнечной системы, составляем характеристики, таблицы, карты, собираем материал (уже и архивный-материалы газет, журналов..), энциклопедий, но уже для подростков. Проводим круглые столы, презентации собранных материалов с комментированием, дискуссии, викторины, тестирования, изучаем мифы Древней Греции, историю героев, чьи имена носят планеты, разучиваем стихотворения и песни о космосе, проводим тематический открытый классный час, открытые уроки по ОМ, математике, составляем Космический словарь. На уроках ИЗО и технологии выполняем творческую работу: изображаем планеты, наделяя их человеческими качествами. И что очень на мой взгляд ценно, не навязывая своего мнения ребенку. А ведь у него совершенно иное представление и восприятие окружающего мира. И, конечно, пополняем новыми материалами свои папки. На этом этапе происходит взаимообогащение, взаимообмен материалами, взаимообучение…

В 4 классе пополняем знания изучением истории космоса, материалами о небесных спутниках планет, космических телах, сведениями о космонавтах, искусственных спутниках, ракетах. Уже составляем из наработанного материала свои презентации. Работа продолжается аналогично. Добавляем мини-сочинение «Моя Вселенная», акротекст «Космос», готовимся к Брейн-рингу.

Что в итоге? Ребята совершенно меняются. В школе мне говорят учителя-предметники, что у моих ребят и взгляд совершенно другой. Серьезный, осмысленный. Они могут говорить (одна из самых распространенных проблем учащихся начальной школы),связно и логично пересказать текст, задавать вопросы, давать полные ответы, спорить и доказывать, при этом , считаясь с мнением собеседника, они умеют работать в паре, группе, распределяя роли и обязанности, согласовывая свои действия со всеми членами группы, класса. Они задорны, веселы, им интересно учиться. Они заваливают своими идеями. Много еще можно говорить о положительных моментах такой проектной деятельности… В чем же сложность? Не может же быть все так гладко и просто. Конечно же нет. Самая большая проблема-время. Учитель завален бумагами, мероприятиями, которые по своей сути имеют минимальное воспитательное значение… Положите это все на весы. К сожалению, не все понимают, что такое проектная деятельность и ждут фейерверка. А это ежедневный кропотливый труд, собирание по крупицам знаний, совершенствование умений и навыков, в том числе и общения.

Как говорят сами ученики, им очень нравится, когда в уроке используются элементы проектной деятельности. Каждый может внести вклад в общее дело. Они имеют возможность высказать свою мнение по какому-то вопросу, предложить свои силы. Конечный продукт, к которому дети пришли самостоятельно, всегда более значим. Знания, полученные в труде и в деятельности, на практике принесли свой результат. Учащиеся, видят свой труд, понимают значимость собственных усилий. Радость от проделанной работы и удовлетворение от собственного труда, еще раз доказывают детям, что все, чему их учат в школе, пригодится им в жизни.

Конечно, это только первые, неумелые шаги долгого учебного процесса, но они могут стать основанием, для развития умений и навыков самостоятельной работы, которая в дальнейшем поможет учащимся добиваться высоких результатов в достижении поставленной цели.

Литература

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. - 1993. - № 237.
  2. Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 01.05.2017).
  3. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 27 декабря 2013 г. N 61-РЗ "Об образовании в Республике Северная Осетия-Алания" (ред. от 30.12.2015).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года".