Мини-музеи в дошкольной образовательной организации. Принципы организации, этапы создания

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мини-музей


Мини-музей в ДОО можно рассматривать как особый вид детского музея, который располагается непосредственно в дошкольном учреждении. Причины создания мини-музеев первоначально заключались в том, что многие дошкольные учреждения располагаются вдали от «настоящих» музеев.

В настоящее время о создании и использовании мини-музеев в ДОО можно говорить как об отдельном направлении дошкольной музейной педагогики.

Музейная педагогика в условиях ДОО:

  • позволяет реализовать комплексные и дополнительные образовательные программы,
  • является действенным модулем развивающей предметно-пространственной среды; средством индивидуализации образовательного процесса,
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности,
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива ДОО с родителями и представителями социума.

В основе музея обычно лежит какая-нибудь коллекция. Ребенок-дошкольник по своей природе тоже коллекционер. Он с удовольствием собирает ракушки, камни, фигурки динозавров, машинки и др. Все детские коллекции становятся частью его развивающей среды.

Восприятие и внимание дошкольника недостаточно сформированы, отличаются произвольностью. Яркий неожиданный объект привлекает внимание детей и на некоторое время удерживает его. Но если предмет находится в постоянном поле зрения, но делать с ним практически ничего нельзя, интерес к нему ослабевает: предмет становится частью окружающего фона. Коллекция красивых дорогих кукол, которую воспитатели для сохранности размещают в недоступных для детей местах, не отвечает требованиям мини-музея. Неправильно организованная работа в мини-музее приводит к тому, что музей становится элементом дизайна, не решая поставленных перед ним задач.

Также одной из основных «взрослых» проблем является стремление «прописать» музей в определенном месте навечно. В результате музей становится «изюминкой» детского сада, но для детей он постепенно превращается в обычный фрагмент общего интерьера.

Принципы организации мини-музея

  1. Принцип интеграции. Мини-музей или система мини-музеев дошкольного учреждения создается с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников, детей разного возраста и семей. Музей - это своеобразный способ познания окружающего мира, поэтому он отражает самые разные стороны нашей действительности, тесно связанные между собой. Содержание мини-музея, как правило, позволяет педагогу познакомить детей с разными областями человеческой деятельности: историей и фольклором, природой и культурой и т.п. Кроме того, мини-музей способствует реализации интегрированного подхода в обучении и созданию системы детской деятельности.
  2. Принцип деятельности и интерактивности. При подборе экспонатов необходимо помнить о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее. Необходимо выделить уголок для самостоятельной деятельности ребенка: в мини-музее народных промыслов ребенок должен иметь возможность по собственному желанию сделать «старинную» игрушку, посуду; в мини-музее воздуха - провести элементарные опыты и др.
  3. Принцип научности. Несмотря на то, что мини-музеи создаются для дошкольников, их экспонаты должны достоверно отражать заявленную тему, объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне. Однако, стремление к избыточной научности, слабая адаптация материалов к уровню развития дошкольников делают мини-музей неинтересным для ребенка.
  4. Принцип природосообразности. При организации мини-музеев необходимо учитывать психо-физиологические особенности детей разного возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка.
  5. Принцип культуросообразности. Мини-музей приобщает дошкольников к мировой культуре, общечеловеческим ценностям (отношение к природе, к другим людям и к себе) через освоение ценностей и норм конкретной национальной и региональной культуры.
  6. Принцип гуманизации. Мини-музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности и индивидуально-ориентированный подход в образовании. Реализация принципа гуманизации требует создания условий для новых отношений в системе «ребенок - педагог».
  7. Принцип динамичности и вариативности. Эти принципы тесно связаны с принципами интерактивности и деятельности. Мини-музей детского сада периодически меняется: по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности. Если мини-музей расположен в группе, его содержание обновляется каждый год с учетом возрастных особенностей дошкольников. Одни экспонаты можно убирать, другие - добавлять в экспозицию.
  8. Принцип разнообразия. Независимо от темы мини-музея, его экспонаты должны быть разнообразными по форме, содержанию, размерам и т.п. Экспонаты мини-музеев отображают историческое, географическое, природное, культурное разнообразие окружающего мира.
  9. Принцип экологичности. Важно, чтобы в экспозиции преобладали экологически безопасные для здоровья ребенка материалы, в том числе природного происхождения. В оформлении экспозиций и при создании некоторых экспонатов может использоваться бросовый, но чистый материал. Все природные материалы необходимо собирать в экологически чистых местах.
  10. Принцип безопасности. Оформление мини-музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника. Он должен свободно доставать до любого уголка мини-музея. Если экспонаты все же стоят на верхних полках, дошкольники должны знать, что заниматься самостоятельно в мини-музее они смогут только с доступными для них предметами. Сами экспонаты не должны быть острыми, режущими, легко бьющимися и т.п. Необходимо помнить, что сухие травы и некоторые другие образцы могут вызывать у некоторых детей аллергические заболевания.
  11. Принципы глобализма и регионализма. Музейные экспозиции позволяют знакомить дошкольников как с глобальными проблемами природы и культуры, так и с региональной тематикой. Например, в музее камня могут быть собраны разнообразные образцы из самых разных регионов земного шара и местные образцы горных пород и минералов, в музее кукол - куклы разных народов и тех народов, которые проживают в данной местности, в фольклорном музее - предметы быта из разных уголков земного шара и из своего региона. Такой подход, с одной стороны, помогает детям усвоить идеи устойчивого развития, формирует основы толерантности, с другой - способствует реализации регионального компонента, формированию чувства патриотизма.
  12. Принцип креативности. Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини-музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
  13. Принцип непрерывности. Мини-музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью, а деятельность ребенка в нем отражает тематику занятий, экскурсий, прогулок, праздников и т.д.
  14. Принцип партнерства. Мини-музей детского сада является результатом сотрудничества взрослых и детей. Этот принцип связан, в частности, с реализацией прав ребенка. Кроме того, мини-музей дает возможность детскому саду наладить контакты с социумом.

Этапы создания мини-музея

Создание мини-музеев может стать отдельным проектом детей, родителей и воспитателей одной группы или всей дошкольной организацией. В любом случае удобно разбить организацию такого элемента развивающей среды на несколько этапов.

Подготовительный этап

Главная задача подготовительного этапа - выбор темы мини-музея (совместно с детьми и родителями), определение путей создания системы мини-музеев, подготовка к участию в проекте педагогов, детей и родителей.

ВЫБОР ТЕМЫ:

  • Создание мини-музея планируется заранее, с учетом образовательной программы ДОО. В это случае, как правило, преобладает мнение педагогов, которые советуются с детьми и родителями.
  • Тема определяется детьми и родителями и обсуждается с педагогом.
  • Тема определяется спонтанно (большую роль играет инициатива ребенка).

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ

Если идея создания мини-музея возникает спонтанно, по инициативе детей, главными исполнителями проекта являются воспитатели, дети и родители группы. Если же речь идет о заранее спланированном проекте - координирующую роль берет на себя старший воспитатель.

СБОР ИНФОРМАЦИИ

Для определения тематики мини-музея педагог проводит опросы детей и родителей: кто из них чем увлекается. Какие коллекции есть дома. После определения темы педагоги обсуждают с детьми и родителями варианты оформления и пути сбора экспонатов. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также материалы для уголков самостоятельной деятельности.

ВЫБОР МЕСТА ДЛЯ МИНИ-МУЗЕЯ

  • Групповое помещение
  • Раздевалка (приемная)
  • Помещение для дополнительных занятий, студии
  • Холлы
  • Территория ДОО

СВЯЗЬ С СОЦИУМОМ

ДОО определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеями, театрами, организацией ветеранов, обществом охраны природы, администрацией), школой и налаживает контакт с учреждениями и организациями.

Практический этап (или этап реализации проекта)

Главная задача второго этапа - создание мини-музея (оформление, изготовление оборудования, сбор и группировка экспонатов, оформление коллекций, уголков самостоятельной деятельности, изготовление игр, макетов, отдельных экспонатов и др.) и работа с детьми и родителями (реализация перспективного плана, семейных проектов, музейных образовательных программ и др.)

Заключительный (обобщающий) этап

Заключительный этап начинается после завершения создания мини-музея. Разрабатываются и проводятся экскурсии, организуются праздники, дни открытых дверей. Среди педагогов проводится конкурс на лучший мини-музей. В ДОО приглашаются сотрудники местных музеев, родители, чья специальность так или иначе связана с музеями или тематикой мини-музея. Оформляются визитки, билеты, приглашения. Однако и на этом этапе возможны различные изменения в мини-музее: пополнение экспозиции или замена экспонатов, изменения в оформлении, расширение пространства мини-музея.

Музейная педагогика открывает перед педагогами и детьми широкие возможности в использовании новых, интересных, продуктивных форм работы. Можно сказать, что педагоги ДОО создают своеобразный комплекс форм и методов работы с детьми на базе мини-музеев с учетом особенностей традиционной музейной педагогики и дошкольного образования.