Нравственное развитие человека протекает в течении всей его жизни. Основы морального облика закладываются в раннем детстве, в дошкольном возрасте, затем нравственные черты личности интенсивно развиваются и формируются в школьные годы. За это время дети и подростки в своем нравственном развитии проходят сложный путь, от простейших умений поведения и элементарных нравственных представлений до нравственных убеждений и прочных привычек нравственного поведения, основанных на глубоко осознанных этических понятиях и освещаемых высокими нравственными чувствами.
На формирование морального облика оказывает влияние социум. Социум (социальные факторы) оказывают как положительное, так и негативное влияние. Положительно или отрицательно каждый социальный фактор рассматривать нельзя, так как ребенок по индивидуальному адаптируется к определенной среде.
Социальная среда включает в себя следующее:
- семья
- детский сад
- друзья
- информация с ТВ, Радио и др.
Современная семья не обладает той ролью, на которую она претендовала в предыдущую эпоху. Здесь сказывается как развитие общественного воспитания, так и изменения самой семьи: уменьшение стабильности, малодетность, ослабление традиционной роли отца, трудовой занятости женщин и т.д.
Меняется и стиль внутрисемейных отношений. Крушение авторитарного воспитания сделало взаимоотношение детей и родителей мягче, интимнее, индивидуально и эмоционально важнее для обеих сторон. Имеется в виду не родительская власть, а моральный авторитет родителей. Его поддерживать гораздо труднее, чем власть, опирающуюся на силу. Индивидуализация отношений повышает их психологическую значимость, но одновременно делает их более хрупким, особенно в подростковом возрасте, когда диапазон и выбор общения у детей расширяется.
Особую роль в планировании и прогнозировании результатов личностного развития ребенка играет представление о том, как дети разного возраста воспринимают и оценивают родителей. Те из родителей, кто является хорошим объектом для подражания и одновременно вызывают к себе положительное отношение ребенка, способны оказывать на его психологию и поведение наиболее сильное влияние. В дошкольном детстве, как и в младенчестве и раннем возрасте, одну из главных ролей в развитии ребенка по прежнему играет мать. Характер ее общения с ребенком непосредственно оказывается на формировании у него тех или иных личностных качеств и видов поведения. Стремление к одобрению со стороны матери становится для ребенка дошкольного возраста одним из стимулов поведения. Существенное значение для развития ребенка приобретают оценки, которые ему и его поведению дают взрослые близкие люди.
Общество сверстников. По мере тога, как увеличивается время, проведенное детьми вне семьи, возрастает удельный вес общества сверстников, которые во многих случаев превышает влияние учителей и родителей. Однако и оно неоднородно. С одной стороны, это руководимые и направляемые взрослые учебные и иные коллективы и организации. С другой стороны, разнообразные неформальные стихийные сообщества, большой частью разновозрастные и смешанные в социальном отношении.
В социальное ситуации сегодняшнего дня, с его конкуренцией и индивидуализмом, цинизмом и жестокостью, когда милосердие к слабым, сострадание к обездоленным перестает быть нормой поведения даже в детской среде, воспитание способности к сорадованию оказывается, необходимым психокоррекционным средством преодоления личностного эгоцентризма и противоядием против разрушительной зависти.
Совместная деятельность является условием возникновения и проявления одной из важнейших способностей ребенка - его доброго, гуманного отношения к сверстнику как к самому себе. И от этого, какого характера взаимодействие и общение складывается между детьми, во многом зависит тот индивидуальный стиль отношений с людьми, который будет проявляться много позднее. Смена позиций в процессе совместной деятельности представляет ребенку возможность освоения различных моделей поведения в зависимости от актуальной ситуации и «упражняет» его в таком поведении по отношению к другому, как будто этим другим является он сам.
Такая деятельность детей, построенная на мушкетерском девизе «Один за всех и все за одного», стимулирует проявление отношения к сверстнику не только в форме действенного сострадания, но и активного сорадования.Однако у более старших детей это уже не происходит, совместная деятельность как средство проявления анти-зависти оказывается зачастую бессильной, сорадование блокируется.
Гармонизация детской картины мира лежит на путях создания образовательного и игрового пространств как совместной деятельности, способствующей утверждению добрых отношений, а также в организации деятельности детских творческих сообществ, дающих ребенку защиту от негативного влияния агрессивной среды.
Приобретению индивидуального нравственного опыта общения и взаимодействия ребенка способствует игра. Общеизвестны взгляды на игру как на своеобразную « тренировочную площадку» для формирования добрых взаимоотношений, сотрудничества и дружбы между детьми, как на «школу произвольного поведения», «школу морали в действии» и недопустимость игр, которые провоцируют детей на тщеславие, зависть, жестокость. При организации групповых игр особое внимание при этом следует уделять смене ролей в процессе выполнения игровых правил или разыгрывания сюжета, которые развивают способность у детей согласовывать свои действия с другими, ставить себя на место другого.
Чрезвычайно важный институт, оказывающий влияние- средства массовой коммуникации (кино радио, телевидение печать интернет, компьютерные игры т.д.). Уже само название « средства массовой коммуникации» содержит в себе проблему. У нас обычно их называют средствами массовой информации. До сих пор, пока весь поток информации был официальным и однонаправленным- пресса, радио, ТВ информировали читателей и зрителей о принятых кем-то решениях и произошедших где-то событиях, и тем самым воздействовали на аудиторию,-данный термин был совершенно точным. В последнее время стали уделять больше внимание механизму обратной связи - реакции публики на увиденное или услышанное. Передача информации превращается тем самым в коммуникацию, взаимный обмен, общение с аудиторией.
Констатируя множество каналов и институтов социализации, бессмысленно решать, какой из них - семья, школа, сверстники или ТВ - важнее и влиятельнее. Тем более, что и список их далеко не полон- можно указать также искусство, разновозрастные трудовые коллективы, соседские отношения и т.д. Другое дело - оценка степени эффективности каждого из этих каналов в каком-то определенном отношении. Однако ни один из перечисленных компонентов социального взаимодействия нельзя считать полностью ответственным за конечный результат процесса развития мышления личности, тем более в подростковом возрасте.
Множественность и некоторая рассогласованность социальных воздействий объективно повышает степень автономии формирующейся личности, следствием чего в одном случае будут не укладывающиеся в заранее очерченные рамки творческая инициатива и самостоятельность, а в других - антисоциальное, отклоняющееся поведение.
Трудно представить себе то количество внешних и внутренних факторов, которые воздействуют на подрастающего ребенка и каждый раз изменяют мир его переживаний. Далеко не все дети владеют своими мыслями, чувствами и поступками. А ребенку с неблагоприятными особенностями психического развития справляться с ними наиболее трудно.