Ещё один взгляд на проект "Самбо в школу"

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Всем известно, что занятия борьбой, а в частности самбо, позволяют с высокой эффективностью решать целый комплекс воспитательных, образовательных и оздоровительных задач. Богатейшая история спортивной борьбы свидетельствует о том, что во все времена и у всех народов занятия этим видом спорта доставляли большую радость и способствовали формированию выдающихся личностей. Все это предопределило общественное признание спортивной борьбы среди широких слоев населения мира, в частности, специалистов школьной и спортивной педагогики. Эффект от занятий борьбой столь ярок и значителен, что многие спортивные специалисты рекомендовали использовать ее как подсобный вид спорта. Ярко выраженные воспитательная, оздоровительная и образовательная функции спортивной борьбы стали основанием для введения ее в учебные программы общеобразовательных школ Турции, Франции, Болгарии, Венгрии, Ирана, Мексики, Монголии, США, Финляндии, Швеции, Японии и других стран.

В настоящее время в общеобразовательных школах некоторых стран мира спортивная борьба является обязательным предметом.

Наконец, после долгих дебатов, проведения опросов родителей и успешных экспериментов по целесообразности введения на уроках физической культуры изучения элементов САМБО, удалось в некоторых школах города Москвы на третьем часе уроков физической культуры начать работу по воплощению регионального проекта «Самбо в школу». Более того, благодаря, активной работе отдела единоборств ГБОУ ДПО «Центра патриотического воспитания и школьного спорта", даже в этом учебном году прошли соревнования по самбо среди школьников, занимающихся самбо на уроках и в секциях дополнительного образования. Через полтора года после старта проекта, в Московском институте открытого образования к концу учебного года все-таки открыли курсы повышения квалификации для учителей физической культуры по разделу САМБО.

Однако… На мой взгляд, реальная ситуация выглядит следующим образом: уроки физической культуры по изучению элементов САМБО проходят, в лучшем случае, в десяти школах города Москвы, как и занятия в секциях дополнительного образования на бесплатной основе. Правда, надо отметить, что секций на платной основе значительно больше и это при том, что в Москве более шестисот школ! Т.е. проект не охватывает и десяти процентов школ города Москвы. Логично будет возразить, что для желающих профессионально заниматься спортом существует масса спортивных школ. Но одна из главных задач проекта и есть необходимость заинтересовать детей, привлечь как можно больше мальчишек и девчонок к занятиям САМБО в спортивных школах и клубах по месту жительства. Вполне понятно, что необходимая экономия средств, инновационное использование ресурсов перекладывает на плечи родителей часть расходов по разностороннему образованию своих детей. Но мне, как учителю физической культуры и педагогу дополнительного образования, видится совсем другая причина пробуксовывания проекта. Во-первых, непонятная, всепоглощающая, безостановочная погоня за рейтингом. Ведь любой учитель скажет, что получение какого-либо результата с нуля за год-два невозможно.

В нашей профессии ежедневный кропотливый труд обязательно даст результат, но не сразу! А начинать проект, который требует немалых финансовых и ресурсных затрат от директора школы, отнимая силы и мешая набору рейтинговых баллов по другим направлениям на девяносто процентов перечеркивает желание ввязываться в новое направление, еще к тому же не приносящее никаких дивидендов школе. Во-вторых, нехватка методической литературы и отсутствие полноценного учебника по предмету, а также наглядных пособий по разделу "САМБО". В-третьих, нехватка педагогических кадров, знающих и умеющих научить базовым элементам САМБО. Курсы как начались на базе МИОО, так и прекратились. И в-четвертых, появилась тенденция к сокращению уроков физической культуры с трех часов в неделю до двух. И вполне понятно, что изучение элементов САМБО на отдельном уроке становится невозможным. А теперь еще сложная эпидемиологическая обстановка вообще отбирает последние шансы, чтобы данный проект развивался. Следовательно, отличный повод не вкладываться в проект, не тратить школьные деньги на закупку борцовских ковров и оборудования, переоснащение залов, не переучивать на курсах повышения квалификации педагогов!

А ведь проект стремится воплотить еще не одну задачу: научить детей безопасно падать и применять эти приобретенные навыки в быту, освоить элементарные приёмы самообороны, заложить основы прогнозирования и необходимого поведения в экстремальных ситуациях современного мегаполиса. Ведь эти задачи, решаемые на уроках физической культуры, становятся жизненно необходимыми для московских школьников. Вы, наверное, обратили внимание, что проект не ставит задач по воспитанию и подготовке спортсменов, но дает возможность приобрести необходимые навыки всем школьникам, а также, по желанию, повысить свои знания и умения в секциях дополнительного образования. Так вот, чтобы прийти к какому-нибудь результату, необходимо время. Получить знания, и тем более, умения, я уже не говорю о навыках выполнения сложно-координационных движений, можно лишь регулярно повторяя материал, а для этого необходимы регулярные занятия по разделу.

Может быть, стоит пересмотреть концепцию начисления рейтинговых баллов школам, и не загонять в жесткие рамки погони за каждым баллом? Или же, наконец, начать начислять баллы школам, участвующим в данном проекте! Помочь педагогам в освоении данного раздела образовательной программы по физической культуре на курсах повышения квалификации и методически сопровождать первое время работы педагога по данному разделу. Выпустить большим тиражом уже существующие программы, методические материалы, учебные фильмы и возможно, разработать новые учебные короткие видеоролики или приложения, которые можно было бы демонстрировать на уроке, не отнимая много времени и включать в сценарии урока в МЭШ.