Приобретение навыков письма - непростой и трудоемкий процесс. Проблемы, возникающие у детей как при обучении письму, так и при дальнейшей коррекции каллиграфических навыков, стали в современной школе распространенными. За последние годы увеличилось количество обучающихся с нарушением почерка. Такие нарушения отмечены у 18-20% детей речевых школ, в том числе у детей с ЗПР, у 6-7% детей общеобразовательных школ1.
_______________
1 А.Н.Корнев «Нарушение чтения и письма у детей»
В толковых словарях (В.И.Даля, С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, Т.Ф.Ефремовой) мы найдем такое понимание слова «письмо»: «умение, способность писать», «внешний вид написанного, почерк», «умение писать», «письмена, азбука, буква, грамота».
Почерк - система движений, базирующаяся на письменно-двигательном и графическом навыке пишущего, «манера писать, характер начертания букв в письме»2. Каллиграфия - «искусство четкого и красивого письма»3. Писать каллиграфически красиво дано не каждому, и в школе, чаще всего, предъявляются требования к понятности написанного.
_______________
2, 3 С.И.Ожегов и Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка»
Что возможно считать «плохим почерком»:
- нечеткость и неразборчивость письма (искажение графического облика, в результате чего невозможно отличить друг от друга буквы «м, т, ш», «п, н, и, к» и др);
- несоблюдение строк и полей в тетради;
- различное написание букв по ширине и высоте;
- несоблюдение наклона букв;
- неправильное соединение элементов при написании букв;
- непропорциональное расстояние между словами;
- неодинаковая высота букв и др.
И, как результат, в поведении ребенка возникают учебные и психологические проблемы, а именно:
- страх демонстрировать свои тетради;
- нежелание выходить к доске;
- медленная скорость письма;
- часто ребенок не в состоянии прочитать то, что он сам написал;
- отсутствие мотивации в учебе, снижение успеваемости;
- появление усталости, апатии;
- низкая самооценка.
Общими причинами каллиграфических ошибок может служить следующее:
- неправильное обучение письму в начальной школе;
- отсутствие внимания со стороны учителей и родителей к почерку пятиклассников.
К более узким причинам можно отнести следующее:
- серьезные неврологические проблемы - ДЦП, эпилепсия и пр;
- ребенок является левшой;
- у него плохо развита моторика, а она напрямую связана с развитием речи.
Можно ли помочь подростку исправить «плохой почерк»? Да, можно. Как это сделать?
Способы и методы работы над формированием каллиграфических умений при нарушении почерка у подростков практически не отличаются от тех, которые используются в начальной школе. Во-первых, следует убедить своего подопечного в том, что графическое начертание букв напрямую связано с орфографией, что из-за «плохого почерка» могут возникнуть проблемы при выполнении письменного экзамена (заинтересовать ребенка можно также стимулирующей оценкой). Во-вторых, родителям (законным представителям) подростка привести доводы, объясняющие необходимость коррекции почерка. В-третьих, обратиться к узким специалистам (психологу, логопеду). Почерк формируется в начальной школе, поэтому начинать коррекцию нужно как можно раньше.
В процессе работы над формированием каллиграфического навыка подросток должен усвоить правила:
Во время учебных занятий сохранять правильную рабочую позу, которая наименее утомительна4:
- нельзя опираться грудью о край парты (стола), поэтому при размещении обучающегося за партой стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещалась ладонь;
- руки должны быть расположены свободно: на тетради лежит правая рука и пальцы левой;
- обе ноги всей ступней должны находиться на полу;
- во время письма опираться о спинку стула поясницей.
_______________
4 «Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у обучающихся». Приложение 1 к СанПиН 2.4.2.2821-10.
Рекомендуется в школе и дома поместить таблицу «Правильно сиди при письме», чтобы учащийся всегда имел ее перед глазами.
2. Как правильно держать ручку?5:
_______________
5 «Безруких М.М. Как научить ребенка писать. Пособие для учителей и родителей».
Ручка должна лежать на левой стороне среднего пальца. Указательный палец сверху придерживает ручку, большой палец поддерживает ручку с левой стороны. Все три пальца слегка закруглены и не сжимают ручку сильно. Безымянный и мизинец могут находиться внутри ладони или свободно лежать у основания большого пальца. Ручку надо держать свободно, не зажимая ее слишком крепко и не прогибая указательный палец. Расстояние от кончика стержня до указательного пальца должно быть около 2 см. Оптимальная длина ручки - 15 см.
3. Обучение письму - это выработка графического навыка, а навык - это «действие, сформированное путем повторения, характеризующееся высокой степенью освоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля»6, поэтому задания учителя по исправлению почерка ребенок должен выполнять ежедневно по 10-15 минут. С этой целью можно использовать пособия Л.Е.Тарасовой:
- «Чистописание - словарные слова - орфография. 5 класс. 1-2 часть» (есть пособия для 6-7 классов);
- «Тренажер по исправлению почерка на основе росчерков и скорописи. Ступень 1,2,3. Тетрадь для старшеклассников».
_______________
6 «Рамзаева Т.Г., Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учебное пособие для студентов педагогических институтов».
Практика показала, что подростки увлеченно выполняют задания в рабочих тетрадях. Их привлекает сам процесс выведения овалов и полуовалов. На первоначальном этапе коррекции почерка рука ребенка дрожит, линии получаются кривыми. В ходе дальнейшей работы (примерно через 2-3 недели) овалы и полуовалы становятся более ровными. Подросток видит результат своего труда и искренне радуется этому. Нужно отметить, что учитель должен постоянно (ежедневно) находиться во взаимодействии с подростком (анализировать, оценивать, поддерживать эмоционально).
Кроме вышеназванного с детьми проводится дополнительная работа:
- Учитель прописывает образцы букв в тетрадях индивидуально для каждого ребенка, проверяет написанное учеником, исправляет неточности, выносит примеры правильного написания на поля. Система работы по формированию каллиграфического навыка проводится на протяжении того времени, пока подросток не выработает навык разборчивого письма.
- Примерно 1-2 раза в четверть проводятся уроки грамотного письма. Первое. Учащимся предлагается рукописный текст с заданием: «Постарайся списать также красиво. Напиши и сверь. Оцени, что у тебя получилось и что не получилось». Такие задания дают хороший результат, если их использовать неоднократно, уменьшая время, отведенное на задание.Второе - это списывание с печатного текста с заданием: «Спиши без ошибок, проверь каллиграфию». Можно предложить обмен тетрадями с заданием: «Найди каллиграфические ошибки у одноклассника».
- Один раз в неделю (в моем классе - это понедельник) проводится работа над ошибками. Практика показывает, что большинство учащихся не анализирует свои ошибки (дети не пролистывают страницы своей тетради, не читают слова, в которых допустили ошибки...). Данный вид работы предполагает выполнение следующих заданий: во-первых, выписать слово с допущенной ошибкой, графически выделить орфограмму; во-вторых, прописать каллиграфически правильно буквы, указанные на полях.
- В классах компенсирующего обучения (5-6 класс) используется метод тактирования. Движение «на себя» сопровождается счетом «раз, два, три», соединительные движения «от себя» производятся на счет «и». Произношение звука «и» зависит от длительности движения. Письмо под счет содействует развитию плавности и ускорению темпов письма, способствует проявлению четкости и решительности движений, необходимых для красивого почерка. Тактирование «оживляет» работу класса и дисциплинирует его. Этот вспомогательный прием лучше использовать при выполнении несложных упражнений. Можно, например, записать дату, часть темы урока, либо отдельные буквы, символы, уже хорошо знакомые детям. Учащиеся (ОВЗ) с большим удовольствием вместе с учителем вслух считают и пишут. После выполнения упражнения желательно проанализировать у детей качество письма.
Учителю важно не только способствовать формированию каллиграфического почерка, но и развивать в каждом ученике потребность в правильном, красивом и скором письме.
ОБРАЗЦЫ детских работ см. в Приложении