Слайд 1
Цель занятия: сохранения и приумножения в новых исторических условиях лучших традиций сибирского казачества, упрочения духовных связей между поколениями, привитие любви к своему Отечеству, возрождение и развитие духовных ценностей и семейных традиций, создания мотивации для формирования у детей и молодежи патриотических ценностей; закрепление ЗУН по разметке и выпиливанию.
Слайд 2
Задачи занятия:
- формировать интерес к казачьей культуре;
- способствовать популяризации принципа уважения к культуре и обычаям казачества;
- способствовать возрождению традиций, самобытности казачьего народного творчества.
Слайд 3
ВСТУПЛЕНИЕ
«Казачество, как историческая драгоценность России! Мы все жестоко виноваты перед казачеством. Коммунистический геноцид, который над казачеством был учинен, - первый геноцид в России и один из первых геноцидов на Земле». А.И.Солженицын, 1994г.
В этом году в декабре отмечаются две великие даты -
440-летие присоединения Сибири к России и 440-летие образования Сибирского Казачьего войска. Трудно переоценить значение этой судьбоносной для всех народов России даты. Великий край - Сибирь - источник богатств нашей страны.
А что касается казаков… Так это именно они подарили России большую часть ее территории - 1/8 часть мировой суши! От Урала до Аляски (всего лишь за какие-то 60 лет!) первыми прошли казаки. От Урала до мыса Дежнева, от Таймыра до Афганской границы они были первыми.
Все мы, граждане современной России, в неоплатном долгу перед Ермаком и его сподвижниками-последователями. Нелегкой была служба сибирских казаков, и невозможно за одно занятие рассказать о том, как казаки осваивали Сибирь и покоряли Среднюю Азию.
Итак, тема нашего занятия: «Свято-Никольский собор Сибирского Казачьего войска». Но сначала ребята давайте узнаем: кто такие казаки, как и кто, присоединил Сибирь к России.
Слайд 4
«Особо хочу сказать о казачестве. Сегодня к этому сословию себя относят миллионы наших сограждан. Исторически казаки находились на службе у Российского государства, защищали его границы, участвовали в боевых походах Русской Армии. После революции 1917 года казачество было подвергнуто жесточайшим репрессиям, по сути - геноциду. Однако казачество выжило, сохранив свою культуру и традиции. И задача государства - всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и военно-патриотическому воспитанию молодёжи». Владимир Путин.
Слайд 5
24января 1919г. советской властью начат геноцид казачьего народа.
Слайд 6
Казаками на Руси 14 в. Называли людей вольных, не связанных никакими обязательствами. Они стали народной самообороной, нацеленной на защиту мирного населения от постоянных набегов вооружённых банд.
Слайд 7
«Казачество - это искра, высеченная из груди русского народа, ударами бед…» Николай Гоголь.
Слайд 8
Казаки - это:
- защитники Отечества;
- путешественники и первопроходцы;
- хранители традиций.
Слайд 9
«Граница породила казачество, а казаки создали Россию.» Лев Николаевич Толстой.
Слово - «казак» имеет тюркское происхождение и переводится как «свободный, независимый человек, искатель приключений, бродяга».
Слайд 10
«Границы Российского государства проходят по острию казачьих сабель». Екатерина II
Слайд 11
Казаки принимали участие во всех войнах России. Они всегда были впереди войска, изучали местность, вели разведку, наводили панику в тылу врага. Великий полководец Суворов говорил: «Казаки - глаза и уши армии». Казаки не боялись ничего и никого, кроме Бога.
Слайд12
90-е годы XX века - возрождение русского казачества.
Заповеди казаков
- Люби Россию, ибо она твоя мать.
- Честь и доброе имя для казака дороже жизни.
- Казаки все равны в правах. «Нет ни князя, ни раба, но все рабы божии!»
- Служи верно своему народу, а не вождям.
- По тебе судят обо всём казачестве и народе своём.
- Держи слово.
- Чти старших, уважай старость.
- Погибай, а товарища выручай.
- Держись веры предков, поступай по обычаям своего народа.
- Береги свою семью, будь ей примером.
Слайд 13
Атаман - это командир, у него хранилось казачье знамя, с ним шли в бой казаки. Атаман всегда был впереди, он отвечал за воинскую дисциплину и порядок.
Слайд 14
Казаки в 1380-м году преподнесли Дмитрию Донскому икону Донской Богоматери и участвовали в битве против Мамая на Куликовом поле. Епископ Русской православной церкви Стефан Яворский (1692 год)
Слайд 15
«Казак без веры - не казак.» Патриарх Всея Руси Кирилл
Слайд 16
Именно в казачестве преемственно сохранялись патриотизм, глубокая воцерковлённость, жертвенная готовность защищать наши ценности.
Именно поэтому казачество и подверглось жесточайшим репрессиям, пострадав, может быть, больше, чем какая - либо иная социальная группа старого общества. Патриарх Всея Руси Кирилл
«Фрагмент фильма про Ермака»
Слайд 17
Слайд 18
В середине XVI века отважные русские служилые люди стали проникать за Уральский хребет (или как говорили тогда «за камень») в Сибирь.
Слайд 19
Значительную часть из этих людей составляли казаки (донские, волжские и запорожские), вынужденные из-за каких-то проблем, искать счастья в дальних краях, куда не доставала десница русского государя.
Они приходили «за камень» организовывали на реках поселения, били пушного зверя, ловили рыбу, зачастую женились на аборигенках из различных народностей.
Слайд 20
Поселяясь, вне территории российского государства, они невольно несли местным народам русскую культуру, способы хозяйствования и вольные казачьи обычаи, то есть невольно расширяли территории «русского мира», православной веры.
Слайд 21
В 1563 году, захвативший сибирский престол татарский хан Кучум начал изгонять, безжалостно вырезая русские и казачьи поселения по берегам рек Чусовой, Каме, Серебрянке, Тоболу, Сыльве, порой залезая даже на русскую сторону «камня», осаждали даже Пермь.
Слайд 22
Крупные русские промышленники уже давно приглядывались к богатствам Сибири, изучали и устанавливали связи с населяющими Сибирь народностями. А потом русским купцам надо было защитить от татарских набегов свои солеварни.
Слайд 23
Освоение казаками Сибири начиналось с деятельности купцов Строгановых, получивших от царя Иоанна "жалованную грамоту" на распространение своих владений за каменный пояс (Урал), по реке Тоболу и притокам, обязуясь оборонять московских дольщиков - вогулов и остряков от татар.
Слайд 24
Своеволие и нападения хана Кучума уже на русские территории, требовало реального ответа. Богатые купцы Строгановы пригласили для этого к себе на службу казаков с Волги, Дона и Днепра во главе атаманом Ермаком.
Слайд 25
Готовилась большая военная экспедиция за «камень.
Слайд 26
Казачьи отряды в количестве 540 казаков, 1 сентября 1582 году на легких стругах,
Слайд 27
вооруженных артиллерийским нарядом, отплыли из владений Строгановых.
Слайд 28
Через 56 дней перевалили «камень» и осадили город Искер, называвшийся местными жителями Сибирью.
Слайд 29
26 октября город Искер был взят штурмом. К концу 1582 года все укрепленные пункты сибирского царства хана Кучума (а у Кучума было 40000 воинов) были взяты казачьей ратью.
Слайд 30
В.Суриков. Покорение Сибири Ермаком
Казаки Ермака спускались по рекам Чусовой, Серебрянке, Тоболу, Иртышу.
Слайд 31
Вели их отряды, изгнанные со своих земель и поселений русские проводники. По рекам казаки строили укрепления.
Слайд 32
Различные народности, населявшие западную часть Сибири активно помогали отрядам атамана Ермака Тимофеева, недовольные постоянными грабежами их становищ кучумовскими бандитами. Они охотно принимали присягу на верность русским государям.
Слайд 33
Сподвижник Ермака Тимофеева Иван Кольцо прибыл в Москву к царю Ивану Грозному и «бил челом царю новым царством Сибирским».
Слайд 34
Казачья вольница была прощена царем за былые разбои на Волге и обращена в царскую служилую рать. Так было положено начало Сибирскому казачьему войску.
С 1582 года царским указом определено старшинство Сибирского Казачьего Войска, а казачья вольница атамана Ермака названа "Царскою служилою ратью"».
Слайд 35
В 1585 году Сибирский царь Едигер стал данником Московского царя.
В 1585 году атаман Ермак Тимофеев погиб в неравном сражении с татарами. Но Московское царство пришло в Сибирь надолго. Атаман Матвей Мещеряк продолжил дело Ермака Тимофеева
Слайд 36
Казаки участвовали во всех войнах России, проявляли большое мужество и героизм, но сегодня на нашем занятии рассмотрим подвиги казаков во время Отечественной войны 1812 и приведём цитаты главных участников тех событий.
Слайд 37
«Дайте мне 20 тысяч казаков, и я завоюю весь мир». Французский император Напалеон.
Слайд 38
В Отечественной войне1812 года участвовали 107 казачьих полков.
М.И.Кутузов писал о роли казаков войне: «…Они были главнейшею причиною к истреблению неприятеля, лишённргр вскоре всей кавалерии и орудий неусыпными трудами и храбростью Донского войска»
Слайд 39
«Какое великолепное зрелище представляла европейская конница, поблёскивая золотом в лучах солнца, сколько задора и смелости!.. И эта самая прекрасная конница Франции разбилась и растаяла от действий казаков, которых она считала недостойными себя». Наполеоновский генерал Моранд
Слайд 40
«Казаки в 1812-1815 годах сделали для России больше, чем вся её Армия». Французский генерал Винцегороде
Слайд 41
«Мы развернулись лавой. И крик - «круши хузары». И свист - «не посрамим Отечество!» Платов
Смелый рейд конницы Платова и Уварова в разгар Бородинской битвы ударил по тылам Наполеона.
Шесть казачьих полков перелесками вышли в тыл французов.
Всего в операции, приняло участие 4,5 тысячи казаков Платова и Уварова. Наполеон бросил против них до 15 тысяч войск.
Слайд 42
Атаман Платов в приказе по корпусу, объявляя о нападении неприятеля, писал: «Мы должны показать врагам, что помышляем не о жизни, но о чести и славе России». Под этим девизом и воевали донцы всю компанию 1812 года.
Слайд 43
Честь дороже жизни! Атаман М.И.Платов.
Слайд 44
Донские казаки в июне 1812года первыми встретили оружейным огнём французских захватчиков и героически сражались против армии Наполеона до полного их разгрома.
Подвиги донских казаков в Отечественной войне 1812 года высоко оценил Кутузов. Великий полководец писал атаману Платову: «почтение моё к Войску Донскому, к подвигам его в течение 1812 года, которые были главнейшей причиной к истреблению неприятеля. Сиё чувстование завещаю я и потомству моему».
Слайд 45
«Имя казака для французов гремело ужасом, а после парижского знакомства они открылись для них героями из древних мифов. Они были чисты, как дети и велики, как боги» Стендаль
В отечественной войне 1812г. участвовали и героически сражались и Сибирские казаки. (видео)
Так вот в честь сибирских казаков, отдавших жизнь, но не отступивших (а они стояли перед батареей Раевского), на Бородинском поле, был построен Свято-Никольский Казачий собор. Часть денег на него выделила Императорская казна, остальные деньги были собраны Сибирскими казаками.
Омский Никольский собор
Слайд 46
Сибирское казачье войско распространялось на всю территорию Западной Сибири и Нынешнего Казахстана.
Слайд 47
В 1808 году были образованы Сибирские Казачьи линии и войско называлось: «Сибирским линейным казачьим войском», куда входи казачьи форпосты и станицы.
Слайд 48
В 1861г. Сибирское линейное казачье войско было переименовано в «Сибирское Казачье Войско».
Слайд 49
Главным городом, центром управление СКВ, всегда был и остаётся город Омск.
Слайд 50
Сейчас в Омске действует казачья кадетская школа и единственный за Уралом Казачий институт.
Слайд 51
Главный храм Сибирского Казачьего Войска - это Омский войсковой казачий собор во имя святителя Николая Чудотворца Омской епархии
Слайд 52
Самый старый храм в Омске, единственный уцелевший в годы советской власти войсковой храм города.
Слайд 53
В разное время в храме молились цесаревич Николай Александрович, П.А.Столыпин, Л.Г.Корнилов, А.В.Колчак. Здесь крестили известного поэта Л.Н.Мартынова и будущего генерал-лейтенанта Д.М.Карбышева.
Слайд 54
13 мая 1833 года городовой архиерей С.Е.Татаринов заложил будущий храм, которому предстояло не только собрать воедино «разбросанные» по территории здания и стать доминантой площади, но и сделаться настоящим духовным центром Сибирского казачества.
Слайд 55
Никольская войсковая казачья церковь была выполнена по проекту выдающегося архитектора В.П.Стасова.
Слайд 56
Рабочие чертежи выполнили инженер-полковник А.А.Лещев и губернский архитектор П.И.Параман.
Стасов Василий Петрович (1769-1848) - русский архитектор, мастер русского стиля, представитель ампира. По его проекту в Санкт-Петербурге построены: Спасо-Преображенский собор, Троицко-Измайловский собор, Нарвские триумфальные ворота, Московские триумфальные ворота, Павловские казармы на Марсовом поле, комплекс зданий Академии наук на Васильевском острове, здание Императорского Царскосельского лицея.
Ее постройка - воплощение труда мастеров из различных губерний Российской Империи и добрая воля представителей всех сословий. Подряд на строительство получил крепостной крестьянин Нижегородской губернии Тарас Лысаков, и помещица Григорьева отпустила его в Омск на благое дело.
Слайд 57
Купол расписал тобольский иконописец Ульян Пленин.
Слайд 58
По рисункам В.П.Стасова там появилось голубое небо с золотыми звездами и благословляющим Господом.
Слайд 59
Иконостасы изготовлены к 1838 году мастером из Екатеринбурга Петром Батовым с товарищами.
Слайд 60
Отделку и золочение выполнил мещанин Алексей Дунин.
Слайд 61
Иконы написаны академиком исторической и портретной живописи М.И.Мягковым, преподававшим в Барнаульском горном училище.
Слайд 62
Медные кресты пожертвовал владелец Верхне-Исетского завода Алексей Яковлев, а колокола были отлиты на Локтевском горном заводе.
Слайд 63
Весной 1840 года произошло освящение двух приделов: южный в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы,
Слайд 64
Северный - во имя Великомученика и Победоносца Георгия.
Слайд 65
16 сентября 1843 года освящен главный престол храма, посвященный святому Николаю Чудотворцу.
Слайд 66
Знамя Ермака
В 1883 году из собора города Березова Тобольской губернии в храм было передано знамя Ермака, по приданию подаренное ему Строгановыми перед походом в Сибирь.
Слайд 67
С виду знамя представляло холщовое полотнище. На одной его стороне был изображен вмч. Димитрий Солунский, поражающий копьем лежащего на земле татарского хана. В верхнем правом углу изображен Спаситель с Евангелием. На другой стороне имелось изображение Архистратига Божьего Михаила на коне, разящего копьем чудовище. В верхнем углу, с левой стороны Архангела, был изображен Спаситель с находящимися перед ним потиром, дискосом, лжицею и копием. По преданию взметенное вверх над первыми рядами атакующих казаков знамя ввергло в ужас хана Кучума, уверенного в легкой победе своих многочисленных "батыров". Вид всадника разящего змея, заставил броситься в бегство хана, а за ним и всех кучумовцев.
В начале 1918 года в период разгула большевиков атаман Б.В.Анненков, желая привлечь на свою сторону сибирских казаков, пребывавших в смятении от перемены власти, совершил дерзкую акцию.
Слайд 68
Со своим партизанским отрядом, располагавшимся в станице Захламинской (тогда за пределами города) он ворвался в центр Омска, где хозяйничали красные, и спас из Никольского собора боевые святыни: знамя Ермака и войсковое знамя в честь 300-летия дома Романовых. Стоя на санях, с развивающимся знаменем в руках Анненков увел свой отряд от погони по льду Иртыша в Кокчетавские степи, откуда вскоре вернулся, чтобы стать во главе одной из активных сил антибольшевистского подполья в Сибири. В декабре атаман вернул Сибирскому казачьему войску знамя дружины Ермака. Реликвия была перенесена из войсковой управы в Никольский собор. После падения правительства А.В.Колчака некому было повторить отчаянный поступок героического атамана, и знамя, по всей видимости, было поругано и уничтожено большевиками.
Слайд 69
К 280-летнему юбилею Омска в 1996 году по заказу городской администрации была изготовлена копия одной из сторон легендарного знамени Ермака, которая ныне хранится в Никольском войсковом казачьем соборе
10 января 1930 года Омский окружной административный отдел получил сообщение, что ВЦИК утвердил закрытие Никольского казачьего собора.
Слайд 70
В середине января того же года были сняты церковные колокола. Имущество, в первую очередь, иконы, бесследно исчезло.
Слайд 71
Кровля купола и колокольня разобраны, а над трапезной и притвором надстроен третий этаж.
Слайд 72
В разные годы здесь размещались клуб "Строитель",
Слайд 73
управление культуры, музыкальная школа, управление кинофикацией,
Слайд 74
кинотеатр "Победа".
В 1960 году собор хотели снести - спасли его протесты интеллигенции.
В 1970 году появилось решение горисполкома о сносе здания Никольской церкви. Председателем горисполкома тогда был В.И.Бухтияров, а его заместителем Н.Г.Грицевич.
Против разрушения храма выступили художник К.Щекотов, заведующий отделом культуры горисполкома В.Чернышев, управляющий трестом Б. Карасиков и архитектор М.М.Хахаев.
В конце 1970-х - начале 1980-х годов были проведены реставрационные работы.
С 1983 года в храме находился орга́н.
Новейшая история
С 1991 года здание храма стало использоваться совместно управлением культуры и Омской епархией.
Слайд 75
В нем проходили миротворческие, межкофессиональные и другие конференции, благотворительные концерты, круг Сибирского казачьего войска, работала воскресная религиозно-нравственная школа.
Слайд 76
В 1998 году по настоятельным просьбам верующих нашего города и активной поддержке Сибирских казаков орга́н переместили в здание бывшего кинотеатра.
Слайд 77
В июне этого же года собор передали Омскому епархиальному управлению.
Слайд 78
«Фрагмент видео про Собор»
Архитектура и внутреннее убранство
Архитектурный ансамбль главной площади Казачьего форштадта, где сейчас стоит Свято-Никольский Казачий собор, начал складываться в 1822 году.
На пустом месте, поросшем кустарником, было построено первое крупное промышленное предприятие в Омске - здание Суконной фабрики.
Слайд 79
С запада в 1826 году появилось здание Войсковой канцелярии Сибирского казачьего войска. Почти сразу оно было передано училищу Сибирского линейного казачьего войска (ныне - Омский кадетский корпус), так как здание и флигели училища, располагавшиеся неподалеку, не могли вместить всех воспитанников.
Слайд 80
С тех пор из стен бывшего здания Войсковой канцелярии на протяжении уже почти 200 лет в большую жизнь выходят молодые люди с блестящим военным образованием и преданным служением Отечеству.
А сам кадетский корпус является брендом города Омска и настоящим символом для тех юношей, кто мечтает продолжать вековые традиции защитников Родины.
Никольская площадь - классицизм и гармония
Казачья церковь, построенная в честь покровителя Сибирского казачества Святого Николая Чудотворца, дала название главной площади форштадта - Никольской площади. До этого она называлась Войсковой или попросту Казачьей площадью. Она, как и в XIX веке, ограничена теми же улицами, только сменившими свои названия: Артиллерийская (часть пр. К.Маркса), Русиновская (ул. Короленко), Атаманская (часть ул. Ленина), Новая (ул. Чкалова). И по именам сразу видна значимость площади и ее роль для Омска.
Слайд 81
Конечно, тут теперь не плац для парадов, а уютный сквер.
Слайд 82
Но в том-то и прелесть профессиональных решений градостроителей и зодчих, что в изменяющихся городских реалиях они остаются органично вписанными в пространство города.
Слайд 83
Ход истории делает их не музейными экспонатами, а живой тканью города, неотъемлемой частью имиджа и бренда региона. Кажется, что сам собор меняется вместе с окружающим пространством, продолжая быть неделимым с ним и храня гармонию места.
Ребята, ещё хочется сказать про казачьи песни. В песнях казаков отражена душа казачьего народа. Многие песни основаны на реальных историях. И в конце нашего теоретического занятия послушаем песню «Любо братцы любо» в исполнении Кубанского казачьего хора.
«Фрагмент видео из кинофильма «Тихий Дон», атака казаков на немецкие укрепления».