Познание мира в дидактических играх облекается в иные формы, не похожие на обычное обучение: здесь и фантазия, и самостоятельный поиск ответа, и новый взгляд на известные факты и явления, пополнение и расширение знаний, установление связей, сходства или различие между отдельными событиями. Кроме того, игра создает атмосферу здорового соревнования, заставляющегося обучающегося не просто механически припоминать известное, а мобилизовать все свои знания, думать, подбирать подходящее, сопоставлять, оценивать.
В ходе групповой игры происходит следующее: совместное обсуждение и оценка, критическое замечание товарищей, что заставляет думать над устранением подмеченных в игре недостатков, развивают и укрепляют чувство коллективизма. На уроках по истории Казахстана, всемирной истории я использую игры при проверке знания «Будь археографом», «Знаешь ли ты историю этих мест?».
А такие виды исторических игр, как кроссворды, чайнворды, криптограммы и головоломки, стали весьма распространенной формой для выполнения домашнего задания. Наиболее интересные, с точки зрения ребят предлагаю для проигрывания всей группе.
Большую нагрузку повторительно-обобщающего характера имеет и игра «В разных странах за 2000 лет» по всемирной истории. В ней в форме хронологической головоломки использования 20 дат, относящихся к истории той или иной страны, охватывает историю цивилизации, открытия сделанные в этих странах и т.д. Эта игра позволяет конкретизировать представление об общности явлений в судьбах разных народов и цивилизаций, о различных сторонах и гранях всемирно-исторического процесса.
При отборе исторических фактов, имен и дат в наше время приходиться ориентироваться не только на материал, включенный в учебные книги, но и на другие источники, в том числе и Интернет. Коллективные поиски помогут найти лучшие варианты и сочетания фактов и событий имен и прочих сведений.
Постепенное усложнение содержания, логическое включение нового требующего расширения знаний и автивизации мышления, способствуют развитию устойчивого интереса к игре. Одной из таких игр, относящихся «от простого к сложному» является «Четвертый лишний» Так при изучении темы «Казахское ханство-политические институты государственности» я предлагаю по 10-15 «хронологических комплексов», по четыре даты или имена ханов в каждом. Задача: определить лишнюю дату, или имя хана или политического деятеля того времени в данном комплексе. Тому, кто сделает это первым и объяснит связь между остальными тремя датами засчитывется очко. Выигрывает тот, кто первым правильно назовет лишние даты в наибольшем количестве комплексов. Эта игра способствует умению устанавливать логическую связь между отдельными событиями и явлениями, выделять из ряда событий то, которое характеризуется иными признаками. У обучающихся вырабатывается умение видеть за датой конкретное событие.
Таким образом дидактические игры предполагают определенную заранее цель, план и общие для всех участников правила. Игры эти должны помогать не только лучше усваивать учебный материал, но и углублять представление по различным вопросам, расширять кругозор, обогащать новыми сведениями. Обучающимся в возрасте 15-16 хочется не просто получить в ходе игры большее количество очков, он будет стремиться узнать новое, проверить правильность своих представлений, с наибольшей полнотой раскрыть свои знания .Победа в игре приносит чувство радости и удовлетворения, что положительно отразится на развитие познавательного интереса и творческого мышления в учебном процессе.