Научно-исследовательская деятельность в дошкольной образовательной организации в процессе профессионального развития воспитателя

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


В целях развития системы образования Красноярского края и повышения эффективности подготовки педагогических работников и управленческих кадров, в 2021.22.07 утверждено и действует Положение о создании и функционировании региональной системы научно-методического сопровождения педагогических работников и управленческих кадров Красноярского края за номером 397-11-05.

Ориентируясь на данное положение, педагогические коллективы различных ступеней образования в Красноярском крае, стремясь реализовать содержание этого положения, находятся в поиске новейших педагогических и управленческих практик.

Рассмотрим сложившуюся систему образования в дошкольных образовательных организациях и учреждениях среднего профессионального образования, чтобы понять, в чем же заключается научная основа профессионального развития воспитателя.

В настоящее время, с введением ФГОС ДО, педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций стремятся организовать воспитательно-образовательный процесс с детьми дошкольного возраста, следуя требованиям выше указанного документа. В связи с этим, педагогические работники внедряют в практику работы с дошкольниками различные педагогические технологии, разнообразные программы, формы организации, по их мнению, способствующие успешному усвоению их детьми дошкольного возраста и качественной подготовке ребят к школьному обучению, но, к сожалению, не всегда новые формы и технологии улучшают образовательный процесс и причиной является методическая неосведомленность педагогических кадров в правильности применения подобранных технологий.

Большая часть педагогических работников детских садов это воспитатели, педагогический стаж которых составляет 15-25 лет. Это свидетельствует о том, что многие ориентированы в новых формах организации, новейших технологиях, но их применении на практике не достаточно профессионально.

Кроме этого, в системе Российского дошкольного образования существует профессиональный стандарт педагога ДОУ, на основе которого повышаются требования к личностному и профессиональному развитию педагога.

Новые условия, сложившиеся в дошкольном образовании, не всегда с энтузиазмом воспринимаются большинством воспитателей. Многие привыкли работать по схеме, которая себя давно изжила. Спектр проблем, стоящих перед современным воспитателем, настолько широк, что от него требуется владение ИКТ, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, обеспечивая конкурентоспособность и успешность.

Сегодня востребован не просто воспитатель, а воспитатель-исследователь, воспитатель-психолог, воспитатель-технолог. Овладение более высоким уровнем профессионального мастерства рассчитано на высокоразвитое профессиональное мышление, активизацию творческого потенциала. Кроме того, проблема подготовки воспитателя к педагогической деятельности как к творческому процессу, приобретает особую значимость.

Воспитатель сегодня должен уметь самостоятельно находить знания, умело отрабатывая их на практике с дошкольниками. Кроме этого, сложившиеся условия, ставят педагогов в ситуацию поиска нужной информации для организации педагогической деятельности и формируют умения грамотно и критически ее перерабатывать.

Так, современные нормативные требования, определяемые системой дошкольного образования, задают перечень профессиональных компетенций, содержательно отличающихся от выполняемых воспитателем функций. Педагогу, не владеющему определенными профессиональными компетенциями, сложно будет реализовывать образовательные цели в образовательной деятельности на высоком профессиональном уровне, а это может повлиять на качество дошкольного образования.

Ориентируясь на данные компетентности, следует полагать, что педагогическим коллективам необходимо методическое сопровождение по внедрению педагогических технологий в работу с дошкольниками. Требуется организация методической работы в учреждении, как специального комплекса практических мероприятий, которые базировались бы на достижениях передового педагогического опыта, а также на выявленных профессиональных дефицитах педагогических работников конкретного учреждения.

С другой стороны мы видим, что подготовка специалистов среднего звена коллективами педагогических колледжей осуществляется с точки зрения науки, а именно научно-методической литературы и методики организации любых видов детской деятельности.

Кроме этого, в соответствии с современными требованиями система профессионального образования основывается в подготовке специалистов среднего звена на стандарты Worldskills.

Отсюда следует вывод о том, что преподавательский состав педагогических колледжей в настоящее время методически подготовлен к реализации требований Worldskills в практической деятельности и ориентирован на современные требования, а это, не что иное, как научная основа обучения.

Исходя из этого, следует полагать, что самостоятельно, педагогическому коллективу сложно выстроить качественную, методическую работу без сопровождения этого процесса педагогическими колледжами.

Решением выхода из сложившейся ситуации и ориентиром к реализации Положения о региональной системе научно-методического сопровождения может стать система «горизонтального обучения» педагогических работников и управленческих кадров внутри профессионального сообщества, диагностика профессиональных компетенций и разработка дополнительных программ повышения их квалификации.

Список литературы

  1. http://fgosvo.ru/uploadfiles/profstandart/01.001.pdf.
  2. https://ciur.ru/srp/srp_ds33/DocLib11.