Конвергентное мышление и формирование когнитивного центра интеллекта

Разделы: Математика, Общепедагогические технологии


Не только организм, но и ум растёт
в результате повышения уровня сознания.

Наше время характеризуется динамичностью происходящих в нём социальных процессов. Чтобы успешно адаптироваться к ним, в государстве разработана система стандартов (ФГОС), которая призвана формировать должные компетенции учащихся и студентов. Но, чтобы формировать компетенции, необходима умственная работа и интеллект.

С точки зрения психологии интеллект - это способность адаптироваться к окружающей среде [1]. А для адаптации нужна определённая умственная способность. Поэтому согласно [2] интеллект - это умственная способность организма, выражающаяся в умении решать различные задачи, справляться с проблемами, осуществлять познавательную деятельность, умение приспосабливаться к изменяющимся условиям среды и управлять ею.

В средней школе все дети учатся решать задачи, но растёт ли при этом интеллект. Его уровень косвенно показывает лишь оценки, который получают учащиеся на уроках. А для более полного ответа на поставленный вопрос рассмотрим подход, связанный с понятием связи информации и мышления.

Одним из методов повышения интеллектуальных способностей является конвергентное мышление. Оно характеризует комбинаторные свойства интеллекта или способность устанавливать связи и отношения между понятиями и процессуальные свойства, связанные с порядком мыслительных операций [3]. Далее автор замечает, что низкий показатель выполнения текстового задания говорит о степени не об интеллекте, как таковом, а степени усвоения учеником того или иного материала. Поэтому рассмотрим понятие «конвергенция».

Convergere с латинского языка переводится, как приближение или схождение [4]. Конвергенция в математике означает сходимость предела функции или предела последовательности. Если мы рассмотрим информацию, как поток, то конвергенция будет означать сближение его к единому руслу или - линиям в движении.

Для примера рассмотрим поток крови в организме, который по принципу дивергенции расходится от крупных артерий к мелким, и доходит до капилляров вблизи кожного покрова. А затем вены собирают её из капилляров, расширяясь по принципу конвергенции. Следовательно, существует прямой и обратный поток, который соприкасается в капиллярах. Если обратный поток затруднён, то возникает повышенное давление крови, поэтому нужна отрицательная обратная связь или сигнальная информация для регулирования состояния организма. Эта информация должна постепенно сворачиваться и доходить до органа управления (гипоталамуса), чтобы регулировать кровоток. Такого рода поток информация в форме конвергентного мышления и будет способствовать адаптации организма человека к социальной или природной среде.

Теперь можно дать определение: конвергентное мышление - это формирование потока сигнальной информации обратной связи для лучшей адаптации человека к условиям окружающей среды. Отсюда вытекает и цель работы, исследование особенностей дивергентного мышления путём сворачивания информации и использования управляющих сигналов (обратной связи) при решении поставленных задач.

В действительности существует множество форм сворачивания информации. Рассмотрим некоторые из них. Если учитель проводит презентацию новой темы, то это могут быть таблицы, рисунки, слайды и даже специальные методы для лучшего визуального восприятия информации. Но должна быть и обратная связь, какую часть из данной информации можно использовать для решения задач и примеров? Если учитель акцентирует на этом внимание, то у учеников проявляется конвергентное мышление в форме представления, как применять её на практике.

Если информация дана в виде множества экспериментальных данных, то для её представления используются рисунки, формулы или функциональные зависимости. И анализ свёрнутой информации позволяет производить поиск тенденции, тренда или экстремальных значений функции.

1. Определение, логический вывод, основание

Если же мы рассматриваем малые группы предметов, то первый уровень понимания возникает, когда мы от восприятия предмета переходим к его представлению. При этом задавая вопрос, что это (за предмет или явление)? Мы можем перечислить его свойства или отличительные признаки. Второй уровень возникает, когда мы даем определение. Наиболее распространённым является определение через указание рода и видового отличия [4]. Термометр - прибор для измерения температуры. Понимание здесь возникает в результате выражение частного предмета через общее понятие. Число - количественная мера счёта. Это примеры дескриптивных или описательных определений.

Но в логике есть понятия: необходимые и достаточные условия действий, отражаемые в суждении или определении. Так число является необходимым условием арифметических операций или соответствующим им действиям в результате определения величин. А достаточным условием является выполнение тех или иных операций. Следовательно, можно дать ещё одно определение: число - это количественная мера выполнения арифметических действий или операций. Действительно, 8 = 2+6 = 11- 3 = 2 х 4 = 24:3 - это различные формы представления одного и того числа.

В этом случае мы переходим на третий уровень понимания - представление понятия через однородные или - однотипные. Такого рода представления закрепляются в конструктивных определениях [5]. Если дать конструктивное определение, то оно и будет сигналом обратной связи при решении задач.

- На 1 этапе мы определяем тип задачи, так как без цельного представления нет логики мышления. Задача на движение, поэтому мы должны вспомнить формулу связи величин: путь -S, скорость - v, время - t или формулу (8).

- На 2 этапе мы должны составить уравнения относительно времени (9). Уравнение есть общее, что содержит частное.

- На 3 этапе делаем преобразования дроби (9) и (10), однако, без правила в сознании нет преобразования.

- На 4 этапе вычисляем неизвестную величину, и получаем результат. Конструкт в частной форме являет значение.

Что из этого объяснения вынесет ученик? В лучшем случае - порядок решения задачи. А желательно, чтобы он приобрёл навыки в мышлении и поднялся на более высокую ступень сознания. Вот для этого и нужен философский взгляд с позиции более общих понятий или категорий, который постепенно формирует интеллект.

Задача состоит из двух частей: дескриптивной (этап 1 и 2) и конструктивной (этап 3 и 4), которые формируют мета логику сознания.

- На 1 этапе мы выделяем базовые понятия: путь - S, скорость - v, время - t, и формируем единый взгляд на движение мотоциклистов. А формула (1) нам даёт цельность представления о связи базовых понятий. Таким образом, данный этап можно определить, как движение мысли от цельности к единому взгляду и базовым понятиям.

- На 2 этапе мы выделяем единое понятие - расчётное время прибытия tp и формулируем идею решения, чтобы выразить расчётное время и связать его с фактическим временем прибытия для двух мотоциклистов. Эта идея реализована в (3), и данный этап можно назвать движение мысли от единого понятия к формулировке идеи.

- На 3 этапе идёт технический этап преобразования выражений, и он отражает конструктивный этап решения - от идеи к порядку преобразований.

- На 4 этапе и вычисление искомой величины - от порядка к вычислению значений и получению искомого результата.

В сложной задаче ученик задаёт уму вопросы и находит элементы ключевых задач. В этом и состоит первичное понимание и начало формирования центра интеллекта.

Когда ученик правильно ставит вопрос, его высшее «я» начинает искать ответ, и происходит диалог с высшим сознанием. Помощником высшего сознания в классе является учитель, который помогает и ориентирует сознание ученика. Поэтому можно сформулировать: принцип становления сознания: информация на уроке становится сознанием (ученика), когда конструктивное знание рождает умение ставить вопросы и находить базисные понятия и основные связи, которые при помощи ключевых задач рождают умение сделать шаг по направлению к логике решения, а соответствующее представление формирует понимание и преобразования очередного порядка действий, и постепенно приводят к должному результату в ходе активного мышления.

Поэтому центр интеллекта формируется в результате рефлексии и самоуправления мышлением в ходе анализа пути решения задачи и выдвижения идеи, когда происходит осознания идеи и формулируется алгоритм, приводящий к более короткому пути решения задачи.

Выводы

- Рассмотрено понятие конвергентного мышления, дано определение конвергентное мышление - это формирование потока сигнальной информации обратной связи для лучшей адаптации человека к условиям окружающей среды.

- Рассмотрены пути формирования интеллекта при решении задач по математике и физике.

- Показано, что когда понятия определены, а логический вывод имеет основание, то в ходе мышления выстраивается порядок решения задачи.

- Рассмотрена матрица сознания и показано, что при выделении базовых понятий конструктивные определения и формулы позволяют составлять уравнения и выражения неизвестных величин, а в результате анализа и синтеза осознаётся неявное знание, которое формулируется в виде вывода или заключения.

- Показано, что рост ума человека связан с сознанием и сознание решения в более общих (философских) понятиях формирует интеллект, а в результате правильной постановке вопросов, рефлексии и самоуправления мышлением образуется когнитивный центр интеллекта, управляющий умом и сознанием.

Список литературы

  1. Психология. /Под ред. В.Н. Дружинина, М.: Питер, 2002, 656 с.
  2. Интеллект - что это такое, его виды, способы определения и развития. Psylogic.ru.
  3. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. СПб.: Питер, 2002, 272 с.
  4. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1988, с. 243.
  5. Горский Д.П. Логика. Учпедгиз, М.: 1963, 292 с.
  6. Владимиров В.М. Словарь конструктуаль. Ч.1, Direct-MEDIA, Москва-Берлин, 2016, 678 с.
  7. Телеснин Р.В. Молекулярная физика. М.: ВШ, 1973, 360 с.
  8. Левенчук А. Системное мышление. Бостон-Ульдинген-Киев:. 2019, 534 с.
  9. Стандарт ISO 81346-1:2009 Industrial systems, installations and equipment and industrial products - Structuring principles and reference designations - Part 1: Basic rules.
  10. Фридман Л.М., Турецкий Е.Н. Как научиться решать задачи. М.: Просвещение, 1984. 175 с.
  11. Губанова Е.О. Неявное знание. Научный потенциал. Работы молодых учёных. 10, №4, с. 253-258.
  12. Полинг А. Общая химия. М.: Мир, 1974, 846 с.
  13. Вилли К., Детье В. Биология. М., Мир, 1975, 822 с.