Предмет: геометрия
Класс: 8
Цель урока: изучить теорему Пифагора и рассмотреть способы решения типовых задач.
Задачи:
Образовательная:
- исследовать закономерности между сторонами прямоугольного треугольника; познакомить с теоремой Пифагора;
- показать применение теоремы к решению задач;
- показать связь геометрии с другими науками: географией, историей.
Развивающая:
- способствовать развитию способности к сопоставлению, наблюдательности, внимания;
- развивать логическое мышление, вычислительные навыки;
- расширение кругозора.
Воспитательная:
- формирование потребности в знаниях;
- интереса к математике;
- воспитание трудолюбия, аккуратности;
- воспитание и развитие коммуникативной культуры.
Тип урока: формирование новых знаний и умений.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, колонки.
Дидактические средства:
- электронная презентация,
- раздаточный материал (карточки для практической работы).
Методы и приемы:
- фронтальная работа;
- частично-поисковый метод;
- индивидуальная работа;
- работа парами.
План урока:
- Организационный момент.
- Создание проблемной ситуации.
- Практическая работа.
- Работа над теоремой.
- Физкультминутка.
- Решение задач с применением теоремы.
- Домашнее задание.
- Подведение итогов урока.
- Рефлексия.
- Веселая минутка.
Ход урока
Слайд 1. Здравствуйте, ребята! Сегодня урок мне хотелось бы начать с четверостишия:
«Да, путь познания не гладок.
Но знаем мы со школьных лет,
Загадок больше, чем разгадок,
И поискам предела нет!»
И я предлагаю вам сегодня разгадать одну из таких загадок.
Слайд 2. А для этого мы отправляемся с вами в путешествие на остров Самос, остров в Эгейском море.
Слайд 3. Вот оказались мы с вами на острове. Нам нужно установить флагшток. Чтобы это сделать, надо решить следующую задачу:
Для крепления флагштока нужно натянуть 4 троса. Один конец каждого троса должен крепиться на высоте 15 м, другой на земле на расстоянии 8 м от флагштока. Хватит ли 65 м троса для крепления флагштока?
- Какую фигуру можно выделить из этого рисунка?
- Что в этой фигуре нам известно?
- Что нам нужно найти?
- Мы можем это сделать?
- А почему?
Сегодня мы узнаем ещё одну, очень важную теорему, связанную с прямоугольным треугольником - теорему Пифагора, которая и поможет нам решить эту задачу.
Слайд 4. Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему урока "Теорема Пифагора".
Слайд 5. Существует замечательное соотношение между гипотенузой и катетами прямоугольного треугольника, справедливость которого была доказана древнегреческим философом и математиком Пифагором (VI в. до н.э.).
Однако изучение вавилонских клинописных таблиц и древних китайских рукописей показало, что это утверждение было известно задолго до Пифагора. Заслуга же Пифагора состояла в том, что он открыл доказательство этой теоремы. На данный день существует 367 способов доказательства теоремы Пифагора. Цель нашего урока: познакомиться с теоремой Пифагора и научиться применять её при решении задач.
Слайд 6. Приступим к выполнению практической работы. У вас на партах лежит листок А4, на котором построен прямоугольный треугольник. Измерьте стороны прямоугольного треугольника и данные внесите в таблицу № 1.
Продиктуйте свои данные мне.
Слайд 7. Возведите результаты в квадрат и заполните таблицу № 2. Скажите мне свои данные.
А теперь давайте найдет следующую сумму a2 + b2.
Сравните результаты двух последних строк таблицы.
Запишите соответствующее равенство: a2 + b2 = c2.
- Что такое a?
- Что такое b?
- Что такое c?
Попробуйте теперь дать словесную формулировку записанного равенства.
Слайд 8. Вы мне сейчас сформулировали теорему Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Постройте в тетрадях прямоугольный треугольник, стороны обозначьте маленькими латинскими буквами.
Запишите в тетрадях a2 + b2 = c2.
Слайд 9. Стихотворение о теореме Пифагора.
Если дан нам треугольник,
И притом с прямым углом.
То квадрат гипотенузы
Мы всегда легко найдём:Катеты в квадрат возводим,
Сумму степеней находим -
И таким простым путём
К результату мы придём.
(И.Дырченко)
Слайд 10. Пифагор написал труды не только по математике, но и по философии, астрономии, музыке. Вашему вниманию я предлагаю отрывок из «Золотых стихов» Пифагора.
«Не пренебрегай здоровьем своего тела.
Доставляй ему вовремя пищу и питьё, и упражнения, в которых он нуждается».
Переход на физкульминутку.
Слайд 11-12. Вернёмся теперь к задаче про флагшток, которую мы не смогли решить в начале урока. Теперь мы можем это сделать?
Решение
∆ ABC - прямоугольный
По теореме Пифагора
АВ² = АС² + ВС²
АВ² = 15² + 8²
АВ² = 225 + 64
АВ² = 289
АВ = √289
АВ = 17 (м) - один трос
17 *4 = 68 (м) - 4 троса
70 м > 68 м
Ответ: 70 м троса хватит.
Слайд 13. Решение задачи индийского математика XII века Бхаскары.
На берегу реки рос тополь одинокий.
Вдруг ветра порыв его ствол надломал.
Бедный тополь упал. И угол прямой
С теченьем реки его ствол составлял.
Запомни теперь, что в этом месте река
В четыре лишь фута была широка.
Верхушка склонилась у края реки.
Осталось три фута всего от ствола,
Прошу тебя, скоро теперь мне скажи:
У тополя как велика высота?
Решение
∆ АВС - прямоугольный
По теореме Пифагора АВ² = АС² + ВС²
АВ² = 3² + 4², АВ² = 9 + 16, АВ² = 25
АВ = √25, АВ = 5
CD = CB + BD = CB + AB
CD = 3 + 5 = 8 (футов)
Ответ: 8 футов
Слайд 14 - 15. Задача из учебника Леонтия Магницкого.
Случися некому человеку к стене лестницу прибрати, стены же тоя высота есть 42 стопы. И обреете лестницу долготью 58 стоп. И ведати хочет, колико стоп сея лестницы нижний конец от стены отстояти имать.
Решение
∆ АВС - прямоугольный
По теореме Пифагора АВ² = АС² + ВС²
ВС² = АВ² - АС²
ВС² = 58² - 42²
ВС² = 3364 - 1764
ВС² = 1600
ВС = √1600
ВС = 40 (стоп)
Ответ: на 40 стоп.
Слайд 16. Домашнее задание.
П. 54, № 483(б, г), № 484 (б)
Дополнительное задание:
- Почему про теорему Пифагора говорят «Пифагоровы штаны во все стороны равны»?
Слайд 17. Подведем итоги урока.
- С чем мы познакомились? (С теоремой Пифагора)
- Сформулируйте теорему Пифагора. (В прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов)
- Для каких треугольников применяется теорема Пифагора? (Для прямоугольных треугольников)
Слайд 18. Рефлексия. Закончите предложения.
- «Сегодня я узнал…»
- «Своей работой сегодня я…, потому что…»
- «Я научился…»
- «Задания для меня показались…, потому что…»
- «Мне захотелось…»
Слайд 19. Немецкий математик Иоганна Кеплер сказал: "Геометрия владеет многими сокровищами: одно из них - это теорема Пифагора". Теперь этим сокровищем владеете и вы.
А сейчас для вас сюрприз - веселая минутка с вопросом для внимательных и наблюдательных - где ошибка?
Слайд 20. Спасибо за урок.