Акция «Читай-ка» как форма продвижения детского чтения в разновозрастной среде

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа

Класс: 2


Читательская компетентность - это совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих человеку отбирать, понимать, организовывать информацию, предоставленную в звуко-буквенной форме, успешно использовать её в общественных и личных целях. Так определяют читательскую компетентность Федеральные Государственные Образовательные Стандарты. Данное определение отражает информационно-когнитивный подход к чтению, чтение рассматривается как разновидность познавательной деятельности и имеет целью извлечение из текстов информации, понимание и интерпретацию её. В этой трактовке понятие «читательская компетентность» сближается с информационной компетентностью. ФГОС относят оба эти вида компетентности к метапредметным образовательным результатам.

Перед современным учителем стоит чёткая цель - воспитание квалифицированного, талантливого, творческого читателя. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения, это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков, умений, то есть качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в различных ситуациях общения, деятельности.

Читательская компетенция - это не бегание глазами по строкам. Работа учителя по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:

1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое). Используемые приёмы: чтение слоговых таблиц, речевые разминки, игровые упражнения на развитие артикуляции, зрительного восприятия, внимания, чтение фраз с разной смысловой интонацией, силой голоса, чтение в парах, работа со скороговорками и т.д.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек-малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.

3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению учащиеся работают со справочной литературой, словарями, часто посещают библиотеки.

4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом.

В своей работе с младшими школьниками формирую читательскую компетенцию не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Серьёзным подспорьем в этом стало введение курса «Час чтения». Ученики второго года обучения активно и с удовольствием посещают эти занятия, участвуют в разных классных, школьных и городских мероприятиях и акциях. Особую роль в реализации курса «Час чтения» в начальной школе мы отводим работе с книгой.

Роль книги в жизни человека особая. Книга - это средство познания, форма сохранения и усвоения различных знаний. Книга - это и основа общенациональной культуры. Книга формирует личность, отношение человека к действительности, к самому себе. Как средство познания действительности язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, развивает мышление, память, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности. Поэтому так важно научить детей работать с книгой, не только научить читать, но и понимать прочитанное, преобразовывать текст. Именно умение работать с текстом - это основа успешности учебной, профессиональной деятельности человека.

Курс внеурочной деятельности «Час чтения» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогают решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка - и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность занятий с основным курсом литературного чтения позволяет проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. «Час чтения» способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Данная внеурочная деятельность создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. «Час чтения» способствует созданию условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Данная внеурочная деятельность даёт возможность показать детям то, что ускользает из их поля зрения при самостоятельном чтении, даёт возможность слушателям и читающему «посмаковать» вкус слова, услышать и прочувствовать его звучание. При кажущейся элементарности этой формы в ней есть важные особенности, на которые следует обратить внимание. Громкое чтение относится к наиболее плодотворным способам общения в школе между взрослыми и детьми, особенно младшего возраста (хотя и в подростковом возрасте этот приём тоже может быть актуален). Уроки чтения имеют целью не только расширение круга чтения, удовлетворение читательских интересов учащихся, но и формирование у школьников читательской самостоятельности на основе перенесения в сферу самостоятельного чтения опорных литературных знаний, читательских умений и навыков.

Второй год подряд в рамках реализации курса внеурочной деятельности «Час чтения» мои ученики участвуют в акции «Читай-ка», которая проводится на базе МДОУ «Детский сад № 62 комбинированного вида г. Кандалакша». Данная акция традиционно проходит в январе в рамках преемственности работы ДОУ и школы. В «Читай-ке» принимают участие не только дети начального уровня образования, но и обучающиеся 5-6 классов. Во время акции ученики школы приходят в детский сад и читают дошкольникам свои любимые произведения: народные и авторские сказки, рассказы и повести детских писателей. Перед таким "выступлением" мы с учениками тщательно готовимся: вычитываем произведение, анализируем его, расставляем смысловые акценты, готовим ответы на возможные вопросы дошкольников. В этом году ученики готовили не только чтение произведений, но и показывали театрализованные сказки воспитанникам детского сада. Для этого мы с ребятами внимательно отрабатывали эмоциональную окраску речи героев, выразительность чтения и разбирали особенности речи персонажей.

По результатам акции «Читай-ка» мы провели опрос участников: обучающихся школы и дошкольников. Ученикам школы, которые читали дошкольникам литературные произведения, мы задавали вопрос об их впечатлении от этой акции. 80% ребят отметили, что им было крайне интересно, они чувствовали себя более взрослыми (поставили оценку «Превосходно»). Оценку «Понравилось» поставили 20% учеников, объяснив, что им было интересно, но они немного недовольны собой и хотели бы в следующем году выступить перед малышами ещё раз, но уже более успешно. Оценку «Скучно» не поставил никто.

Все 100% учеников-участников акции «Читай-ка» выразили своё желание участвовать в этом мероприятии и в следующем году.

При общении с воспитателями детского сада, детьми и их родителями отмечается, что дошкольники с большим интересом включаются в подобную работу со школьниками, нежели с педагогами. Дети более усидчивы и внимательны во время слушания, задают больше вопросов при разборе прочитанного.

Необходимо отметить, что обучающиеся с огромным интересом относятся к акции «Читай-ка», с удовольствием готовятся к ней, тем самым транслируя свою любовь к чтению младшим товарищам, вовлекая и дошколят в волшебный мир книги.