Размышления о роли учителя в становлении личности учащегося

Разделы: Классное руководство

Класс: 9


Как важен, велик и священен сан воспитателя: в его руках участь целой жизни человека.
В.Г.Белинский

Школа - один из важных этапов жизни человека. Именно в эти годы формируются основные нравственные качества, начинается сознательная социализация, осваиваются компетенции, которые позволят сохранять конкурентоспособность личности в стремительно меняющемся мире и станут залогом успешности и плодотворности жизни. И в этой связи сложно переоценить роль учителя в становлении личности учащегося. Впервые переступающий порог школы ребенок - «tabula rasa» для учителя, чья задача заполнить этот «чистый лист» прекрасным содержанием высоких принципов человечности и достаточным для дальнейшей жизни объемом знаний, заложить основу для выбора жизненного пути и профессиональной деятельности. Развитие личности - это процесс ее вхождения в новую социальную среду и слияние с ней, поэтому столь велика ответственность учителя в формировании личности ученика, и потому у каждого человека есть свой Учитель.

Современную школу позиционируют как учреждение, оказывающее образовательные услуги, сводя деятельность учителя к передаче знаний. Но как далека эта формулировка от истинного назначения школы! Настоящий учитель стремится не только передать детям знания, но и привить важные нравственные качества, способствовать духовному и личностному росту. День за днем мудро и настойчиво он «сеет разумное, доброе, вечное» в детские души. И здесь важно понимать, что каждый ребенок - индивидуальность, требующая внимания и чуткости.

Не тот учитель, кто получает воспитание и образование учителя, а тот, у кого есть внутренняя уверенность в том, что он есть, должен быть и не может быть иным. (Лев Николаевич Толстой)

Сегодня межличностные отношения в семьях осложнены социально-экономическими проблемами, и многие дети становятся заложниками жизненных перипетий взрослых. Подчас детям не хватает любви родителей, они обделены их вниманием, и их жизнь проходит по касательной к жизни мам и пап. Подобная ситуация ведет к тому, что ребенок замыкается в себе, начинает дерзить, становится агрессивным по отношению к окружающим, пытается заявить о себе неблаговидными поступками, что в итоге может привести его в компанию таких же «забытых» детей, чьё девиантное поведение - не что иное, как протест и стремление уйти от внутреннего одиночества. Такие «трудные» дети становятся триггером негативных ситуаций в детской среде. Учителю важно переключить их «на добро», вселить веру в себя, направить их энергию на созидание и самосовершенствование. Этот процесс сложен тем, что успехи кропотливой и планомерной работы учителя могут быть сведены к нулю напряженной атмосферой в семье. Поэтому учитель должен в равной мере работать и с ребенком и с его родителями, направив усилия на сближение взрослых с ребенком, потому что основной движущей силой воспитательного процесса должна оставаться семья. Здесь необходимо отметить и другую категорию детей, которые окружены чрезмерным вниманием, заботой и контролем. Эти дети подавлены авторитетом старших и лишены самостоятельности. Они бояться допустить малейшую оплошность, потому что ими будут недовольны, они капризны, обидчивы, что заведомо осложняет их социализацию в детской среде. Учителю приходится стакиваться и с клиническим детским эгоизмом, которым чаще страдают дети из неполных семей, оказавшиеся на попечении любвеобильных родственников. Таким детям сложно принять правила коллектива, для них нет понятия «общее», настолько они убеждены в своей исключительности. Учителю необходимо искать пути индивидуальной работы с таким детьми и (опять и снова) их родителями. Замечательный результат в данном контексте даёт «педагогический дневник» на каждого ученика, который ведётся учителем с первого дня знакомства с ребёнком и весь период обучения, за время которого на страницах дневника учитель анализирует особенности развития ученика, планирует свои действия, обобщает и оценивает проделанную работу. Такие дневники накапливают педагогический опыт, обогащая воспитательную методику и инструментарий воздействия.

Задача учителя привести детей (класс) к пониманию того, надо научиться жить в содружестве с другими детьми (людьми), делая свои индивидуальные качества интересными для окружающих и нивелируя свои отрицательные черты характера. Детская среда - это живой организм, мудро и целенаправленно ведомый учителем. И здесь важно, чтобы все неизбежно возникающие проблемы обсуждались вместе и «по горячим следам». В процессе обсуждения учитель должен направлять дискуссию учеников так, чтобы верное решение было принято сами детьми, тогда станет возможным с уверенностью сказать, что нравственный урок будет хорошо усвоен. Такая же работа должна проводиться и на родительских собраниях, которые призваны дать родителям выверенные педагогические инструменты воспитания, ведь формирование личности ребёнка - это единый процесс деятельности семьи и школы.

Средний учитель рассказывает. Хороший учитель объясняет. Очень хороший учитель демонстрирует. Великий учитель вдохновляет. (У.А.Ворд)

Профессия учителя требует постоянного самосовершенствования и не только в знании своего предмета или специальности. Для многих людей именно учитель становится эталоном доброты и человечности, ориентиром и маяком на долгие годы. «Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника», - считал Владимир Иванович Даль. Это высказывание призывает учителя к постоянной работе над собой, к величайшему вниманию к своим поступкам и словам. Дети очень чутки, и малейшая фальшь не остается не замеченной. Невозможно декларировать высокие нравственные качества и тут же срываться на крик и грубость, говорить, что «Человек - это звучит гордо!» и, минуту спустя, унижать провинившегося ученика. «Человек всегда учится лишь у тех, кого любит. Те, у которых мы учимся, правильно называются учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя» - эти слова Иоганна Вольфганга Гёте учителя должны вспоминать чаще. Заслужить любовь учеников может только тот, кто видит в них растущую личность, кто стремиться помочь этой личности раскрыть свои лучшие качества и таланты и преодолеть проблемы и искушения с минимальными ошибками. И как не вспомнить слова Михаила Светлова: «Настоящий учитель - не тот, кто тебя постоянно воспитывает, а тот, кто помогает тебе стать самим собой».

По мнению Альберта Эйнштейна: «Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний», но мало получить знания и научиться их применять, важно еще стать Человеком - ярко и интересной личностью, притягательной для окружающих, нужно научиться жить в мире людей, принося пользу этому миру. И в этом я вижу неотъемлемую составляющую работы учителя.

На протяжении многих лет, я стараюсь придерживаться этих принципов. Стараюсь во время урока быть учителем, который хочет дать ученикам знания, быть требовательным, но ни в коем случае не принижать достоинства личности. Во внеурочной деятельности я являюсь другом, наставником, с которым можно поделить самым сокровенным, стараться вникнуть в проблему и помочь справиться. С каждым ребёнком нужно работать индивидуально. Не существует общего подхода ко всем детям, даже если мы рассматриваем какую-то определённую проблемную ситуацию. Есть дети, на которых можно влиять (направлять их) через родителей. Есть дети, которые утратили контакт с родителями, и повлиять на них можно только общаясь напрямую. С одними разговаривать нужно мягко и деликатно, без явного вторжения в личное пространство, с другими - играючи, с третьими - уверенно и авторитетно.

Не каждый родитель может понять и оценить важность переходного возраста ребенка, хотят слишком многого от своего ребёнка, требую от него достижения, результатов. Если он чувствует, что не оправдывает надежд папы и мамы, то начинает замыкаться в себе, переживать, тем самым усугубляя ситуацию с успеваемостью, я стараюсь дать совет родителям, к которым они прислушиваются.

Истинный педагог искренне любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого из них, потому что всегда чувствует ответственность за то, какими людьми они выросли, кем стали и как живут. Для многих связь «учитель - ученик» сохраняется на многие годы, и это - лучший показатель качества работы учителя. «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и ученикам - он совершенный учитель», - утверждал Лев Толстой. Быть совершенным непросто, но к этому необходимо стремиться, если быть учителем не просто профессия, а призвание, которому служишь всей душой и знаниями.

В сердце учителя рождается вечность, ведь его полное мудрости и любви слово будет передаваться учениками из поколения в поколение.