Мини-музей "В мире сказок" Виртуальная экскурсия в мини-музей

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: мини-музей


Музейное дело - очень важное дело.
Живой показ явлений, фактов особенно
убеждает, особенно врезается в память,
толкает мысль…
Н.К. Крупская

Одной из важнейших задач современного образования России является воспитание любви и уважения подрастающего поколения к русской истории, к русской культуре, в том числе, к русской литературе, русским народным традициям и обычаям. Важнейшая миссия педагога - воспитать у юного поколения чувство патриотизма, сохранять традиции своей страны, формировать у дошкольников чувство национального самосознания. С этими задачами прекрасно справляется музейная педагогика.

Слово «музей» происходит от греческого «museion» и латинского «museum» - «храм». Музей - место, посвящённое наукам и искусствам. Музей занимается собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, характеризующих развитие природы и человеческого общества и представляющих историческую, научную или художественную ценность.

Детская аудитория традиционно является приоритетной категорией музейного обслуживания. Кроме того, сейчас уже ни у кого не вызывает сомнения, что приобщение к культуре следует начинать с самого раннего детства, когда ребёнок стоит на пороге открытия окружающего мира.

Музейная педагогика является особым видом педагогической практики. В дошкольном образовании музейная педагогика стала играть существенную роль только в последние десятилетия. Эта форма организации обучения соединяет в себе образовательно-воспитательный процесс с реальной жизнью и обеспечивается воспитанниками через непосредственное наблюдение и знакомство с предметами и явлениями.

Актуальность создания музея «В мире сказок» в детском саду на сегодняшний день не надо доказывать.

Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь и, позволяет формировать нравственные качества личности

Желание помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует умственную деятельность ребёнка, развивает интерес к предмету. В результате сопереживания у ребёнка появляются не только новые знания, но и самое главное - новое эмоциональное отношение к окружающему: к людям, предметам, явлениям. Из сказок дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, предметным миром. Дошкольники сталкиваются с такими сложнейшими явлениями и чувствами, как жизнь и смерть, любовь и ненависть; гнев и сострадание, измена и коварство. Форма изображения этих явлений особая, сказочная, доступная пониманию ребенка, а высота проявлений, нравственный смысл остаются подлинными, «взрослыми». Поэтому, те уроки, которые дает сказка, - это уроки на всю жизнь и для больших, и для маленьких.

Со сказки начинается его знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом.

Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображению. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.

Композиция, яркое противопоставление добра и зла, фантастические и определенные по своей нравственной сути образы, выразительный язык, динамика событий, особые причинно-следственные связи и явления, доступные пониманию дошкольника - все это делает сказку особенно интересной и волнующей для детей, незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка.

Сказка - средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Сказка является одним из самых доступных средств духовно­нравственного развития ребенка, которое во все времена использовали и педагоги, и родители.

В настоящее время сказка, как и другие ценности традиционной культуры, заметно утратила свое предназначение. Этому способствовали современные книги и мультфильмы с упрощенным диснеевским стилем пересказа известных сказок, часто искажающие первоначальный смысл произведения, превращающие сказочное действие из нравственно-поучительного в чисто развлекательное. Такая трактовка навязывает детям определенные образы, которые лишают их глубокого и творческого восприятия сказки.

Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает собственное отношение к добру и злу. Даже дети старших групп верят в сказку, а значит, через нее легче обучать и воспитывать. Дошкольники учатся анализу и оценке поведения героев, развивают умение чувствовать и понимать другого, повышают самооценку, уверенность в себе, желание помочь, посочувствовать другому, а главное - развиваются всесторонне.

Значимость мини-музея «В мире сказок» заключается в создании развивающей среды - совместном участии детей, родителей и педагогов.

Сказка - необходимый элемент духовной жизни ребёнка. Входя в мир чудес и волшебства, ребёнок погружается в глубины своей души. Русские народные сказки, вводя детей в круг необыкновенных событий, превращений, происходящих с их героями, выражают глубокие моральные идеи. Они учат доброму отношению к людям, показывают высокие чувства и стремления.

Цель: Создание условий для развития творческой личности, путём включения её в многообразную деятельность мини-музея.

Задачи:

  • Создать условия для словестного искусства, развития художественного восприятия и эстетического вкуса;
  • Создать условия для формирования интереса к книгам, к народным и авторским сказкам;
  • Вызывать желание инсценировать и драматизировать отрывки из сказок;
  • Создать условия для развития детского творчества, продуктивной деятельности детей;
  • Создать условия для развития свободного общения со взрослыми и детьми;
  • Развитие всех компонентов устной речи (связная речь, грамматический строй речи, звуковая культура, формирование словаря);
  • Воспитание культуры поведения.

При создании мини-музея учитывались следующие принципы:

  • наглядность;
  • доступность;
  • содержательность;
  • сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;
  • последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями; подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).

Аспекты музейной деятельности

Мини-музей предназначен для формирования первичных представлений о музеях, для познавательного развития детей, развития художественных, изобразительных навыков.

Формы деятельности:

  • поисковая;
  • экспозиционная;
  • познавательная.

Примечание. Наша задача - воспитать детей так, чтобы они жили в мире с нашими верными и преданными четвероногими друзьями, были заботливыми хозяевами, которые не посмеют выбросить надоевшую «живую игрушку».

Разделы мини-музея, особенности использования «Сами своими руками», «Библиотека», «Игротека».

Экспонаты данных коллекций находятся в свободном доступе детей могут пользоваться ими для сюжетно-ролевых игр, для театральной деятельности. Игрушки могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности, конкретно в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие»

«Сами своими руками» экспонаты данной коллекции выполнены детьми, родителями, воспитателями. Экспонаты могут быть применены в процессе организации непосредственно образовательной деятельности.

«Галерея»оформлена в виде небольшой полки, где расположены детские роботы для конкурсов, кукольные театры, аппликации. Экспонаты галереи могут быть использованы в процессе непосредственно образовательной деятельности в образовательных областях «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

«Библиотека» Здесь собраны сказки, загадки о волшебных предметах, жанровые разновидности фольклорной сказки, которые могут быть использованы как в непосредственно образовательной деятельности, так и в самостоятельной игровой деятельности детей. «Колобок», «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Зайкина избушка», «Крошечка-Ховрошечка», «Курочка Ряба», «Морозко», «Мужик и медведь», «По щучьему веленью», «Репка», Петушок - Золотой гребешок», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Сивка-Бурка», «Снегурочка» и т.д.

«Игротека» Игры и атрибуты для игр расположены, так чтоб дети могли использовать их самостоятельно в процессе самостоятельной игровой деятельности или вместе с педагогом в процессе непосредственно образовательной деятельности.

Нам хочется верить, что мини-музей «В мире сказок» - это то волшебное место, где осуществляются самые неосуществимые детские фантазии, а сказочные герои будто оживают и сходят со страниц книг, чтобы поиграть вместе с ребятами.

Литература

  1. Гурович Л.М., Береговая Л.Б. Ребёнок и книга. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  2. Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  3. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб.: Детство-Пресс, 1999.
  4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи… Методика приобщения детей к чтению. М.: Линка-Пресс, 2003.
  5. Неизвестных И.Г. Настольный театр на крутящейся платформе. Музыкальный руководитель № 4, 2006, стр. 89.
  6. Карачунская Т.Н. Музейная педагогика и изобразительная деятельность в ДОУ. Интегрированные занятия под ред. К.Ю.Белой, Т.С.Комаровой. М.: ТЦ "Сфера", 2005.
  7. Музейная педагогика. Из опыта методической работы. Под ред. А.Н.Морозовой, О.В.Мельниковой. М.: ТЦ "Сфера", 2006.
  8. Н.Рыжова, Л.Логинова, А.Данюкова. Мини-музей в детском саду. М.: Линка-Пресс, 2008.
  9. АлябьеваЕ.а. Тематические дни и недели в детском саду. Планирование и конспекты. М.: ТЦ "Сфера", 2001