Совершенствование фонда оценочных средств как условие повышения качества подготовки квалифицированного специалиста

Разделы: Общепедагогические технологии


Фонд оценочных средств по дисциплине (ФОС) представляет собой комплект методических и контрольно-измерительных материалов (КИМ), предназначенных для выявления и оценки уровня достижения студентами поставленных образовательных целей на разных стадиях обучения. К контрольно-измерительным материалам можно отнести учебные материалы, предназначенные для контроля и оценки знаний, умений, навыков и компетенций, приобретенных студентами в результате изучения дисциплины (темы, модуля, блока).

ФОС по дисциплине обеспечивает решение задачи определения соответствия освоенных студентом или выпускником общекультурных и профессиональных компетенций требованиям ФГОС ВПО, является обязательной и неотъемлемой составной частью ФОС основной образовательной программы (ООП) по направлению (специальности).

Федеральные государственные образовательные стандарты прямо указывают, что «для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей основной образовательной программы создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются учебным заведением. Оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся».

Содержание ФОС должно соответствовать целям и задачам основной образовательной программы и рабочему учебному плану, обеспечивать оценку качества освоенных общекультурных и профессиональных компетенций, приобретаемых выпускником. Они должны полностью и адекватно отображать требования ФГОС по данному направлению подготовки.

При проектировании фонда оценочных средств следует в первую очередь предусматривать оценку способности обучающихся к творческой деятельности, в том числе их готовности к решению новых задач, связанных с недостаточностью конкретных специальных знаний и отсутствием общепринятых алгоритмов их решения.

Независимо от вида контроля, форм используемых контролирующих материалов и способов проведения контроля каждое контрольное мероприятие должно выявлять соответствие или несоответствие требований образовательного процесса и состояния подготовки студента на данном этапе обучения конкретным целям, определяемым ФГОС, ООП и рабочей программой дисциплины.

Учебная дисциплина «Русский язык и русская литература» является универсальной дисциплиной для специальностей СПО независимо от их принадлежности к гуманитарному, техническому, информационному, экономическому профилям. В этом плане и содержание материала самой дисциплины, и фонда оценочных средств может быть универсальным. Однако, учитывая специфику дисциплины и её влияние на коммуникативные качества личности обучающегося, следует использовать разнообразные формы и методы контроля, направленные на оценку как репродуктивной, так и продуктивной деятельности студентов. С этих позиций можно выделить три группы заданий, являющиеся наиболее эффективными при оценке образовательных достижений по предмету «Русский язык и русская литература»:

  • задания репродуктивного уровня, позволяющие оценивать знание фактического материала (базовые понятия, алгоритмы, факты) и умение правильно использовать специальные термины и понятия в рамках определённого раздела дисциплины - например, контрольно-измерительные материалы теоретического характера; контрольные работы на основе стандартных заданий и упражнений; диктанты;
  • задания реконструктивного уровня, позволяющие оценивать умения синтезировать, анализировать, обобщать фактический и теоретический материал с формулированием конкретных выводов, установлением причинно-следственных связей - например, учебно-речевые текстовые задачи, кейс-задания;
  • тесты;
  • лингвистические и проблемные задачи;
  • задания творческого уровня, позволяющие оценивать умения интегрировать знания различных областей и аргументировать собственную точку зрения - например, сочинение, эссе, реферат, доклад, проектное задание.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные составляющие языка, устной и письменной речи, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, культуру речи;
  • основные фонетические единицы и средства языковой выразительности;
  • орфоэпические нормы, основные принципы русской орфографии;
  • лексические нормы;
  • использование изобразительно-выразительных средств;
  • морфологические нормы, грамматические категории и способы их выражения в современном русском языке;
  • основные единицы синтаксиса; русскую пунктуацию;
  • функциональные стили современного русского языка, их взаимодействие;
  • структуру текста, смысловую и композиционную целостность текста;
  • функционально-смысловые типы текстов;
  • специфику использования элементов различных языковых уровней в речи;
  • основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • использовать языковые единицы в соответствии с современными нормами литературного языка;
  • строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
  • анализировать свою речь с точки зрения её нормативности, уместности и целесообразности;
  • обнаруживать и устранять ошибки и недочёты на всех уровнях структуры языка;
  • пользоваться словарями русского языка, продуцировать тексты основных деловых и учебно-научных жанров.

Сочетая разные виды оценивания, стараюсь сделать процесс обучения русскому языку и литературе наиболее эффективным, интересным, мотивирующим на дальнейшее успешное обучение. Добиваюсь, чтобы каждый ребёнок был оценен по заслугам, и с нетерпением ждал следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старания.

Положительное оценивание ведёт к устойчивому желанию говорить, читать художественные произведения, слушать и писать на русском языке. Дети учатся лучше, когда их собственный труд оценивается положительно.

Важным элементом системы оценки качества образования в колледже является государственная итоговая аттестация.

Применение большого количества новых (активных) методов обучения предъявляет другие требования к содержанию и направленности методов контроля и проверки знаний обучающихся. Наиболее распространенным является тестирование, которое является достаточно надежным, эффективным и корректным методом проверки знаний учащихся. Его главным недостатком считается направленность тестов на проверку репродуктивного уровня познавательной деятельности обучающихся. Результаты проведённой работы анализируем вместе с детьми, работаем с данными правилами, потом проводим повторные работы, смотрим, насколько изменился результат. На уроках русского языка и литературы тестирование дает возможность закрепить изученный материал.

Для продуктивной подготовки студентов к дифференцированному зачёту и экзамену по русскому языку и литературе и повышению качества образования часто пользуюсь следующими приёмами и методами:

  • с целью подготовки к сочинению по творчеству писателя записываем основную тематику и проблематику каждого изученного произведения;
  • еженедельно на уроках отрабатываем темы, изученные в школьный период;
  • знакомимся с образцами сочинений, алгоритмом их написания.

Самым сложным вопросом является оценивание студентов, поэтому при осуществлении оценочной деятельности руководствуюсь следующим:

  • любая деятельность студента по добыванию знаний должна быть оценена;
  • оценка должна содержать в себе побуждающие стимулы;
  • должна способствовать тому, чтобы у него проснулось желание учиться, если таковое пока дремлет, или желание узнать больше, основательнее, глубже, если это желание уже есть;
  • контролирующие и констатирующие функции оценка проявит на итоговом уроке, при итоговом тестировании или зачете, в общем, тогда, когда подводится итог изучения учебного материала;
  • оценка должна быть понятна обучающемуся и восприниматься как объективная;
  • оценка не должна быть убийственной для того, кто старался и у него пока не получается, она должна постоянно давать ему надежду на то, что количество обязательно перейдет в качество;
  • оценку должен давать не только учитель, но и сами обучающиеся друг другу.

Правильная методика проведения контроля побуждает изучать большее количество информации и самосовершенствоваться. В то же время знание и творческая реализация в профессиональной педагогической деятельности методов, приемов и средств управления образовательным процессом позволяют успешно решать учебные задачи и достигать поставленных образовательных целей.

Именно такая слаженная работа по использованию результатов оценочных процедур всеми участниками образовательного процесса и приводит к ежегодному повышению качества образования.