Мастер-класс "Как организовать конструктивный диалог с ребёнком?"

Разделы: Мастер-класс

Класс: 4


Цель: методическое сопровождение педагогов и родителей по актуальным вопросам воспитания обучающихся через организацию конструктивного взаимодействия в рамках практического группового занятия.

Задачи:

  • знакомство педагогов и родителей со способом конструктивного взаимодействия с ребёнком по преодолению детского эгоизма;
  • повышение профессиональной компетентности педагогической и родительской общественности по актуальным вопросам воспитания;
  • формирование практического опыта разрешения проблемных ситуаций; совершенствование аналитических и оценочных навыков;
  • совершенствование навыков коммуникативного общения, навыков работы в команде.

Формат проведения: очный.

Форма проведения: мастер-класс.

Оборудование: мультимедийная интерактивная система, презентация в программе PowerPoint, видеоотрывок из х/ф «Гараж», раздаточный дидактический материал.

Комментарий

Мастер-класс включает в себя вступительное слово ведущего, создание проблемной ситуации, формулирование темы занятия, практический этап работы участников группах, подведение итога занятия, рефлексивно-диагностический этап.

Присутствующим участникам мастер-класса предлагается видеокейс из художественного фильма Э.Рязанова «Гараж». В ходе соответствующей работы участники выделяют проблему, причины её возникновения, ставят цель и задачи работы. После чего ведущий предлагает практическую работу в группах по организации конструктивного взаимодействия. В конце занятия участники делают выводы и подводят итоги работы.

Содержание мастер-класса

Вводное слово

Здравствуйте, уважаемые педагоги, родители! Предлагаю Вам принять участие в мастер-классе по теме «Как организовать конструктивный диалог с ребёнком?». Очень надеюсь на вашу активность и сотрудничество.

Как классный руководитель организую воспитательную работу по разным направлениям и тем самым создаю необходимые условия для формирования основных ценностей: добро, дружба, любовь к Родине, здоровье, активная жизненная позиция. Моя организаторская цель: создание дружного сплочённого детского коллектива и гармоничное развитие личности ребёнка в нём.

Создание проблемной ситуации

Однако в своей работе я столкнулась с одной из проблем, которая явилась препятствием на пути сплочения коллектива. Предлагаю вам посмотреть видеофрагмент известного советского кинофильма Э. Рязанова и выделить проблему.

Просмотр видеофрагмента участниками мастер-класса. Обсуждение.

- Скажите, вы узнали из какого кинофильма взят этот видеофрагмент? (Да, это видеофрагмент из х/ф «Гараж» Э.Рязанова, вышедшем на экраны в 1980 г)

- Кто эти люди? Что их объединяет?

- Как вы поняли, о чём данный видеофрагмент? (Да, действительно, члены гаражного кооператива «Фауна» решают, кому из присутствующих не достанется гаража.

Это коллектив, так позиционируют себя члены гаражного кооператива. Скажите, как ведут себя эти люди на собрании? Какие личностные качества они проявляют? (возможные ответы: самолюбие, эгоизм, нежелание прислушиваться друг к другу).

- Можно ли действительно назвать коллективом этих людей? Почему?

- Подумайте, пожалуйста, и скажите, какое отношение имеет данная ситуация к работе классного руководителя?

Формулирование темы

Итак, уважаемые участники мастер-класса, о какой проблеме идёт речь? (ответы участников) Да, действительно, в современном мире проблема эгоизма имеет очень острый характер и яркие черты. И есть ребята, которые свои интересы ставят выше интересов других и с трудом вливаются в совместную коллективную работу, поскольку их интересует только личный результат. Вы уже поняли, о чём мы сегодня будем говорить?

Тема нашего мастер-класса звучит следующим образом: «Как организовать конструктивный диалог с ребёнком?»

- Что такое «эгоизм»? В чём выражается это поведение? (ответы участников)

Эгоизм-поведение, целиком определяемое стремлением человека к собственной пользе, выгоде. Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного происходит в ущерб интересам других. Нельзя путать эгоизм с уважением человека к себе. Уважение к себе - это хорошее качество человека. Оно помогает отстаивать своё мнение, добиваться поставленных целей. Без этого качества человеку трудно выжить и чувствовать себя комфортно. Эгоизм же проявляется в неуважении к окружающим, их интересам.

Эгоист, будь то ребёнок, или взрослый, заставляет других жить по своим правилам. Как появляется данное поведение? (ответы участников)

Эгоизм появляется в процессе воспитания. Причинами могут быть: гиперопека, дефицит внимания, пример родителей, соответствующий стиль воспитания. Ребёнок-эгоист однажды может оказаться в одиночестве. Решение данной проблемы должно носить системный характер.

Сегодня мы рассмотрим практический приём, который можно использовать в решении обозначенной проблемы.

Практический этап работы

- Скажите, проблема эгоизма - это современная проблема? (Нет). Да, проблема эта не нова. Об этом свидетельствует и народная мудрость. (На слайде даны начальные фразы пословиц и поговорок, участники должны их закончить).

  1. Мне что до тебя, я знаю себя.
  2. Хоть сгори целый свет, лишь бы я был согрет.
  3. Не искал бы в селе, а искал бы в себе.

Работа в группах. Уважаемые участники. Предлагаю вам выполнить практическое задание в группах. Не забывайте о правилах совместной работы. (Памятки на столах и слайде).

- Каждая из трёх групп отправляется в путешествие и получает рисунок с изображением транспортного средства: машина, велосипед, самолёт.

- Пожалуйста, посовещайтесь и скажите, какая в вашем транспортном средстве самая главная часть. Почему? (Выслушиваются ответы участников)

- Итак, машина не заведётся без двигателя, самолет не полетит без него, велосипед не может быть без колеса.

- Предлагаю каждой команде участников собрать ваше транспортное средство из предложенных частей. (Фокус-группы получают соответствующие наборы, приступают к работе, собирают транспорт из деталей и наклеивают) Каждая группа представляет результат.

- Какую часть вы назвали самой важной? Есть ли сейчас у вас данная часть? (Да)

- Сможет ли ваш транспорт двигаться? (Варианты ответов: да, с трудом, нет)

- Устроит ли вас результат передвижения? Почему?

- Как решить данную проблему? (Добавить необходимые части. Ведущий раздаёт недостающие детали, фокус-группы завершают работу).

- Скажите, можно ли какую-либо часть считать неважной? (Нет, все детали важны! Поломка или нехватка одной ведёт к нарушению работы всего транспорта).

- Совершенно верно. Вернёмся к разговору о коллективе. Коллектив - это сложная система. Для того, чтобы она гармонично развивалась, необходимо чтобы все члены этой системы были полноправными участниками и учитывали не только свои интересы, но и уважали интересы и мнение других.

Заключение

- Итак, уважаемые участники, мы сегодня мы на практике рассмотрели один приём из ряда возможных на пути преодоления эгоизма в детском коллективе. Но ещё раз отмечу, что решение данной проблемы должно носить совместный, планомерный и системный характер.

Наше занятие подходит к концу, предлагаю вам провести рефлексивно-диагностический этап и ответить на вопросы анкеты, отметив соответствующую оценку по каждому из критериев.

Рефлексивно-диагностический этап

Критерии

1

2

3

4

5

1. Актуальной ли для вас была представленная тема мастер-класса?

2.Считаете ли представленный приём одним из возможных путей работы над данной проблемой?

3.Рассматриваете ли вы возможность дальнейшего использования данного приёма на практике?

4. Было ли вам комфортно и интересно работать в группе с коллегами?

- Уважаемые родители, педагоги, благодарю вас за проявленную активность и участие в мастер-классе. Надеюсь, практический опыт совместной работы будет полезен вам в дальнейшем. И закончить наше занятие хотела бы словами Генриха Форда:

Держаться вместе есть начало,
Держаться вместе есть прогресс.
Работать вместе есть успех!

Интернет-ресурсы

  1. https://si-sv.com/Posobiya/ped_tekh/ped_zadachi/
    Beyizerov_V-105_keyisov_po_pedagogike.html
  2. https://100balnik.ru.com/wp-content/uploads/
    2020/03/Sbornik_situatsionnykh_pedagogicheskikh_zad.pdf
  3. http://pavsch9.narod.ru/doc/20181102/markina.pdf
  4. https://pedagogic.info/тематический-сборник-кейсов/