Задачи:
- развитие представления учащихся о роли режима дня в жизни человека (его влиянии на здоровье, возможности реализовывать намеченное и т.д.);
- развитие навыка оценки собственного режима дня с точки зрения его влияния на здоровье;
- формирование навыка планирования собственного режима дня с учетом особенностей своей учебной, внеучебной нагрузки, занятости дома и т.д.
Что нужно знать педагогу
О том, что правильно организованный режим дня - непременное условие сохранения здоровья ребенка, известно всем, но, к сожалению, далеко не в каждой семье соблюдается это условие. Приведем лишь некоторые данные - около 70 % учащихся 5-6-x классов недосыпают ежедневно 1-2 часа, почти треть детей питается всего 2 раза в день с большими перерывами между приемами пищи, у 40% подростков на занятия спортом, физической активностью тратится всего 1,5 часа в неделю, что также нельзя считать нормальным.
Между тем в условиях резко возросшей учебной, информационной нагрузки, испытываемой современными школьниками, соблюдение режима дня становится особенно важным. Рациональное распределение видов деятельности в течение дня, чередование труда и отдыха, полноценный сон способствуют сохранению работоспособности, предупреждают развитие утомления, нервного напряжения и т.д., а значит, являются важной профилактикой заболеваемости. Как показали исследования ученых, дети, чей режим дня соответствует названию «правильный», болеют гриппом в период эпидемии в 2-3 раза реже, чем их «неорганизованные» сверстники.
Понятно, что привычка соблюдать режим не складывается сама по себе и требует от человека волевых усилий. И это - еще один «плюс» в пользу режима. Помимо укрепления здоровья подросток осваивает навык планирования и реализации намеченного, учится быть настойчивым, последовательным. Однако нельзя полностью полагаться на самостоятельность подростков: чтобы соблюдать правильный режим дня, им необходима помощь и поддержка взрослых.
Один из важных компонентов режима дня - сон. Общая продолжительность сна учащегося 12-13 лет - 9-10 часов. Желательно, чтобы дети и подростки были приучены вставать и ложиться в одно и то же время. Ужинать лучше за 1,5-2 часа до сна. Перед сном нужно исключить усиленную умственную работу, возбуждающие игры, проветрить помещение для сна. Кстати, лучше, если и телевизор подросток не будет смотреть непосредственно перед сном. Эмоции и переживания, которые возникают при просмотре фильма, часто мешают подростку успокоиться, «настроиться» на сон.
А как питается подросток? Перерывы между приемами пищи не должны превышать 4-5 часов, причем есть подросток должен 3-4 раза в день, так как растущему организму требуется много энергии. К сожалению, часто подростки приходят в школу не позавтракав. Выходит, организм подростка не получал питательных веществ в течение всего времени сна, и впереди ему еще предстоит серьезная работа, также требующая затрат сил и энергии... Как показали исследования, школьники, приходящие в школу с «пустым» желудком, хуже справляются с учебными заданиями, быстрее утомляются.
Основной принцип организации учебы подростка - чередование умственной и двигательной активности. Так, при подготовке домашнего задания через каждые 35-40 минут подростку следует делать 5-10-минутный перерыв. Смена видов деятельности снимает усталость и восстанавливает работоспособность.
Расписание уроков должно составляться с учетом сложности учебных предметов. Предметы естественного цикла должны чередоваться с гуманитарными, урок физической культуры следует проводить после третьего урока, чтобы снять утомление от активной умственной работы.
Правильная организация режима дня предполагает обязательное пребывание школьников всех возрастов на свежем воздухе в течение 1,5-2 часов. Это могут быть прогулки, спортивные игры и другие физические упражнения.
Активный отдых может продолжаться в пределах 2 часов. При превышении этого времени и интенсивной физической нагрузке работоспособность организма падает. Поэтому продолжительные спортивные игры не снимают переутомления, и выполнение домашнего задания потребует от учащегося больших усилий.
«Бичом» для здоровья современных подростков стало повсеместное увлечение компьютером. По данным опроса, проведенного среди 13-14-летних московских подростков, в среднем ежедневно на посещение сети Интернет и компьютерные игры они тратят около 1-1,5 часов. При этом подростки используют Интернет главным образом для переписки с друзьями, общения в чатах и конференциях (для поиска информации Интернет использует только 47% подростков). Учитывая, что из-за высокой учебной нагрузки свободного времени у подростков остается и без того мало, становится ясно, что компьютер «забирает» у них те часы, которые могли бы быть использованы для содержательного досуга.
В качестве одного из факторов риска приобщения к психоактивным веществам психологи рассматривают переживание подростком собственной неуспешности, неумение справиться с возложенными на него задачами, желание избавиться от напряжения, вызванного перегрузками. При этом основным мотивом употребления одурманивающих веществ является стремление «расслабиться», «забыть о неприятностях». Поэтому правильная организация и соблюдение режима дня подростка может рассматриваться и как своеобразная профилактика ранней наркотизации.
Формирование у школьника навыка планирования и умения эффективно распределять собственные дела помогает предотвратить возникновение состояния перегрузки, усталости, неверия в собственные силы, когда подросток считает, что он «все равно не справится, не стоит и стараться». К тому же, соблюдение режима дня, стремление выполнить намеченное развивает у подростка навык самоконтроля, самоорганизации, устойчивости к внешнему давлению.
Реализация темы классного часа
Учащимся предлагаются несколько заданий, направленных на развитие умения оценивать, анализировать различные сферы своей жизни - режим дня, ежедневную нагрузку, эмоциональное состояние (задания 1-8).
При выполнении этих заданий предполагается индивидуальная работа - учащиеся выполняют их самостоятельно. Поскольку выполнение следующих из перечисленных заданий требует определенного времени, педагогу важно заранее оговорить конечный срок, когда будут обсуждаться результаты, а также периодически напоминать подросткам о начатой работе.
Результаты выполнения заданий обязательно должны быть проанализированы. Дискуссия учителя и учеников может проходить в любой форме - круглый стол, ток-шоу и т.п. Главное - постараться вывести ребят на серьезный уровень обсуждения проблем, которые у них обнаружились. Такое подведение итогов поможет подросткам сделать практические выводы и понять, что именно им нужно исправить в своих режимах дня, планировании деятельности и т.д.
Важно! Обсуждение результатов не должно носить характер школьного урока, где есть «правильные» и «неправильные» ответы. Ни в коем случае нельзя заставлять подростка говорить о своем личном результате, если он этого не хочет. Цель работы педагога при анализе заданий - не «оценивать» ученика, а, выявив проблему в организации его режима, распорядка, распределения деятельности, показать, как он может справиться с ней.
Учащиеся знакомятся с рекомендуемым режимом дня.
Литература
- Безруких М.М., Макеева А.Г., Филиппова Т.А.Все цвета, кроме чёрного: 5-6 классы: Пособие для педагогов и родителей. - М.: ВентанаГраф, Просвещение, 2015. - 64 с.