Введение
В настоящее время констатировать тот факт, что в России, в связи с ухудшающейся экологической ситуацией и высоким уровнем заболеваемости и травматизма, число детей, имеющих те или иные ограничения жизнедеятельности, растет. Проблема их здоровья и социальной адаптации в обществе является чрезвычайно актуальной.
В настоящее время Закон РФ «Об образовании» выдвинул на первый план проблему внедрения в практику работы образовательных учреждений комплекс мер, направленный на своевременное обеспечение каждому ребенку адекватных возрасту условий для развития и формирования полноценной личности, включая физкультурное воспитание. Решение этой проблемы приобретает особую значимость в работе с детьми, имеющими проблемы здоровья.
«Иппотерапия» - физиотерапевтическое лечение, основанное на нейрофизиологии, использующее лошадь и верховую езду.
Метод иппотерапии замечателен тем, что создаёт уникальные условия воздействия и на физическое состояние, и на психо-эмоциональную сферу пациента. Верховая езда заставляет седока задействовать практически все группы мышц. Человеку, сидящему верхом на движущейся лошади, приходится постоянно контролировать равновесие, а это заставляет синхронизировать работу мышц спины, туловища и всех остальных мышц, то расслабляя, то напрягая их. В результате в работу включаются те мышцы, которые у обездвиженного инвалида бездействуют, даже не будучи поражёнными.
Очень важна и психологическая составляющая лечения: даже наблюдение за лошадью приносит положительные эмоции. У большинства лиц с физическими и интеллектуальными проблемами нарушено ощущение пространства и представление о своем теле, а также осознание себя как личности - словом, все то, что формирует и определяет взаимоотношения человека с миром.
Успехи в верховой езде формируют личность: чуткость к движениям лошади вырабатывает реакцию, необходимость управлять лошадью дает навык оценки ситуации и влияния на нее, доверие к лошади постепенно переходит в доверие к миру, к людям, с которыми больной ребенок взаимодействует.
Общение, преодоление чувства страха, желание сесть на лошадь и быть всадником, участвовать самому в процессе лечения - все это является огромной движущей силой в деле достижения положительного результата.
Целью данной работы является анализ проведения реабилитационной работы с детьми с ограниченными возможностями в детских оздоровительных лагерях при помощи ипотерапии.
Задачи работы:
- рассмотреть состояние и развитие проблемы оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- изучить особенности организации оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья;
- провести опытно-поисковые работы по организации ипотерапии в детском оздоровительном лагере по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Работа состоит из введения, двух глав, включающих в себя пять подпунктов, заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты организации смены в детском оздоровительном лагере по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
1.1. Состояние и развитие проблемы оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Современная социальная действительность сопровождается резкими качественными изменениями. В большей степени это касается категории детей с ограниченными возможностями здоровья. Детская инвалидность - одна из наиболее актуальных проблем современного общества, требующих пристального внимания учреждений образования, здравоохранения, служб социальной защиты населения и др. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, в 2013 г. зарегистрировано 344 тыс. детей с различными профилями инвалидности, не достигших возраста 16 лет, в 2017 г. их число составило 564 тыс., в 2020 г. - свыше 590 тыс.
Увеличение числа детей, имеющих стойкие функциональные расстройства, обусловило ратификацию в 2013-2020 гг. федеральных законов о регулировании различных аспектов жизнедеятельности детей данной категории: «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», «О государственной социальной помощи», федеральной целевой программы «Дети России», включающей подпрограмму «Дети-инвалиды», и других нормативно-правовых актов, основывающихся на основных принципах и положениях Конвенции о правах ребенка, внедрение приоритетных национальных проектов «Образование» и «Здоровье».
При равноценной важности решения всего комплекса проблем детей с ограниченными возможностями здоровья (улучшение условий жизни, социального и медицинского обслуживания, повышения качества образования, социальной подготовки и т.д.) актуальным является вопрос о принятии дополнительных мер по обеспечению адаптации и интеграции каждого ребенка в здоровый социум, в том числе посредством организации условий в учреждениях образования и социальной защиты населения.
Однако реальная практика свидетельствует, что специалистами данных учреждений недостаточно активно используется потенциал воспитательной работы в процессе организации совместной деятельности детей со стойкими функциональными нарушениями здоровья и здоровых детей. Данное упущение связано, скорее всего, с тем, что деятельность интегративных детских групп имеет свои особенности. Именно эти группы являются одной из эффективных форм интеграции, включения данных детей в социум, позволяя преодолевать барьер их изолированности в той мере, которая им полезна и доступна на данном этапе развития.
Идея интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду легла в основу работ отечественных и зарубежных исследователей А.В.Батовой, М.Ваннах, Т.В.Вареновой, Н.Г.Гадировой, Б.Дрех-слер, Х.Есингер, С.Лангмейер, Н.Н. Мало-феева, С.М.Микрюковой, Н.С.Моровой, В.И.Олешкевич, М.Руттер, Г.К.Селевко, А.В.Суворова, ЕЮ.Шпанко, И.Л.Шпиц-берг и др.
В нашем исследовании особое внимание уделяется детскому оздоровительному лагерю. Детский оздоровительный лагерь нового, интегративного вида, является важным средством социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, необходимым звеном системы непрерывной работы с детьми с различными профилями инвалидности; обладает рядом признаков (динамичность, природосообразность, открытость, интенсивность, интегративность). Ключевой идеей деятельности лагеря интегративного вида выступает целесообразность интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых детей, а также межведомственный, междисциплинарный и учрежденческий подходы к организации его функционирования.
Модель детского оздоровительного лагеря интегративного вида предусматривает:
- цель (создание условий для социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья);
- приоритетные принципы (индивидуальный подход, учет профиля заболевания ребенка, объективность, системность, интенсивность) и ценности (гуманизм, милосердие, человеколюбие, уважение личности каждого вне зависимости от его ограничений, способностей, возраста и др.) социально-педагогического руководства и взаимодействия;
- содержание (содействие детям с ограниченными возможностями здоровья в овладении коммуникативными и социальными навыками, раскрытии индивидуального потенциала; здоровым детям в совершенствовании навыков социально-педагогической помощи и поддержки; межведомственному и учрежденческому взаимодействию специалистов; в обеспечении непрерывности процесса социально-педагогической реабилитации детей с различными профилями инвалидности);
- модули как компоненты модели: социально-педагогический потенциал детского оздоровительного лагеря интегративного вида; индивидуальный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья, раскрывающийся на индивидуально-личностном, межличностном и продуктивном уровнях; взаимодействие различных специалистов, учреждений общественных организаций, ведомств и министерств; социально-инициативная деятельность здоровых детей и волонтеров;
- технологии работы специалистов с детьми (игротерапия, музыкотерапия, кинезитерапия, изотерапия, вокалотерапия, библиотерапия, флористика, элементарный туризм и др.);
- формы социально-педагогической работы с субъектами реабилитации (с детьми - работа в социальной и природной среде; индивидуальная работа специалистов с ребенком; работа с детьми в парах с идентичным диагнозом, в парах «ребенок с ограниченными возможностями здоровья - здоровый ребенок», организация игр, конкурсов, турниров, развлечений, соревнований, концертов, поздравлений именинников, индивидуальных и групповых бесед, творческих студий, кружков на отрядном, междотрядном, общелагерном уровнях и др.; со специалистами различных ведомств, учреждений и общественных организаций - посредничество и координирование вопросов на этапе подготовки к открытию летней смены лагеря, при подведении итогов его деятельности; со специалистами лагеря - обеспечение социальнопедагогического сопровождения их деятельности; с волонтерами - обучение поддержке детей-инвалидов, развитие навыков добровольной помощи);
- средства (вербальные и невербальные; изготовление символики и оформление функциональных пространств корпуса санатория и прилегающей территории; отрядные «огоньки», «свечки», «орлятский круг» отрядного, межотрядного и общелагерного уровня; работа с дневниками личных и отрядных достижений; выбор игровой роли, ритуалов поведения, приветствия и прощания; методические рекомендации для специалистов, волонтеров и родителей и др.).
Углубленный анализ функционирования летних детских оздоровительных лагерей интегративного вида «Надежда» позволил выявить следующие уровни внешнего и внутреннего взаимодействия:
1. Межведомственный. На данном уровне происходит региональное взаимодействие таких ведомств, как Министерство социальной защиты населения и труда, Министерство образования, Фонд социального страхования, Министерство культуры, печати и по делам национальности и др. Важное место занимают Министерство социальной защиты населения и труда, которое по согласованию с Фондом социального страхования выделяет материальные средства для приобретения путевок на лечение и оздоровление особо нуждающихся детей. С этой целью привлекаются ресурсы различных ведомств по созданию в регионах электронной базы данных о детях-инвалидах, разрабатываются региональные программы и т.д.
2. Учрежденческий. На данном уровне реализуется задача определения организаций, учреждений, удовлетворяющих требованиям эффективной социально-педагогической реабилитации и интеграции детей-инвалидов в здоровый социум. Организуется взаимодействие специализированных школ-интернатов для детей с различными стойкими нарушениями здоровья (зрения, слуха, функций опорно-двигательного аппарата и др.); территориальных центров социальной помощи семье и детям; реабилитационных центров для детей с ограниченными возможностями здоровья; средних школ, в которых обучаются здоровые дети и подростки - потенциальные и действующие волонтеры; факультетов высших и средних специальных учебных заведений педагогического профиля; учреждений дополнительного образования; общественных организаций, в том числе Межрегиональной общественной организации «Детский Орден Милосердия» (ДОМ) и ее региональных представительств, формирующих базу данных о добровольных помощниках; организаций, выступающих в роли спонсоров.
3. Индивидуально-личностный. Данный уровень специфичен в силу привлечения специалистов различных областей (педагогической, социально-педагогической, психолого-педагогической, медицинской, физкультурно-оздоровительной и др.), действующих студентов-волонтеров студенческих педагогических отрядов, общественных организаций для проведения реабилитационных мероприятий с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях равноправного общения со здоровыми детьми.
Система непрерывной социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в качестве важного компонента включает детский оздоровительный лагерь интегративного вида. Данная система функционирует круглогодично в специализированных учреждениях (реабилитационных центрах, центрах социальной помощи семье и детям, школах-интернатах и др.) и семье под руководством социального педагога. Данный специалист координирует реализацию мероприятий, связанных с адаптацией и интеграцией ребенка-инвалида в социум, учитывая его индивидуальные и возрастные особенности, сформированность у него социальных, коммуникативных умений и навыков.
В данной системе важное место отводится методике работы социального педагога со здоровыми детьми по формированию у них толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, социально значимых инициатив. Социальный педагог специализированного учреждения сотрудничает со средними школами, учреждениями дополнительного образования с целью выявления потенциальных волонтеров и организации их обучения по рекомендации руководителей региональных подразделений «Детского Ордена Милосердия» в «Школе помощника социального педагога» (Москва). Они организуются в течение учебного года с последующим прохождением волонтерской практики по индивидуальному сопровождению и поддержке детей-инвалидов в лагерях «Детского Ордена Милосердия» различных регионов РФ.
Указанные характеристики системы непрерывной реабилитации детей с различными профилями инвалидности специалистами лагеря интегративного вида являются основой для практической деятельности в детском оздоровительном лагере интегративного вида.
Целью организации социально-педагогической реабилитационной работы в условиях данного вида лагеря является интеграция ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Задачами выступают следующие: способствовать межличностной коммуникации между участниками программы; обеспечивать позитивный эмоциональный настрой участников; развивать и расширять сферы двигательной активности каждого ребенка с учетом состояния его здоровья; обеспечивать толерантное отношение здоровых детей к детям с ограниченными возможностями здоровья и проявление социальных инициатив и др.
1.2. Особенности организации оздоровления детей в детских оздоровительных лагерях по реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Разработанная программа социально-педагогической реабилитации детей с различными профилями инвалидности в 2012-2015 гг. реализовывалась на базе лечебно-оздоровительных комплексов «Лесная сказка» и «Кленовая гора» Республики Марий Эл, были проведены тематические смены «Зажги свою звезду!», «Созвездие талантов», «На земле Онара». Они представляли собой подпрограммы комплексной деятельности специалистов детского оздоровительного лагеря интегративного вида с участием детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей, с привлечением разнообразных технологий, форм и средств.
Содержание данных подпрограмм построено с учетом логики развития деятельности детей в лагере (организационный, основной и заключительный периоды) на основе предоставления детям равных возможностей для участия в играх, конкурсах и других мероприятиях лагеря. Правила игрового взаимодействия, возможности для реализации индивидуального потенциала детей в творческих театрально-музыкальных, физкультурно-оздоровительных и иных мероприятиях сообщались детям во время обряда посвящения в участники тематической программы («Зажги свою звезду!», «Созвездие талантов», «На земле Онара») в организационный период смены.
На протяжении основного периода смены каждый ребенок имел возможность принять участие в тематических трехдневках («Знакомство», «Звезды Танцпола», «Народные забавы, обряды, игры», «Рыцарский турнир», «Юные экологи и краеведы», «Аллея творческих инициатив», «Дни национальной культуры» и др.). В рамках данных трехдневок проводились следующие мероприятия:
- зрелищные (блок «Актер»): представления отрядов; выступления творческих групп (дети разного уровня здоровья и возраста под руководством социального педагога, волонтеров, вожатых); концерты, театрализованные костюмированные постановки, инсценировки художественных и самостоятельно придуманных стихотворных и прозаических произведений, игрища и др., в том числе с опорой на национально-региональный компонент;
- познавательные (блок «Любознательные»): знакомство с базовыми идеями, принципами и правилами «Детского Ордена Милосердия»; природно-оздоровительными факторами, элементарными экологическими и краеведческими сведениями, особенностями и возможностями детей с различными стойкими нарушениями здоровья, народными традициями и культурными особенностями представителей различных территорий - культуры финно-угорской группы, объединяющей культуры жителей Поволжского Нечерноземья: марийская, татарская, удмуртская, чувашская; культура народа полуострова Ямал; регионов Центральной России в рамках «Дней национальной культуры»; элементарный туризм;
- прикладные (блок «Оч. умелые ручки»): участие в творческих мастерских по изготовлению мягких игрушек, оригами, цветов, украшений из бисера, соленого теста, бересты, предметов из бросовых материалов, информационных и поздравительных стенгазет; связанных с любительским собирательством и др.;
- общественно-полезные (блок «Труд»): работа «трудовых десантов» по благоустройству территории лагеря, внутренних функциональных помещений, сбору лекарственных трав для фитобара; индивидуальное волонтерство и др.;
- физкультурно-оздоровительные (блок «Здоровье»): ежедневная зарядка, утренняя пробежка (самостоятельно либо в сопровождении здорового ребенка, волонтера или социального педагога); ежедневное участие детей и подростков в спортивных соревнованиях, играх («футбол», «волейбол», «баскетбол», «шашки», народные подвижные игры), шуточные конкурсы без подготовки на скорость реакции, ловкость, меткость; воздушные ванны и водные процедуры, лечебные процедуры;
- психологические, психо- и социотерапевтические (блок «Сам себе психолог»): изучение психологических особенностей каждого ребенка; создание условий для психологически безопасного, доверительного, дружеского общения; организация социально-педагогического и психологического сопровождения детей с целью снижения уровня реактивной и личностной тревожности, психологических зажимов, проявляющихся в сфере общения; предоставление каждому участнику возможности для рефлексии («огоньки», «свечки», «дневники», беседы тет-а-тет, психологические тренинги с использованием игротерапевтических и артте-рапевтических технологий);
- собственно игровая деятельность (блок «Игра»): участие детей и подростков в деловых играх в рамках органов детского самоуправления; ежедневное проигрывание разнообразных социальных ролей в рамках тематических мероприятий с целью формирования толерантного отношения к окружающим, развития добровольных социальных инициатив.
Специалисты лагеря организовывали постоянное упражнение детей в разнообразных способах сотрудничества, партнерства и преодоления трудностей в соответствии с индивидуальными, возрастными и иными особенностями детей, формируют у детей чувство коллективизма, умение преодолеть болезненные переживания от дефекта, развивают чувство собственного достоинства и значимости вклада в общую победу. В процессе исследования выявлено, что указанные направления позволяют каждому участнику программы выбрать собственную стратегию поведения и его анализа, стремиться к самоактуализации и самовыражению, достижению личного, отрядного и общелагерного результата.
Особая роль в данном виде лагеря отводится разновозрастным отрядам, в полной мере способствующих интеграции, взаимодействию между детьми из разных отрядов, построению новых взаимоотношений между детьми старшего и младшего возраста, обеспечивая взаимопомощь с обеих сторон независимо от уровня здоровья, проявлению социального партнерства и индивидуального волонтерства. Разновозрастный состав детского коллектива не представляет для вожатых, социальных педагогов, педагогов-психологов и других специалистов лагеря трудностей в работе с ним, т.к. в процессе функционирования лагеря они опираются на возрастные психологические особенности и возможности каждого участника деятельности, учитывая возможности взаимопомощи и сотрудничества между детьми.
В заключительный период смены социальным педагогом при участии других специалистов лагеря, волонтеров проводятся мероприятия итогового характера, на которых обобщаются личные, отрядные и общелагерные достижения, в целом повлиявшие на степень успешности реализации тематической программы; организуются «вечера прощания», награждения победителей в различных номинациях (персональных и общеотрядных) за участие к мастер-классах, спортивных соревнованиях, трудовых десантах, в качестве помощника социального педагога на «Площади звезд», «Фестивале талантов» и др.
Социально-педагогическое руководство на протяжении всей смены признается приоритетным, т.к. позволяет формировать у детей умения межличностного взаимодействия, способствовать восстановлению утраченного социального статуса, активной жизненной позиции, основывающееся на важных ценностях человеколюбия, милосердия, взаимопонимания и взаимной поддержки.
В процессе исследования были выявлены критерии социально-педагогического потенциала детского оздоровительного лагеря интегративного вида, среди которых: индивидуальный потенциал детей с ограниченными возможностями здоровья; проявление здоровыми детьми толерантного отношения к детям-инвалидам, социальных инициатив; сфера психоэмоционального состояния детей; взаимодействие субъектов реабилитационного процесса и др. Показателями являются качественные изменения по вышеназванным критериям.
Каждый компонент индивидуального потенциала ребенка с особыми проблемами в развитии представлен такими критериями и показателями, как: индивидуально-личностный компонент (эмоционально-волевая сфера, интеллектуальная сфера, мотивационная сфера, симптоматическое состояние); межличностный компонент (коммуникативная культура, стремление к коммуникативному взаимодействию, социальная пластичность); продуктивный компонент (креативная направленность деятельности, стремление к участию в творческой деятельности, оценивание результатов собственной творческой деятельности). На протяжении смены детского оздоровительного лагеря интегративного вида специалистами выявляется уровень развития индивидуального потенциала детей-инвалидов.
Анализ динамики индивидуального потенциала детей-инвалидов показывает, что на протяжении четырех лет функционирования смен детского оздоровительного лагеря интегративного вида «Надежда» произошли качественные изменения (увеличилась численность детей со средним и высоким уровнем выраженности потенциала с 15,48 % до 32,15 % и 3,56 % до 23,06 % соответственно). Таким образом, можно сделать вывод об эффективности социально-педагогической модели данного вида лагеря, на базе которого в течение нескольких лет реализовывалась комплексная программа социально-педагогической реабилитации детей-инвалидов.
При изучении результатов опроса здоровых детей на предмет их толерантного и осознанно адекватного отношения к детям-инвалидам (по методике О.А. Овсянниковой) были выявлены следующие особенности. На начальном этапе здоровые дети стремились к демонстрации своего превосходства над другими детьми (79 %), предпочтения отдавали лишь своим друзьям (83 %), отрицательно оценивали действия других детей (64 %), высказывали нежелание оказывать вербальную или практическую помощь при осуждении действий другого ребенка (68 %). На итоговом этапе произошла позитивная динамика.
При снижении общего количества детей по обозначенным выше позициям (21 %, 17 %, 36 %, 32 % соответственно) увеличилось число здоровых детей, воспринимающих других детей как самого себя (57 %), выражающих сочувствие и стремящихся к оказанию вербальной или практической помощи ребенку с ограниченными возможностями здоровья при его затруднениях (62 %). На наш взгляд, это обусловлено спецификой организации совместной творческой деятельности обеих категорий детей в детском оздоровительном лагере интегративного вида, предоставлением всем детям равных стартовых возможностей для достижения поставленных целей, компетентного руководства социально значимыми инициативами со стороны социального педагога, других специалистов и волонтеров.
Таким образом, условия детского оздоровительного лагеря интегративного вида (влияние социально-педагогического потенциала детского оздоровительного лагеря интегративного вида на раскрытие индивидуального потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья; социально-инициативная деятельность здоровых детей; программно-методическая оснащенность процесса социально-педагогической реабилитации в условиях данного вида лагеря; систематический мониторинг психоэмоционального состояния детей; учет лечебно-оздоровительных факторов санаторного учреждения и др.) являются важным средством воспитательной работы и эффективной социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также формирования толерантного отношения к ним со стороны здоровых детей.
Особую значимость приобретает компетентная организация специалистами реабилитационно-оздоровительных мероприятий на основе ипотерапии и разнообразных направлений арттерапии (музыкотерапия, кинезитерапия, вокалотерапия, имаготерапия и др.) в различных формах работы с детьми-инвалидами, здоровыми детьми на протяжении всей смены данного вида лагеря. Указанные приоритеты призваны обеспечить качественный комплексный подход к созданию благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности, здоровья и интеграции детей со стойкими функциональными нарушениями развития в российское общество.