Урок по русскому языку в 11 классах. Подготовка к ЕГЭ
Тип урока: комбинированный.
Цели и задачи:
- повторить правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
- закрепить знания учащихся постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
- тренировать учащихся в постановке знаков препинания изученных правил.
- научить отличать постановку двоеточия в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения от постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
Оборудование: таблицы, схемы, контрольные измерительные материалы 2020/21гг., Цыбулько И.П.
Ход урока
I. Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы с вами вспомним и отработаем постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, а также выполним в тестах по ЕГЭ задание А21, научимся объяснять постановку двоеточия в данных предложениях.
Откройте тетради, запишите число.
II. Разминка
Учитель: Придумайте свои предложения по данным схемам. Кому трудно, то выберите соответствующее предложение из таблицы.
1. [Ο: Ο, Ο, Ο]
Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.
2. [Ο, Ο, Ο - Ο]
Затуманенный лес, озеро, небо - все было серое.
3. [Ο: Ο, Ο, Ο, - …]
Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо - было серое.
4. [Ο: Ο, Ο, Ο, , - …]
Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо, нависшее над землей, - было серое.
Ребята устно проговаривают свои предложения.
Учитель: Молодцы. Справились. Вы правильно поняли, что эти предложения с обобщающим словом при однородных членах, и вспомнили знаки препинания. Запишите предложение.
Зима чувствовалась во всем: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.
Учитель: Итак, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.
Заметьте, ребята, что это предложение простое.
А когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?
Давайте рассмотрим таблицу.
Ученик: Когда второе предложение, входящее в состав бессоюзного сложного, указывает на причину того, о чем говорится в первом, например.
Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.
Здесь возможна мысленная постановка союза потому что
Ученик: Когда второе предложение, входящее в бессоюзное сложное, поясняет, раскрывает содержание первого.
Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.
Здесь возможна мысленная постановка союза а именно
Ученик: Когда второе предложение, входящее в бессоюзное сложное, дополняет смысл первого, распространяет чаще всего сказуемое.
Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.
Здесь возможна мысленная постановка союза как
Ученик: Когда в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал
Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.
Здесь возможно мысленное восстановление слова и увидел с союзом что
Ученик: Когда второе предложение содержит прямой вопрос.
Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?
Учитель: Спасибо. Вспомнили изученный материал. А теперь давайте запишем опорные ключевые слова для лучшего запоминания правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.
- Причина (потому что).
- Пояснение (а именно).
- Распространение (как).
- Опущение слов (и увидел...).
- Прямой вопрос.
По этим опорным словам легко воспроизвести постановку двоеточия в БСП.
III. Физкультминутка
Учитель: Расслабьтесь. Закройте глаза. Мысленно повторите несколько раз эти ключевые слова.
Пока вы отдыхали, я записала в столбик другие опорные слова.
- Противопоставление (а).
- Время (когда).
- Условие (если).
- Вывод, следствие (так что).
- Сравнение (будто, точно, словно, как).
- Быстрая смена событий.
Зная эти опорные слова, в каком предложении и какой знак будем ставить?
Ученик: Поставим тире. В бессоюзном сложном предложении.
Учитель: Правильно. Посмотрите на предложения, записанные на доске, выберите соответствующее каждой схеме.
- Назвался груздем - полезай в кузов.
- Молвит - соловей поет.
- Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
- Солнце дымное встает - будет день горячий.
- Настанет утро - двинемся в путь.
- Сыр выпал - с ним была плутовка такова.
Совершенно точно. Теперь мы смело можем приступить к выполнению задания А21 в КИМ ЕГЭ.
Тест 1.
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
Самые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового жанра, и на исторических полотнах: такие подробности помогают представить повседневную жизнь наших предков.
1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.
Давайте рассуждать.
Ответ под цифрой 3 не подходит, так как речь идет о простом предложении с обобщающим словом при однородных членах.
Ответ также не подходит, так как опорные слова время, противопоставление из группы опорных слов постановки тире в БСП.
Ответ под цифрой 2 проверим, поставив союз потому что. Еще здесь есть опорное слово причина.
Задание А21, выполняем, применяя опорные ключевые слова при постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
Хорошо. Поняли всё. Размышляете верно.
VI. Домашнее задание
Учитель: Каждый ученик должен придумать три бессоюзных сложных предложения с постановкой двоеточия и предоставить четыре варианта ответа аналогично упражнениям, которые выполняли сегодня на уроке русского языка.
Учитель: Урок окончен. До свидания.