Как различить постановку двоеточия от тире в бессоюзном сложном предложении?

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: подготовка к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку


Урок по русскому языку в 11 классах. Подготовка к ЕГЭ

Тип урока: комбинированный.

Цели и задачи:

  • повторить правила постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
  • закрепить знания учащихся постановки двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.
  • тренировать учащихся в постановке знаков препинания изученных правил.
  • научить отличать постановку двоеточия в простом предложении с обобщающим словом при однородных членах предложения от постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

Оборудование: таблицы, схемы, контрольные измерительные материалы 2020/21гг., Цыбулько И.П.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы с вами вспомним и отработаем постановку двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении, а также выполним в тестах по ЕГЭ задание А21, научимся объяснять постановку двоеточия в данных предложениях.
Откройте тетради, запишите число.

II. Разминка

Учитель: Придумайте свои предложения по данным схемам. Кому трудно, то выберите соответствующее предложение из таблицы.

1. [Ο: Ο, Ο, Ο]

Все было серое: затуманенный лес, озеро, небо.

2. [Ο, Ο, Ο - Ο]

Затуманенный лес, озеро, небо - все было серое.

3. [Ο: Ο, Ο, Ο, - …]

Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо - было серое.

4. [Ο: Ο, Ο, Ο, , - …]

Все вокруг: затуманенный лес, озеро, небо, нависшее над землей, - было серое.

Ребята устно проговаривают свои предложения.

Учитель: Молодцы. Справились. Вы правильно поняли, что эти предложения с обобщающим словом при однородных членах, и вспомнили знаки препинания. Запишите предложение.

Зима чувствовалась во всем: в коротком дне, запахе снега и рано зажигавшихся сигнальных фонарях.

Учитель: Итак, если обобщающее слово стоит впереди однородных членов, то перед однородными членами ставится двоеточие.

Заметьте, ребята, что это предложение простое.

А когда ставится двоеточие в бессоюзном сложном предложении?

Давайте рассмотрим таблицу.

Ученик: Когда второе предложение, входящее в состав бессоюзного сложного, указывает на причину того, о чем говорится в первом, например.

Осень и зиму Павел не любил: они приносили ему много физического страдания.

Здесь возможна мысленная постановка союза потому что

Ученик: Когда второе предложение, входящее в бессоюзное сложное, поясняет, раскрывает содержание первого.

Степь весело пестреет цветами: ярко желтеет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

Здесь возможна мысленная постановка союза а именно

Ученик: Когда второе предложение, входящее в бессоюзное сложное, дополняет смысл первого, распространяет чаще всего сказуемое.

Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше кисти.

Здесь возможна мысленная постановка союза как

Ученик: Когда в первом предложении опускаются слова: и увидел, и услышал, и почувствовал

Он поднял глаза: над садом торжественно и радостно сияло небо.

Здесь возможно мысленное восстановление слова и увидел с союзом что

Ученик: Когда второе предложение содержит прямой вопрос.

Скажи мне, ветка Палестины: где ты росла, где ты цвела?

Учитель: Спасибо. Вспомнили изученный материал. А теперь давайте запишем опорные ключевые слова для лучшего запоминания правила постановки двоеточия в бессоюзном сложном предложении.

  • Причина (потому что).
  • Пояснение (а именно).
  • Распространение (как).
  • Опущение слов (и увидел...).
  • Прямой вопрос.

По этим опорным словам легко воспроизвести постановку двоеточия в БСП.

III. Физкультминутка

Учитель: Расслабьтесь. Закройте глаза. Мысленно повторите несколько раз эти ключевые слова.

Пока вы отдыхали, я записала в столбик другие опорные слова.

  • Противопоставление (а).
  • Время (когда).
  • Условие (если).
  • Вывод, следствие (так что).
  • Сравнение (будто, точно, словно, как).
  • Быстрая смена событий.

Зная эти опорные слова, в каком предложении и какой знак будем ставить?

Ученик: Поставим тире. В бессоюзном сложном предложении.

Учитель: Правильно. Посмотрите на предложения, записанные на доске, выберите соответствующее каждой схеме.

  • Назвался груздем - полезай в кузов.
  • Молвит - соловей поет.
  • Чин следовал ему - он службу вдруг оставил.
  • Солнце дымное встает - будет день горячий.
  • Настанет утро - двинемся в путь.
  • Сыр выпал - с ним была плутовка такова.

Совершенно точно. Теперь мы смело можем приступить к выполнению задания А21 в КИМ ЕГЭ.

Тест 1.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Самые разнообразные предметы быта многие художники изображали и на картинах бытового жанра, и на исторических полотнах: такие подробности помогают представить повседневную жизнь наших предков.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время совершения того, о чем говорится во второй части.

Давайте рассуждать.

Ответ под цифрой 3 не подходит, так как речь идет о простом предложении с обобщающим словом при однородных членах.

Ответ также не подходит, так как опорные слова время, противопоставление из группы опорных слов постановки тире в БСП.

Ответ под цифрой 2 проверим, поставив союз потому что. Еще здесь есть опорное слово причина.

Задание А21, выполняем, применяя опорные ключевые слова при постановке двоеточия и тире в бессоюзном сложном предложении.

Хорошо. Поняли всё. Размышляете верно.

VI. Домашнее задание

Учитель: Каждый ученик должен придумать три бессоюзных сложных предложения с постановкой двоеточия и предоставить четыре варианта ответа аналогично упражнениям, которые выполняли сегодня на уроке русского языка.

Учитель: Урок окончен. До свидания.