Мы, словесники, хорошо понимаем, что чтение можно рассматривать как предметную компетенцию и в то же время - как метапредметную. Традиционно на уроках русского языка большое внимание уделяется формированию речеведческих умений и навыков. А коммуникативные навыки, как таковые, при подобной работе часто отходят на второй план. Как же влияет международное исследование PISA на преподавание русского языка в школе? Во-первых, смещаются акценты при работе с языковыми единицами, особенно такими, как слово и текст. Во-вторых, PISA предлагает нам новые подходы к отбору текстов для организации урочной деятельности. В-третьих, специфичным становится конструирование самих учебных заданий.
Чтение в современном мире имеет ряд особенностей, что не может не отражаться на отборе текстов для уроков русского языка и на необходимости учителю овладевать новыми профессиональными для него компетенциями. Репертуар текстов на уроках русского языка за последнее время значительно расширился. В том числе филологи включают в учебные задания инфографические тексты. Инфографику часто называют текстами будущего. И это не случайно. Такие тексты максимально информативны, мультимедийны, мобильны. Разве это не является признаками современного мира и современного человека?
Приведем пример обращения к инфографике «Рецепт чак-чака».
Ребятам предлагаю следующие задания:
1. Запишите рецепт, используя глаголы в будущем времени в 3 лице множественного числа.
2. Измените наклонение глаголов в рецепте. Используйте глаголы в будущем времени во 2 лице множественного числа в повелительном наклонении («сделайте»), обозначьте окончания глаголов.
3. Выпишите из инфографики все количественные числительные.
4. Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных: Для приготовления чак-чака вам понадобится _______ стакана муки, ___ яиц, ______стакана молока, ______ грамм сахара, ______ ст ложки сливочного масла, ______ граммов растительного масла для жарки, ____граммов меда.
5. Создайте текст на основе инфографики.
Практически любая инфографика позволяет решать образовательные задачи. Интересным примером являются географические инфографики, так как они часто содержат имена собственные, большое количество числительных и занятный для учеников материал.
Таким образом, представленные выше задания позволяют не только актуализировать и закрепить лексико-грамматические навыки, но также производить универсальные учебные действия, ведь ученик приобретает навыки чтения, говорения, письма и понимания текста. Дети и сами создают инфографику в целях прочного усвоения орфографических правил русского языка. Создание такого материала даёт возможность осмыслить правило, наглядно и доступно представить его в схемах и рисунках. Можем с уверенностью сказать, что именно вербальная и графическая составляющие инфографики в совокупности делают ее удобным и интересным объектом для изучения на уроках в современной школе.
Тексты на уроках русского языка должны быть разные, разноформатные. Большой интерес представляет работа над несплошными текстами. Несплошные тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности. В повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.
Кассовый чек - это один из видов несплошного текста, с которыми сталкивается человек практически ежедневно. Информации, указанной в кассовом чеке, достаточно много.
На уроках русского языка предлагаю детям следующие задания:
- найти слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными;
- составить диалог с использованием этих слов;
- составить предложения с однородными членами;
- найти многозначное слово, объяснить его значения, составить предложения с этим словом, в разных его значениях.
Работа с любым текстом для обучающихся - трудная работа. Учителю необходимо систематически вводить задания, направленные на формирование умения обучающихся читать несплошной текст, то есть воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.
Урок русского языка и в самом деле может стать эффективной площадкой для различных читательских практик. Одной из них является работа с псевдотекстом. Псевдотекст - это текст, части которого объединены темой, но взяты из разных источников. Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся. В ее основе лежит принцип лингвостилистического исследования.
Задание.
1. Сколько авторов рассказывают о громе?
Шумный гром показался за горизонтом, как ярый силач распрямлял плечи, и грозно орошал землю. Серая рябь пошла по реке. Яркие молнии тихо, но быстро и сильно били в поля; далеко за полями уже горело дерево, зажженное ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.
Пошел дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось. Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качались деревья.
2. Вычленить тексты по четырём признакам:
- единство темы
- тип речи
- стиль текста
- способы связи предложений в тексте.
Такого рода упражнения можно предлагать на уроках обобщения и повторения или в качестве зачетных заданий.
Применение данных приёмов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.
Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Список литературы
- Захарова, А. Инфографика на уроках русского языка / А.Захарова // Русский язык - Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 48-50.
- Захарова, А. Инфографика: взгляд изнутри / А.Захарова // Русский язык - Первое сентября. - 2013. - № 11. - С. 35-38.
- Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. // БШ № 12, 2001
- Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
- Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». - Киров: 1999 - 2002.
- Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
- Петрусинский В.В Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994.