Современные методики работы с текстом на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Мы, словесники, хорошо понимаем, что чтение можно рассматривать как предметную компетенцию и в то же время - как метапредметную. Традиционно на уроках русского языка большое внимание уделяется формированию речеведческих умений и навыков. А коммуникативные навыки, как таковые, при подобной работе часто отходят на второй план. Как же влияет международное исследование PISA на преподавание русского языка в школе? Во-первых, смещаются акценты при работе с языковыми единицами, особенно такими, как слово и текст. Во-вторых, PISA предлагает нам новые подходы к отбору текстов для организации урочной деятельности. В-третьих, специфичным становится конструирование самих учебных заданий.

Чтение в современном мире имеет ряд особенностей, что не может не отражаться на отборе текстов для уроков русского языка и на необходимости учителю овладевать новыми профессиональными для него компетенциями. Репертуар текстов на уроках русского языка за последнее время значительно расширился. В том числе филологи включают в учебные задания инфографические тексты. Инфографику часто называют текстами будущего. И это не случайно. Такие тексты максимально информативны, мультимедийны, мобильны. Разве это не является признаками современного мира и современного человека?

Приведем пример обращения к инфографике «Рецепт чак-чака».

Ребятам предлагаю следующие задания:

1. Запишите рецепт, используя глаголы в будущем времени в 3 лице множественного числа.

2. Измените наклонение глаголов в рецепте. Используйте глаголы в будущем времени во 2 лице множественного числа в повелительном наклонении («сделайте»), обозначьте окончания глаголов.

3. Выпишите из инфографики все количественные числительные.

4. Используя инфографику, восстановите пропуски в тексте при помощи количественных числительных: Для приготовления чак-чака вам понадобится _______ стакана муки, ___ яиц, ______стакана молока, ______ грамм сахара, ______ ст ложки сливочного масла, ______ граммов растительного масла для жарки, ____граммов меда.

5. Создайте текст на основе инфографики.

Практически любая инфографика позволяет решать образовательные задачи. Интересным примером являются географические инфографики, так как они часто содержат имена собственные, большое количество числительных и занятный для учеников материал.

Таким образом, представленные выше задания позволяют не только актуализировать и закрепить лексико-грамматические навыки, но также производить универсальные учебные действия, ведь ученик приобретает навыки чтения, говорения, письма и понимания текста. Дети и сами создают инфографику в целях прочного усвоения орфографических правил русского языка. Создание такого материала даёт возможность осмыслить правило, наглядно и доступно представить его в схемах и рисунках. Можем с уверенностью сказать, что именно вербальная и графическая составляющие инфографики в совокупности делают ее удобным и интересным объектом для изучения на уроках в современной школе.

Тексты на уроках русского языка должны быть разные, разноформатные. Большой интерес представляет работа над несплошными текстами. Несплошные тексты - это тексты, в которых информация предъявляется невербальным или не только вербальным способом. Это тексты, сочетающие в себе несколько источников информации, c которыми учащиеся чаще всего встречаются в реальной действительности. В повседневной жизни приходится читать расписания движения транспорта, схемы проезда, афиши, карты сайтов, рекламные постеры, инструкции и разбираться в содержании.

Кассовый чек - это один из видов несплошного текста, с которыми сталкивается человек практически ежедневно. Информации, указанной в кассовом чеке, достаточно много.

На уроках русского языка предлагаю детям следующие задания:

  • найти слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными;
  • составить диалог с использованием этих слов;
  • составить предложения с однородными членами;
  • найти многозначное слово, объяснить его значения, составить предложения с этим словом, в разных его значениях.

Работа с любым текстом для обучающихся - трудная работа. Учителю необходимо систематически вводить задания, направленные на формирование умения обучающихся читать несплошной текст, то есть воспринимать его, извлекать информацию, данную в явном и неявном виде, интерпретировать её.

Урок русского языка и в самом деле может стать эффективной площадкой для различных читательских практик. Одной из них является работа с псевдотекстом. Псевдотекст - это текст, части которого объединены темой, но взяты из разных источников. Работа с псевдотекстом является одним из средств формирования коммуникативной компетенции учащихся. В ее основе лежит принцип лингвостилистического исследования.

Задание.

1. Сколько авторов рассказывают о громе?

Шумный гром показался за горизонтом, как ярый силач распрямлял плечи, и грозно орошал землю. Серая рябь пошла по реке. Яркие молнии тихо, но быстро и сильно били в поля; далеко за полями уже горело дерево, зажженное ими. Крупные капли дождя падали на пыльную дорогу, и вскоре она стала похожа на лунную поверхность: каждая капля оставляла в пыли маленький кратер.

Пошел дождь. Сначала капли были крупные, редкие, потом загустело кругом, полилось, полилось. Дождь не унимался. От сильных порывов ветра качались деревья.

2. Вычленить тексты по четырём признакам:

  1. единство темы
  2. тип речи
  3. стиль текста
  4. способы связи предложений в тексте.

Такого рода упражнения можно предлагать на уроках обобщения и повторения или в качестве зачетных заданий.

Применение данных приёмов на уроках позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия.

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Список литературы

  1. Захарова, А. Инфографика на уроках русского языка / А.Захарова // Русский язык - Первое сентября. - 2013. - № 9. - С. 48-50.
  2. Захарова, А. Инфографика: взгляд изнутри / А.Захарова // Русский язык - Первое сентября. - 2013. - № 11. - С. 35-38.
  3. Громова О.К. «Критическое мышление - как это по-русски? Технология творчества. // БШ № 12, 2001
  4. Информатизация общего среднего образования: Научно-методическое пособие / под ред. Д.Ш.Матроса. - М.: Педагогическое общество России, 2004.
  5. Ларина В.П., Ходырева Е.А., Окунев А.А. Лекции на занятиях творческой лаборатории «Современные педагогические технологии». - Киров: 1999 - 2002.
  6. Манвелов С.Г. Конструирование современного урока. - М.: Просвещение, 2002.
  7. Петрусинский В.В Игры - обучения, тренинг, досуг. Новая школа, 1994.