В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования заложен чёткий принцип организации образовательного процесса, в основе которого лежит игра.
Речь является одной из самых сложных форм проявления высших психических процессов. Ни одна сколько-нибудь сложная форма психической деятельности человека не протекает без прямого или косвенного участия речи. По мнению Выготского, речь позволяет совершенствовать мыслительные операции. Слово само по себе становится орудием мышления, включаясь в познавательную деятельность ребёнка.
Между речью и игрой существует двусторонняя связь: с одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой стороны, сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребёнок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства.
Принимая во внимание и учитывая возникающие трудности в процессе обучения дошкольников, целью моей педагогической деятельности стал поиск инновационных подходов к решению проблемы развития речи детей раннего и младшего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС.
Инновационные технологии - это система методов, способов, приёмов, обучения образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.
После адаптации детей во 2-й младшей группе, у многих есть проблемы с речью. Наша задача научить ребенка логически мыслить и связно выражать свои мысли.
Изучив статьи В.К.Воробьевой, В.П.Глухова, Т.В.Большевой, Г.С.Альтшулер из практических журналов «Дошкольное воспитание», «Воспитатель в ДОУ», «Ребёнок в детском саду» по данному вопросу, мы поняли, что эти технологии и методики можно использовать в развитии речи детей.
Первой инновацией, к которой мы обратились это пальчиковая гимнастика.
Николай Александрович Бернштейн - (советский психофизиолог и физиолог, создатель нового направления исследований - физиологии активности) писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание человека».
Работу по развитию движений пальцев и всей кисти проводим во время утренней гимнастики, НОД, в совместной деятельности в утренний и вечерний отрезок времени. Упражнения старались подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.
слайд. На развитие мелкой моторики рук благоприятное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застёгивание и расстегивание пуговиц, шнуровка, скручивание ленты, наборы шаров для нанизывания их на стержень; игры с карандашами, прищепками.
Еще одна методика, используемая нами это логоритмика. Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. В структуру логоритмических занятий тесно вплетены различные виды музыкальной и речевой деятельности, подчиненные одной цели - развитию речи.
Куклотерапия - метод лечения с помощью кукол. Он основан на процессах идентификации (подражательность) ребенка с любимым героем (сказки, мультфильма и т. д.) и базируется на трех основных понятиях: «игра» - «кукла» - «кукольный театр».
Задачи куклотерапии: совершенствование мелкой моторики руки и координации движений; развитие посредством куклы способов выражения эмоций, чувств, состояний, движений, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять. Мы предлагали детям поздороваться с куклой за руку, помять ладошки, посмотреть, во что она нарядилась, рассказать, что больше всего понравилось, глядя на куклу. В свою очередь кукла могла и успокоить ребенка, и подбодрить.
Диагностика показала: у детей улучшилась речь, обогащен словарный запас, расширились познания. Дети, не стесняясь, выражали свои эмоции. Учились передавать настроение, интонацию.
Еще одним из ключевых направлений моей педагогической деятельности по развитию речи детей раннего и младшего дошкольного возраста я выбрала сказкотерапию.
Сказкотерапия - педагогическая технология, включающая в себя систему мер, обеспечивающих сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Использование сказки в раннем и младшем дошкольном возрасте способствует целенаправленному развитию речевой сферы. Погружение в сказочный мир позволяет ребёнку использовать речевой аппарат намного активнее.
Сказка для ребенка - это маленькая жизнь, полная ярких красок, чудес и приключений. Сказки развивают память и внимание. Они дают ребенку чувство психологической защищенности, т.к. имеют в своём сюжете доброту, мудрость, что дает ребенку положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и тревогу. В своей работе мы используем все виды театра, которые подходят для детей раннего возраста. Для запоминания используем пальчиковый, настольный, кукольный театры, маски.
Ещё одна из инноваций применяемая мною тестопластика.
Тестопластика является одним из видов народно-прикладного искусства. Занятия лепкой из соленого теста развивает ребенка эстетически и не только… Об этом говорят слова выдающегося советского педагога-новатора В.А.Сухомлинского: «Источники творческих способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»
При действии с тестом у малыша развивается тактильно-мнемическая чувствительность, которая стимулирует центр речи в головном мозге, активизируя речевое развитие в целом. Когда малыш увлечен игрой, на пике эмоций он способен усвоить много слов.
Хочется отметить, что для детей с повышенным или пониженным тонусом рук особенно полезна тестопластика - лепка из соленого теста, т.к. она способствует нормализации тонуса и активизации мелкой моторики. При лепке задействованы все десять пальцев, а также обе ладони, что играет положительную роль в развитии речи.
Слайды. Мнемотехника, или метод наглядного моделирования. Еще К.Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними,но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребёнок усвоит их на лету…». Этот метод:
- Помогает быстро и надолго запоминать информацию
- Улучшает память и внимательность развивает речь, расширяет словарный запас и кругозор, учит правильно произносить звуки и слова.
- Формирует логическое и образное мышление
- Совершенствует воображение, интеллектуальные и творческие способности
- Воспитывает характер, учит общительности, помогает преодолеть замкнутость и стеснительность.
Еще один метод, появившийся не так давно это интерактивные игры.
Целесообразность использования информационных игровых технологий в развитии познавательного интереса дошкольников подтверждают научные исследования по использованию развивающих и обучающих компьютерных игр, организованные и проводимые специалистами Ассоциации «Компьютер и детство» в содружестве с учеными многих институтов. Данные исследования показали, что благодаря мультимедийному способу подачи информации достигаются следующие результаты:
1. Дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины.
2. Быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве.
3. Тренируется эффективность, внимания и память.
4. Раньше овладевают чтением и письмом.
5. Активно пополняется словарный запас.
6. Развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз.
7. Воспитывается целеустремлённость и сосредоточенность.
8. Развивается воображение и творческие способности.
9. Развиваются элементы наглядно-образного мышления.
Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что инновационные технологии, направленные на развитие речи раннего и младшего дошкольного возраста, апробированные - это (утверждение, одобрение или проверка работоспособностей методов) и применяемые в моей практике, обогащают педагогический процесс и являются действенным методом гуманизации (одобрение,утверждение) воспитания с первых лет жизни ребёнка; технологии, основанные на куклотерапии, сказкотерапии, тестопластике, пальчиковой гимнастики, фольклора, музыкотерапии, а также предметно-развивающая среда содержат множественность степеней педагогического воздействия на детей с учетом их возрастных возможностей усвоения текстов, что обусловлено как спецификой возраста, так и интенсивностью социализации.