Установленные ФГОС новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктором новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении химии должна быть направлена на достижение учащимися личностных, предметных и метапредметных результатов.
В настоящее время формирование метапредметных умений становится центральной задачей любого обучения, возможности их формирования заложены в ряде методик, подходов и технологий (развивающее обучение Эльконина-Давыдова; коммуникативная дидактика; эвристическое обучение; логико-смысловое моделирование, развивающее обучение; технология критического мышления; проектная технология; личностно-ориентированные технологии обучения; интерактивное обучение; интегративная технология).
Метапредметные умения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
- теоретическое мышление (обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.);
- навыки переработки информации (анализ, синтез, интерпретация, оценка, аргументация, умение сворачивать информацию);
- критическое мышление (умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.);
- творческое мышление (перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми);
- регулятивные умения (задавание вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция своей деятельности);
- качества мышления (гибкость, антиконформизм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.).
Метапредметный урок - это урок, целью которого является обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическуюжизнедеятельность учащегося,подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы, формирование ключевых компетенций.
Метапредметный урок - это урок, с помощью которогопроисходит не только познавательное, но и личностное развитие учащегося, а также формирование у него собственной системы мировоззрения,обеспечивается целостность представлений ученика об окружающем мире как необходимый и закономерный результат его познания.
Признаки метапредметного урока:
- самостоятельная (экспериментальная, поисковая и т.д.) учебная деятельность учащихся;
- рефлексия, перевод теоретических представлений в плоскость личностных рассуждений и выводов;
- активизация интереса и мотивации обучения учащихся путём привлечения к предмету урока других областей знаний и опоры на личный практический опыт учащегося.
Специфика метапредметных умений заключается в том, что они являются определенным инструментом учения, важным условием овладения знаниями и могут формироваться и развиваться в процессе обучения в совокупности всеми школьными учебными предметами. Метапредметныеумения обладают свойствами универсальности, надпредметности, широтой применения и возможностью перенесения с одного учебного материала на другой. Достигнув определенной стадии своего развития, метапредметныеумения во взаимосвязи с другими компонентами становятся основой такого важного новообразования, как умение учиться.
Среди естественнонаучных дисциплин химия по содержанию и способам представления учебного материала (учебный текст, формулы, таблицы, графики, диаграммы, рисунки и т.д.), видам деятельности учащихся (работа с учебными и научно-популярными текстами, ответы на вопросы, решение задач, выполнение лабораторных опытов и практических работ, работа с таблицами, схемами и т.д.) обладает большим потенциалом для решения поставленной задачи. А это значит, что целенаправленное формирование и развитие метапредметных умений учащихся может и должно быть неотъемлемым компонентом работы каждого учителя химии, органично «встроенным» в систему его работы и реализоваться на каждом уроке и во внеклассных мероприятиях.
Например, установлено, что для учащихся фактический материал, касающийся свойств веществ, их получения и применения, относительно прост. При его усвоении требуются конкретные действия: назвать, описать вещества, объяснить явления. Трудности в некоторых случаях могут быть обусловлены нагрузкой на память.
Усвоение понятий - более сложная деятельность. Для этого требуется выявить существенные признаки понятия, т.е. правильно применить сравнение, провести анализ, абстрагирование, установить аналогию и т.д. Еще сложнее для учащихся работа по классификации химических элементов, веществ, реакций, т.к. при этом необходимы прочные знания фактов, умения выделять существенные признаки, проводить анализ и синтез. Элементы творческого мышления проявляются при нахождении всевозможных связей в изучаемом материале, например, между изученными свойствами веществ, понятиями, причиной и следствием, условиями и результатом реакций.
Обучение названным интеллектуальным действиям также должно быть предусмотрено в учебных заданиях и происходить одновременно с усвоением новых знаний.
Например, по специальным заданиям учащиеся самостоятельно изучают такие теоретические вопросы, как реакции ионного обмена, идущие с образованием осадка.
Урок «Реакции ионного обмена»
Задание.
(Работа лабораторная, групповая).
Цель: выяснить, при каких условиях реакции ионного обмена практически осуществимы.
1. Проведите реакции между растворами данных электролитов и установите общий признак, по которому можно судить о том, что реакции прошли до конца.
Индивидуальные задания.
1-й учащийся пользуется растворами сульфата меди (II) и гидроксида натрия;
2-й учащийся - растворами хлорида бария и серной кислоты;
3-й учащийся - растворами сульфида натрия и нитрата свинца (II);
4-й учащийся - растворами карбоната натрия и хлорида кальция.
Проверьте результаты опытов друг у друга. Сделайте общий вывод.
2. Пользуясь таблицей «Растворимость солей, кислот, оснований в воде», установите, в чем сущность проведенных реакций.
Составьте полные и сокращенные ионные уравнения реакций.
Проверьте результаты работы друг у друга и обсудите их.
Сделайте вывод в соответствии с поставленной целью.
Данное задание сформулировано как руководство по выполнению исследования, направленного на выяснение проблемы: почему реакции между растворами веществ из разных классов приводят к одинаковому результату - образованию осадка.
Учащиеся соотносят наблюдения с представлениями об ионном составе взятых и образующихся веществ, привлекают изученную теорию (теорию электролитической диссоциации) к объяснению фактов.
С учетом подготовленности учащихся можно дифференцировать задания посложности. В условиях «облегченных» заданий учащимся показывается больше опорных связей для объяснения или предсказания конкретных фактов и нередко подсказывается путь их выполнения. В условиях заданий повышенной сложности приводится минимум информации и, как правило, не указывается путь решения задачи: учащимся предоставляется широкая возможность вести самостоятельный поиск ответа.
Например, такая работа проводится на уроке, когда изучается генетическая связь между классами неорганических соединений. Учащиеся, получив представление о том, что такая связь имеется и проявляется во взаимных превращениях веществ одного генетического ряда, могут применить эти общие положения к рассмотрению конкретных случаев.
Вариант I (облегченный)
Закончите уравнения реакций:
Ca + O2 →
CaO + H2O →
Ca(OH)2 + HCl →
Вариант II (cредней сложности)
Напишите уравнения реакций, с помощью которых можно осуществить указанные превращения:
Ba → BaO→ Ba(OH)2 → BaCl2
Вариант III (усложненный)
Как, исходя из магния, получить хлорид магния? Предложите три способа.
Учебник является для учащихся первой научной книгой, поэтому именно с него нужно начинать обучение основным приемам самостоятельной работы:
- выделять главное в тексте;
- составлять простой и развернутый план;
- составлять конспект;
- переводить текст в таблицы и схемы.
Например, у учащихся не вызывает затруднения вопрос о составе воздуха. Часть урока по изучению и осмысливанию этого материала может быть отведена для работы по учебнику.
Вывод о том, что воздух - смесь газов, которая может включать другие примеси, учащиеся делают самостоятельно после прочтения текста параграфа «Неметаллы: атомы и простые вещества. Кислород, озон, воздух».
Задание может быть дифференцированным:
Задание
(Работа индивидуальная)
Цель: изучить состав воздуха.
Прочтите текст § 15 со слов: «Озон относят…» на с.91 учебника и выполните задания по вариантам.
Вариант I
1. Перечислите основные составные части воздуха, напишите формулы веществ, входящих в состав воздуха, и их названия.
2. Вычислите, каков примерно объем кислорода в воздухе помещения, площадь которого 25 м2, а высота - 4 м.
Вариант II
1. Заполните таблицу:
Постоянные составные части воздуха |
Возможные случайные примеси (названия веществ и формулы) |
|
Формулы веществ |
Объемная доля |
2. Вычислите, какова примерно масса кислорода в воздухе, заключенном в банке емкостью 5 л, если известно, что 1 л кислорода имеет массу 1,43 г.
Вариант III
1. Закончите схему состава воздуха, указав названия веществ и их формулы.
Какова примерно масса азота в воздухе помещения площадью 10 м2 и высотой 3 м? плотность азота равна 1, 25 кг/ м3.
Учащиеся могут самостоятельно выяснить вопрос о сходстве и различии химических элементов одной подгруппы (щелочные и щелочноземельные металлы, подгруппы неметаллов). Пользуясь учебником, они выполняют задание, в котором предлагается охарактеризовать химические элементы по определенному плану. В процессе работы учащиеся совместно отвечают на вопросы.
Задание.
(Работа групповая).
Цель: выяснить общие черты и индивидуальные особенности химических элементов подгруппы азота и предположить, как отражается на свойствах простых веществ их строение.
Охарактеризуйте элементы подгруппы азота, заполнив таблицу:
Положение химического элемента в ПСХЭ
|
Строение атома |
Свойства |
||||||
Хим. элемент |
Ar |
Период |
№ |
Заряд ядра |
Число энергетических уровней |
Формула внешнего энергетического уровня |
Возможные степени окисления |
Изменение окислительных свойств |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ответьте на вопросы:
- Сколько электронов могут отдать атомы химических элементов подгруппы азота при образовании оксидов?
- Напишите общие формулы возможных оксидов, используя букву «Э» вместо символа конкретного химического элемента. Укажите степени окисления элементов.
- Сколько электронов может присоединиться к атомам химических элементов при образовании летучих водородных соединений?
- Напишите общую формулу летучих водородных соединений этих химических элементов. Укажите их степени окисления.
- Атомы какого химического элемента: а) азота или фосфора; б) мышьяка или сурьмы будут легче отдавать электроны при образовании химических связей с кислородом? Почему?
- Атомы какого химического элемента: а) азота или мышьяка; б) фосфора или сурьмы будут легче присоединять электроны при образовании химических связей с водородом? Почему?
- Способствуют достижению метапредметных результатов обучения уроки с проблемными ситуациями. Проблемная ситуация - это затруднение или противоречие, возникшее в процессе выполнения определенной учебной задачи, для разрешения которой требуются не только имеющиеся знания, но и новые. Проблемные ситуации могут возникать в следующих случаях:
- При расхождении между имеющимися знаниями и наблюдаемыми новыми фактами и явлениями. Например, ученикам известно, что все основания взаимодействуют с кислотами. Опыт взаимодействия гидроксида алюминия с гидроксидом натрия вызывает недоумение, т. к. в реакцию вступает нерастворимое и растворимое основания.
- При расхождении между имеющимися знаниями и новыми условиями их применения. Например, при взаимодействии растворов солей аммония и щелочей происходит выделение газа. Учащиеся затрудняются объяснить сущность данного опыта, т. к. до сих пор они сталкивались только с тем, что при взаимодействии растворов солей и щелочей должен образоваться осадок.
- При расхождении между теоретическими и практическими знаниями. Например, в представлении учащихся вода является растворителем многих веществ, в том числе и солей. Растворение солей они относят к физическим явлениям. Наблюдение гидролиза солей вступает в противоречие с имеющимися практическими знаниями.
Формированию таких метапредметных умений, как умение анализировать информацию, критически оценивать и определять достоверность информации, способствуют и задания с метапредметным содержанием. Например, при изучении способов разделения смесей, методов очистки воды можно предложить учащимся следующую литературно-химическую загадку.
Прочитав отрывок из сказки «Мороз Иванович», объясните действия Рукодельницы:
«Между тем Рукодельница воротится, воду процедит, в кувшин нальет; да еще затейница какая: коли вода нечиста, так свернет лист бумаги, наложит в неё угольков да песку крупного насыплет, вставит ту бумагу в кувшин да нальет в неё воды, а вода-то знай проходит сквозь песок да уголья и каплет в кувшин чистая, словно хрустальная…».
Значение метапредметных умений:
1) расширяют познавательные ресурсы учащегося, обеспечивающие ему возможность решать познавательные задачи и проблемы из разных областей знания;
2) содействуют целостному представлению содержания образования и деятельностному его освоению;
3) обеспечивают реализацию идей непрерывного образования, самообразования и социальной адаптации личности.
Таким образом, формирование и развитие метапредметных умений учащихся, обеспечивающих развитие интеллектуальных способностей школьников, способности к самообразованию и саморазвитию, социальную адаптацию личности, является важнейшим из направлений модернизации школьного образования.
Литература
- Примерные программы по учебным предмета. Химия. 8-9 классы: - М.: Просвещение, 2011.
- Фещенко Т.С. Новые стандарты - новое качество работы учителя. Практико-ориентированное учебно-методическое пособие. - М.: УЦ «Перспектива», 2013.
- Иванов Д.А. Новые ФГОС: авторский взгляд на привычные педагогические понятия. - М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2013
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Современные технологии в процессе преподавания химии: Развивающее обучение, проблемное обучение, проектное обучение, кооперация в обучении, компьютерные технологии/Авт.-сост. С.В.Дендебер, О.В.Ключникова. - М.: 5 за знания, 2007.
- Суровцева Р.П., Софронов С.В. Задания для самостоятельной работы по химии в 8 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1993.
- Суровцева Р.П. Задания для самостоятельной работы по химии в 9 классе: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1995.