Использование современных технологий для управления качеством естественно-математического образования

Разделы: Общепедагогические технологии


Управление качеством естественно-математического образования не может быть рассмотрено без общих концепций управления качеством образования.

Один из подходов к управлению качеством в образовательных системах реализован под руководством Н.А.Селезневой и А.И.Субетто при разработке научных основ Национальной системы качества образования в России. Данные исследования мы рассматриваем как приложение идеи системного подхода для решения проблемы управления качеством образования.

Н.А.Селезнева и А.И.Субетто рассматривают управление качеством, во-первых, как воздействие «субъекта управления» на процессы становления, обеспечения, поддержания качества объектов и процессов в их жизненном цикле и, во-вторых, как организацию обратной связи (контроля, анализа и оценки) в соответствии со сформированными целями, нормами и доктриной образования. Управление качеством образования понимается в широком и узком смыслах.

В широком смысле оно есть управление отношением доктрины образования, социального института образования, образовательных стандартов и социальных норм качества законам и логике общественного развития. В узком смысле под управлением качеством образования подразумевается управление качеством подготовки обучающихся. В данной концепции мы наблюдаем принцип дуальности управления качеством функционирования (консервативный момент) и качеством развития (инновационный момент) образовательных систем.

Это позволяет отдельно выделить процессы управления качеством функционирования систем (обеспечение качества) и процессы управления качеством развития систем (улучшение качества - прогресс). Отсюда следует, что любой образовательной системе, как сложному социальному объекту, необходимо иметь два взаимодействующих канала управления: канал управления функционированием и канал управления развитием.

Для реализация таких каналов разрабатываются критерий эффективности функционирования и критерий эффективности развития. Эффективность при этом понимается как «обобщенная мера качества» образовательной системы или совместной деятельности обучаемых, обучающих и управляющих, вместе обеспечивающих управление функционированием и развитием образовательной системы.

Модель управления качеством, сформированная на основе данной концепции, представляется следующим образом. Реализуемый образовательный процесс складывается из процесса трансляции знаний и процесса развития структур личности обучаемых: знаниевой, мотивационной, информационной, ценностно-нравственной, деятельностной.

Качество системы определяется качеством всех ее компонентов: качеством ресурсов (входа), качеством потенциалов (потенциальное качество), качеством процессов (технологий), качеством результата (выхода). Управление качеством функционирования образовательной системы направлено на текущее обеспечение образовательных процессов и на формирование потенциалов. Главными ресурсами образования считаются дидактически организованное знание (компонент содержания образования), учебная и научная литература, лабораторное, компьютерное и другое материально-техническое оснащение, фонды, финансы, кадры. К потенциалу образовательной системы отнесены экономический, кадровый, учебно-методический (знаниево-информационный), технологический (материально-технический), научный, педагогический, образовательный, управленческий потенциалы. Поэтому под управлением качеством развития образовательной системы подразумевается управление ростом потенциального качества системы. В данной модели качество результата рассматривается в одном ряду с другими компонентами системы. Однако очевидно, что эти компоненты функционируют не ради самих себя, а предназначены для обеспечения итогового качества результата образования. Поэтому качество в отдельности каждого из них создает конечный результат - интегративный показатель качества образовательной системы

Системологический (функционально-системологический) подход к управлению качеством образования и его оценке прослеживается в исследованиях А.А.Аветисова. Согласно его концепции, процессы, протекающие в образовательных системах любого масштаба и вида, отождествляются с управляемыми динамическими процессами, подчиняющимися общим закономерностям. При этом сами образовательные системы рассматриваются в общем случае как адаптивные системы оценки и управления качеством образования с обратной связью и со всеми системологическими атрибутами, свойственными функциональным системам. К основным атрибутам образовательных систем отнесены цель (программа), структура, процесс (алгоритм) и качество (эффективность) функционирования.

В рамках данной концепции понятие «качество образования» представляется не просто неким отвлеченным, не измеряемым содержанием, присущим предметно-содержательному подходу. Это вполне определенная, функционально связанная со всеми параметрами системы и измеряемая (диагностируемая) характеристика функционирования образовательной системы. Качество такого функционирования представляется как степень реализации главной цели, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня подготовленности.

А.А.Аветисов вводит оператор функционирования системы, включающий параметры, определяющие ее структуру и управленческие воздействия, вырабатываемые самой системой. Этот же оператор содержит ряд параметров, обозначающих внешние задающие воздействия (нормативы): цели функционирования системы; неизвестные (случайные) факторы; выходные параметры системы, характеризующие качество ее функционирования.

Обобщенная модель системы оценки качества образования, например, классы обучающихся с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла в системологической постановке представляет собой полную (замкнутую) систему. Такая система включает в себя контур управления и следующие элементы (подсистемы):

  • модель оценки (идентификации) качества образования;
  • модель формирования управляющих воздействий.

Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского относится к концепциям управления качеством педагогического процесса. С точки зрения управления качеством образования данная теория представляет собой воплощение многих идей, относящихся к различным подходам теории управления социальными системами. Среди них можно выделить следующие основные идеи и положения:

  • эффективность (качество) обучения и воспитания можно достичь при реализации стратегии оптимизации самого учебно-воспитательного процесса и его элементов;
  • стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определенным педагогически ориентированным критериям (учет конкретных условий обучения и воспитания, уровень реальных учебных возможностей обучающихся, оптимальные нормы времени);
  • оптимизация учебного процесса возможна при управлении им как целостным единством учения и преподавания, системой закономерностей, принципов, содержания, форм и методов, внутренних и внешних условий обучения.

Данная теория, основанная на системном подходе, исходит из того, что образовательный процесс стал настолько многофакторным и многоплановым, что частными, автономными мерами повысить его качество существенно невозможно. В частности, в этом направлении просматриваются следующие стратегии:

  • выделение ведущих сторон образовательного процесса, которые непосредственно влияют на знания, умения и способности личности и регулирование качества этих сторон;
  • определение структурных элементов образовательного процесса и обеспечение качества каждого элемента;
  • изменение структуры и стратегии учебного процесса.

Структуру образовательного процесса, которую можно рассматривать как основу подхода к управлению качеством образования, выделила М.Т.Громкова. Структура образовательного процесса рассматривается как единство воспитания (управления потребностями), обучения (присвоения социокультурных норм) и развития (совершенствования способностей). В таком подходе сохраняется целостность педагогического процесса как единства воспитания, обучения и развития личности. Управление же качеством образования может быть организовано как процесс обеспечения качества управления потребностями личности, присвоения им социокультурных норм и развития индивидуальных способностей.

В.П.Панасюк рассматривает управление качеством образовательного процесса как комплексные, целенаправленные, скоординированные воздействия как на него в целом, так и на его основные элементы. При этом целью является достижение наибольшего соответствия параметров его функционирования и конечных результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам. В таких условиях педагогическая система, спроектированная для обеспечения управления качеством образовательного процесса, представляется в виде интегративного образования, сложной социальной, целенаправленной, динамической, рефлексивной системы междисциплинарного типа. Предназначение такой системы состоит в объединении и интеграции организационных, методических, научных, кадровых, управленческих и иных усилий и ресурсов. При этом в интересах достижения высокого уровня качества функционирования и результатов образовательного процесса, отвечающего лучшим образцам и соответствующим стандартам, на основе научных принципов и закономерностей и с учетом многообразных факторов и условий происходит задействование потенциала всех структур школы как педагогической системы.

Анализ различных моделей систем управления качеством показывает, что технологические решения управления качеством образовательного процесса необходимо ориентировать:

  • на разработку стратегии развития образовательного учреждения (кафедры) ;
  • создание новой динамичной организационной структуры управления, включающей определение компонентов этой структуры и их положения относительно друг друга, установление взаимосвязи компонентов и обеспечение реализации «развивающей» стратегии и взаимодействия, переход к доминированию организации горизонтального координационного типа, объединяющей равноправные и равнозависимые компоненты на базе самоорганизации и саморазвития;
  • оптимальное сочетание функционально-линейных структур управления качеством с ситуационным подходом к управлению;
  • обеспечение целостности управленческих функций в рамках управленческого цикла;
  • адресность управляющих воздействий (Т.И.Шамова), определение объектов и субъектов управления, четкое разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности субъектов управления;
  • усиление элементов мониторинга, анализа и оценки результатов образовательного процесса, построение обоснованных критериев и показателей оценки;
  • на сочетание различных методов материальной и социальной мотивации и волевого управления, организационного воздействия, экономических, воспитательных, организационно-распорядительных, психолого-педагогических методов управления.

Технология управления качеством образовательного процесса содержит целевой, стимулирующий, собственно педагогический, содержательный, организационный, нормативный, критериальный и информационный компоненты, которые ориентированы на два контура управления: управление качеством текущего функционирования и управление качеством развития.

Кафедра математики, физики и информатики МБОУ «СШ № 29» уже несколько лет уделяет внимание идее тотального управления качеством (Total Qualiti Management - TQM).

Основные положения данной концепции могут служить базой и для управления качеством подготовки обучающихся. В данном подходе к достижению качества результата подчеркивается необходимость использования внутренних резервов системы. Акцент делается на ценности человеческих отношений и человеческого потенциала.

Управление качеством согласно данной концепции осуществляется с учетом следующих принципов:

1. Ориентация всей деятельности кафедры на удовлетворение требований потребителей (обучающихся) и их родителей.

Удовлетворенность образовательными услугами:

Категории

2019-2020 %

2018-2019 %

2017-2018 %

Родители

Да

73,58

81,23

79,76

Нет

3,68

0,71

1,11

Не совсем

22,74

18,06

19,13

Обучающиеся

Да

79,77

78,81

77,33

Нет

3,48

1,95

1,76

Не совсем

16,75

19,24

20,91

2. Непрерывное совершенствование деятельности в области качества, реализации стратегии непрерывного совершенствования отношений и практики управления.

Педагогические советы:

  • Всероссийские проверочные работы - инструмент внешней оценки качества образования. № 5 от 08.11.2019 г.
  • Методика определения уровня достижения планируемых результатов обучения на уровне среднего образования. № 6 от 30.12.19 г.
  • Профессиональный стандарт педагога: оценка квалификации или построение системы учительского роста. № 5 от 29.12.2018 г.

3. Участие всех учителей в решении проблем качества («качество - дело каждого»).

Примеры мониторингов, осуществляемых педагогами и администрацией:

Предметы

10 В технологический

количество обучающихся - 29

качество знаний

сред ний балл

5

4

3

2

контроль кол-ва

Русский язык

72,41

3,86

4

17

8

29

Литература

82,76

4,03

6

18

5

29

Иностранный язык

89,66

4,17

8

18

3

29

Математика

55,17

3,69

4

12

13

29

Информатика

55,17

3,69

4

12

13

29

История

100,00

4,52

15

14

29

Обществознание

100,00

4,45

13

16

29

География

96,55

4,28

9

19

1

29

Физика

44,83

3,55

3

10

16

29

Биология

48,28

3,59

3

11

15

29

Химия

93,10

4,17

7

20

2

29

ОБЖ

100,00

4,97

28

1

29

Индивидуальный проект

93,10

4,28

10

17

2

29

Физическая культура

100,00

5,00

29

29

Практическая геометрия

68,97

3,90

6

14

9

29

Решение экономических задач

65,52

3,90

7

12

10

29

Избранные вопросы русского языка

79,31

4,03

7

16

6

29

4. Смещение центра тяжести усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов.

Распределение учителей кафедры по категориям

5. Упор на предупреждение несоответствий.

Качество знаний по классам в 2019/2020 учебном году в сравнении с 2018/2019 учебным годом

Класс

2018/2019
учебный год, %

Класс

2019/2020
учебный год, %

Вывод

Классный
руководитель

76,77

78,13

+ 1,36

Тишкевич С.Е.

64,29

56,25

- 8,04

Матвеева Л.И.

68,97

78,13

+ 9,16

Кускова Ю.Н.

70,83

24,00

- 46,83

Боброва О.В.

85,71

87,50

+ 1,79

Хропина И.А.

75,00

58,06

- 16,94

Свиридова Н.А.

58,62

51,72

- 6,90

Иващенко О.В.

20,69

24,14

+ 3,45

Боброва Ю.С.

Принятие управленческих решений по результатам мониторинга:

Включить в план контроль в классах, показавших большое снижение качества знаний в 2019/2020 учебном году.

Цель - выявление потенциала повышения качества знаний:

  • 6Г класс - классный руководитель Боброва О.В., снижение на 46,83 %;

6. Обеспечение качества как непрерывного процесса, когда качество конечного объекта является следствием достижения качества на всех предшествующих этапах этого процесса.

Качество знаний в МБОУ «СШ № 29»
2019-2020 учебный год

Предметы

Уровень НОО

Уровень ООО

Уровень СОО

Всего по ОУ

Математика

88,60

72,62

67,99

76,40

Информатика

-

68,68

64,12

66,40

Алгебра

-

56,69

-

56,69

Геометрия

-

53,13

-

53,13

ЭУП
Избранные вопросы математики

-

-

69,68

69,68

ЭУП
Решение экономических задач

-

-

73,48

73,48

ЭУП
Практическая геометрия

-

-

76,92

76,92

Физика

-

77,35

74,21

75,78

Астрономия

-

-

98,08

98,08

7/ Ценность фактов, принятия решений на основе объективной, точно известной информации;

Результаты самообследования образовательной организации

Учебные предметы

Параллель/
количество обучающихся

Промежуточная аттестация (диагностика)

Промежуточная аттестация
(годовые отметки)

ВПР,
тестовые работы в формате ГИА, ЕГЭ

Сроки

Количество участников

%
неуд. отметок

%
уд. отметок

% отметок 4 и 5

Мероприятие /дата проведения

Количество участников

% неуд. отметок

Математика

114

01.04-30.04,
6.05-8.05,
13.05-18.05

114

0

100

63,55

23.04.2019

107

9,6

8. Самооценка, ответственность за оценку своей деятельности;

  • Выбор индивидуальных методов работы.

Педагогические советы:

  • Внеурочная деятельность как средство воспитания и социализации обучающихся. № 5 от 29.12.2017 г.
  • Работа с одаренными детьми как фактор повышения качества образования. № 5 от 29.12.2018 г.

К наиболее характерным подходам и методам TQM, привлекательным с позиций управления качеством образования, можно отнести следующие:

  • ответственность руководства за разработку и реализацию философии качества, содержание которой обозначается в определенных подходах и принципах;
  • экономичность качества - дорого стоит не качество, а его отсутствие;
  • постоянное изучение потребностей с помощью анкетирования участников образовательного и воспитательного процесса;
  • обеспечение качества на стадиях проектирования и разработки (70% успеха связано с проектированием);
  • обеспечение качества процессов и управления ими, реализация четырех последовательно осуществляемых функций: планирование - реализация - проверка - корректирование), а также обучение сотрудников;
  • проверка качества результата деятельности - экспертиза выполнения установленных требований, стандартов качества;
  • управление контрольно-измерительными средствами, включающее в себя управление измерениями на этапах разработки, создания и использования диагностического инструментария. Особое внимание обращается на процедуры управления измерениями и повышение диагностической надежности контрольно-оценочных средств;
  • управление несоответствующими установленным нормам результатами, состоящее в оперативном выявлении такого результата и устранении причин его появления;
  • обучение работников, стимулирование и мотивация. Стимулирование строится на экономическом побуждении к качественному труду, а мотивация - на внутренних побудительных силах работников, основу которых составляют их потребности.

Проведенный анализ концепций управления качеством образования показывает следующее:

  • концепции управления качеством формируются на основе идей концепций управления социальными системами вообще и управления образовательными объектами в частности;
  • в современных подходах к созданию систем управления качеством образования проявляется тенденция комплексной реализации идей программно-целевого управления и концепций, ориентированных на управление процессуальной стороной образовательного процесса;
  • значительное влияние в управлении образовательными объектами приобретает философия тотального (всеобщего) управления качеством, позволяющая системно и целостно охватывать управление качеством всех сторон деятельности таких объектов.

В целом из анализа вытекает, что при построении систем управления качеством образовательного процесса необходимо:

  • ориентироваться на реализацию системного подхода;
  • максимально учитывать внутренние резервы образовательной системы;
  • обеспечить как оптимальное функционирование, так и развитие качества образовательной системы;
  • оптимизировать организационную структуру управления.

Список использованной литературы

  1. Фёдоров В.А., Колегова Е.Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования: Учеб. Пособие (Под ред. Г.М.Романцева. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.Гос.проф.-пед. Ун-т», 2006. 226 с.
  2. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). - СПб. - М., 2000.
  3. Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001, 359с.
  4. Управление качеством образования. Под редакцией М.М.Поташника. М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006 г. 448с.
  5. Третьяков П.И.. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: Издательство «Скрипторий», 2005. 568с.
  6. Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча / Т.И.Галкина, Н.П.Озерова. - Ростов н/Д: Феникс. 2006. - 384 с.