Управление качеством естественно-математического образования не может быть рассмотрено без общих концепций управления качеством образования.
Один из подходов к управлению качеством в образовательных системах реализован под руководством Н.А.Селезневой и А.И.Субетто при разработке научных основ Национальной системы качества образования в России. Данные исследования мы рассматриваем как приложение идеи системного подхода для решения проблемы управления качеством образования.
Н.А.Селезнева и А.И.Субетто рассматривают управление качеством, во-первых, как воздействие «субъекта управления» на процессы становления, обеспечения, поддержания качества объектов и процессов в их жизненном цикле и, во-вторых, как организацию обратной связи (контроля, анализа и оценки) в соответствии со сформированными целями, нормами и доктриной образования. Управление качеством образования понимается в широком и узком смыслах.
В широком смысле оно есть управление отношением доктрины образования, социального института образования, образовательных стандартов и социальных норм качества законам и логике общественного развития. В узком смысле под управлением качеством образования подразумевается управление качеством подготовки обучающихся. В данной концепции мы наблюдаем принцип дуальности управления качеством функционирования (консервативный момент) и качеством развития (инновационный момент) образовательных систем.
Это позволяет отдельно выделить процессы управления качеством функционирования систем (обеспечение качества) и процессы управления качеством развития систем (улучшение качества - прогресс). Отсюда следует, что любой образовательной системе, как сложному социальному объекту, необходимо иметь два взаимодействующих канала управления: канал управления функционированием и канал управления развитием.
Для реализация таких каналов разрабатываются критерий эффективности функционирования и критерий эффективности развития. Эффективность при этом понимается как «обобщенная мера качества» образовательной системы или совместной деятельности обучаемых, обучающих и управляющих, вместе обеспечивающих управление функционированием и развитием образовательной системы.
Модель управления качеством, сформированная на основе данной концепции, представляется следующим образом. Реализуемый образовательный процесс складывается из процесса трансляции знаний и процесса развития структур личности обучаемых: знаниевой, мотивационной, информационной, ценностно-нравственной, деятельностной.
Качество системы определяется качеством всех ее компонентов: качеством ресурсов (входа), качеством потенциалов (потенциальное качество), качеством процессов (технологий), качеством результата (выхода). Управление качеством функционирования образовательной системы направлено на текущее обеспечение образовательных процессов и на формирование потенциалов. Главными ресурсами образования считаются дидактически организованное знание (компонент содержания образования), учебная и научная литература, лабораторное, компьютерное и другое материально-техническое оснащение, фонды, финансы, кадры. К потенциалу образовательной системы отнесены экономический, кадровый, учебно-методический (знаниево-информационный), технологический (материально-технический), научный, педагогический, образовательный, управленческий потенциалы. Поэтому под управлением качеством развития образовательной системы подразумевается управление ростом потенциального качества системы. В данной модели качество результата рассматривается в одном ряду с другими компонентами системы. Однако очевидно, что эти компоненты функционируют не ради самих себя, а предназначены для обеспечения итогового качества результата образования. Поэтому качество в отдельности каждого из них создает конечный результат - интегративный показатель качества образовательной системы
Системологический (функционально-системологический) подход к управлению качеством образования и его оценке прослеживается в исследованиях А.А.Аветисова. Согласно его концепции, процессы, протекающие в образовательных системах любого масштаба и вида, отождествляются с управляемыми динамическими процессами, подчиняющимися общим закономерностям. При этом сами образовательные системы рассматриваются в общем случае как адаптивные системы оценки и управления качеством образования с обратной связью и со всеми системологическими атрибутами, свойственными функциональным системам. К основным атрибутам образовательных систем отнесены цель (программа), структура, процесс (алгоритм) и качество (эффективность) функционирования.
В рамках данной концепции понятие «качество образования» представляется не просто неким отвлеченным, не измеряемым содержанием, присущим предметно-содержательному подходу. Это вполне определенная, функционально связанная со всеми параметрами системы и измеряемая (диагностируемая) характеристика функционирования образовательной системы. Качество такого функционирования представляется как степень реализации главной цели, заключающейся в достижении обучающимися заданного (нормативного) уровня подготовленности.
А.А.Аветисов вводит оператор функционирования системы, включающий параметры, определяющие ее структуру и управленческие воздействия, вырабатываемые самой системой. Этот же оператор содержит ряд параметров, обозначающих внешние задающие воздействия (нормативы): цели функционирования системы; неизвестные (случайные) факторы; выходные параметры системы, характеризующие качество ее функционирования.
Обобщенная модель системы оценки качества образования, например, классы обучающихся с углубленным изучением предметов естественно-математического цикла в системологической постановке представляет собой полную (замкнутую) систему. Такая система включает в себя контур управления и следующие элементы (подсистемы):
- модель оценки (идентификации) качества образования;
- модель формирования управляющих воздействий.
Теория оптимизации учебно-воспитательного процесса Ю.К.Бабанского относится к концепциям управления качеством педагогического процесса. С точки зрения управления качеством образования данная теория представляет собой воплощение многих идей, относящихся к различным подходам теории управления социальными системами. Среди них можно выделить следующие основные идеи и положения:
- эффективность (качество) обучения и воспитания можно достичь при реализации стратегии оптимизации самого учебно-воспитательного процесса и его элементов;
- стратегия оптимизации учебно-воспитательного процесса осуществляется по определенным педагогически ориентированным критериям (учет конкретных условий обучения и воспитания, уровень реальных учебных возможностей обучающихся, оптимальные нормы времени);
- оптимизация учебного процесса возможна при управлении им как целостным единством учения и преподавания, системой закономерностей, принципов, содержания, форм и методов, внутренних и внешних условий обучения.
Данная теория, основанная на системном подходе, исходит из того, что образовательный процесс стал настолько многофакторным и многоплановым, что частными, автономными мерами повысить его качество существенно невозможно. В частности, в этом направлении просматриваются следующие стратегии:
- выделение ведущих сторон образовательного процесса, которые непосредственно влияют на знания, умения и способности личности и регулирование качества этих сторон;
- определение структурных элементов образовательного процесса и обеспечение качества каждого элемента;
- изменение структуры и стратегии учебного процесса.
Структуру образовательного процесса, которую можно рассматривать как основу подхода к управлению качеством образования, выделила М.Т.Громкова. Структура образовательного процесса рассматривается как единство воспитания (управления потребностями), обучения (присвоения социокультурных норм) и развития (совершенствования способностей). В таком подходе сохраняется целостность педагогического процесса как единства воспитания, обучения и развития личности. Управление же качеством образования может быть организовано как процесс обеспечения качества управления потребностями личности, присвоения им социокультурных норм и развития индивидуальных способностей.
В.П.Панасюк рассматривает управление качеством образовательного процесса как комплексные, целенаправленные, скоординированные воздействия как на него в целом, так и на его основные элементы. При этом целью является достижение наибольшего соответствия параметров его функционирования и конечных результатов соответствующим требованиям, нормам и стандартам. В таких условиях педагогическая система, спроектированная для обеспечения управления качеством образовательного процесса, представляется в виде интегративного образования, сложной социальной, целенаправленной, динамической, рефлексивной системы междисциплинарного типа. Предназначение такой системы состоит в объединении и интеграции организационных, методических, научных, кадровых, управленческих и иных усилий и ресурсов. При этом в интересах достижения высокого уровня качества функционирования и результатов образовательного процесса, отвечающего лучшим образцам и соответствующим стандартам, на основе научных принципов и закономерностей и с учетом многообразных факторов и условий происходит задействование потенциала всех структур школы как педагогической системы.
Анализ различных моделей систем управления качеством показывает, что технологические решения управления качеством образовательного процесса необходимо ориентировать:
- на разработку стратегии развития образовательного учреждения (кафедры) ;
- создание новой динамичной организационной структуры управления, включающей определение компонентов этой структуры и их положения относительно друг друга, установление взаимосвязи компонентов и обеспечение реализации «развивающей» стратегии и взаимодействия, переход к доминированию организации горизонтального координационного типа, объединяющей равноправные и равнозависимые компоненты на базе самоорганизации и саморазвития;
- оптимальное сочетание функционально-линейных структур управления качеством с ситуационным подходом к управлению;
- обеспечение целостности управленческих функций в рамках управленческого цикла;
- адресность управляющих воздействий (Т.И.Шамова), определение объектов и субъектов управления, четкое разграничение полномочий, прав, обязанностей и ответственности субъектов управления;
- усиление элементов мониторинга, анализа и оценки результатов образовательного процесса, построение обоснованных критериев и показателей оценки;
- на сочетание различных методов материальной и социальной мотивации и волевого управления, организационного воздействия, экономических, воспитательных, организационно-распорядительных, психолого-педагогических методов управления.
Технология управления качеством образовательного процесса содержит целевой, стимулирующий, собственно педагогический, содержательный, организационный, нормативный, критериальный и информационный компоненты, которые ориентированы на два контура управления: управление качеством текущего функционирования и управление качеством развития.
Кафедра математики, физики и информатики МБОУ «СШ № 29» уже несколько лет уделяет внимание идее тотального управления качеством (Total Qualiti Management - TQM).
Основные положения данной концепции могут служить базой и для управления качеством подготовки обучающихся. В данном подходе к достижению качества результата подчеркивается необходимость использования внутренних резервов системы. Акцент делается на ценности человеческих отношений и человеческого потенциала.
Управление качеством согласно данной концепции осуществляется с учетом следующих принципов:
1. Ориентация всей деятельности кафедры на удовлетворение требований потребителей (обучающихся) и их родителей.
Удовлетворенность образовательными услугами:
Категории |
|
2019-2020 % |
2018-2019 % |
2017-2018 % |
Родители |
Да |
73,58 |
81,23 |
79,76 |
Нет |
3,68 |
0,71 |
1,11 |
|
Не совсем |
22,74 |
18,06 |
19,13 |
|
Обучающиеся |
Да |
79,77 |
78,81 |
77,33 |
Нет |
3,48 |
1,95 |
1,76 |
|
Не совсем |
16,75 |
19,24 |
20,91 |
2. Непрерывное совершенствование деятельности в области качества, реализации стратегии непрерывного совершенствования отношений и практики управления.
Педагогические советы:
- Всероссийские проверочные работы - инструмент внешней оценки качества образования. № 5 от 08.11.2019 г.
- Методика определения уровня достижения планируемых результатов обучения на уровне среднего образования. № 6 от 30.12.19 г.
- Профессиональный стандарт педагога: оценка квалификации или построение системы учительского роста. № 5 от 29.12.2018 г.
3. Участие всех учителей в решении проблем качества («качество - дело каждого»).
Примеры мониторингов, осуществляемых педагогами и администрацией:
Предметы |
10 В технологический |
||||||
количество обучающихся - 29 |
|||||||
|
качество знаний |
сред ний балл |
5 |
4 |
3 |
2 |
контроль кол-ва |
Русский язык |
72,41 |
3,86 |
4 |
17 |
8 |
|
29 |
Литература |
82,76 |
4,03 |
6 |
18 |
5 |
|
29 |
Иностранный язык |
89,66 |
4,17 |
8 |
18 |
3 |
|
29 |
Математика |
55,17 |
3,69 |
4 |
12 |
13 |
|
29 |
Информатика |
55,17 |
3,69 |
4 |
12 |
13 |
|
29 |
История |
100,00 |
4,52 |
15 |
14 |
|
|
29 |
Обществознание |
100,00 |
4,45 |
13 |
16 |
|
|
29 |
География |
96,55 |
4,28 |
9 |
19 |
1 |
|
29 |
Физика |
44,83 |
3,55 |
3 |
10 |
16 |
|
29 |
Биология |
48,28 |
3,59 |
3 |
11 |
15 |
|
29 |
Химия |
93,10 |
4,17 |
7 |
20 |
2 |
|
29 |
ОБЖ |
100,00 |
4,97 |
28 |
1 |
|
|
29 |
Индивидуальный проект |
93,10 |
4,28 |
10 |
17 |
2 |
|
29 |
Физическая культура |
100,00 |
5,00 |
29 |
|
|
|
29 |
Практическая геометрия |
68,97 |
3,90 |
6 |
14 |
9 |
|
29 |
Решение экономических задач |
65,52 |
3,90 |
7 |
12 |
10 |
|
29 |
Избранные вопросы русского языка |
79,31 |
4,03 |
7 |
16 |
6 |
|
29 |
4. Смещение центра тяжести усилий в сфере качества в сторону человеческих ресурсов.
Распределение учителей кафедры по категориям
5. Упор на предупреждение несоответствий.
Качество знаний по классам в 2019/2020 учебном году в сравнении с 2018/2019 учебным годом
Класс |
2018/2019
|
Класс |
2019/2020
|
Вывод |
Классный
|
4А |
76,77 |
5А |
78,13 |
+ 1,36 |
Тишкевич С.Е. |
4Б |
64,29 |
5Б |
56,25 |
- 8,04 |
Матвеева Л.И. |
4В |
68,97 |
5В |
78,13 |
+ 9,16 |
Кускова Ю.Н. |
4Г |
70,83 |
5Г |
24,00 |
- 46,83 |
Боброва О.В. |
5А |
85,71 |
6А |
87,50 |
+ 1,79 |
Хропина И.А. |
5Б |
75,00 |
6Б |
58,06 |
- 16,94 |
Свиридова Н.А. |
5В |
58,62 |
6В |
51,72 |
- 6,90 |
Иващенко О.В. |
5Г |
20,69 |
6Г |
24,14 |
+ 3,45 |
Боброва Ю.С. |
Принятие управленческих решений по результатам мониторинга:
Включить в план контроль в классах, показавших большое снижение качества знаний в 2019/2020 учебном году.
Цель - выявление потенциала повышения качества знаний:
- 6Г класс - классный руководитель Боброва О.В., снижение на 46,83 %;
6. Обеспечение качества как непрерывного процесса, когда качество конечного объекта является следствием достижения качества на всех предшествующих этапах этого процесса.
Качество знаний в МБОУ «СШ № 29»
2019-2020 учебный год
Предметы |
Уровень НОО |
Уровень ООО |
Уровень СОО |
Всего по ОУ |
Математика |
88,60 |
72,62 |
67,99 |
76,40 |
Информатика |
- |
68,68 |
64,12 |
66,40 |
Алгебра |
- |
56,69 |
- |
56,69 |
Геометрия |
- |
53,13 |
- |
53,13 |
ЭУП
|
- |
- |
69,68 |
69,68 |
ЭУП
|
- |
- |
73,48 |
73,48 |
ЭУП
|
- |
- |
76,92 |
76,92 |
Физика |
- |
77,35 |
74,21 |
75,78 |
Астрономия |
- |
- |
98,08 |
98,08 |
7/ Ценность фактов, принятия решений на основе объективной, точно известной информации;
Результаты самообследования образовательной организации
Учебные предметы |
Параллель/
|
Промежуточная аттестация (диагностика) |
Промежуточная аттестация
|
ВПР,
|
|||||
Сроки |
Количество участников |
%
|
%
|
% отметок 4 и 5 |
Мероприятие /дата проведения |
Количество участников |
% неуд. отметок |
||
Математика |
114 |
01.04-30.04,
|
114 |
0 |
100 |
63,55 |
23.04.2019 |
107 |
9,6 |
8. Самооценка, ответственность за оценку своей деятельности;
- Выбор индивидуальных методов работы.
Педагогические советы:
- Внеурочная деятельность как средство воспитания и социализации обучающихся. № 5 от 29.12.2017 г.
- Работа с одаренными детьми как фактор повышения качества образования. № 5 от 29.12.2018 г.
К наиболее характерным подходам и методам TQM, привлекательным с позиций управления качеством образования, можно отнести следующие:
- ответственность руководства за разработку и реализацию философии качества, содержание которой обозначается в определенных подходах и принципах;
- экономичность качества - дорого стоит не качество, а его отсутствие;
- постоянное изучение потребностей с помощью анкетирования участников образовательного и воспитательного процесса;
- обеспечение качества на стадиях проектирования и разработки (70% успеха связано с проектированием);
- обеспечение качества процессов и управления ими, реализация четырех последовательно осуществляемых функций: планирование - реализация - проверка - корректирование), а также обучение сотрудников;
- проверка качества результата деятельности - экспертиза выполнения установленных требований, стандартов качества;
- управление контрольно-измерительными средствами, включающее в себя управление измерениями на этапах разработки, создания и использования диагностического инструментария. Особое внимание обращается на процедуры управления измерениями и повышение диагностической надежности контрольно-оценочных средств;
- управление несоответствующими установленным нормам результатами, состоящее в оперативном выявлении такого результата и устранении причин его появления;
- обучение работников, стимулирование и мотивация. Стимулирование строится на экономическом побуждении к качественному труду, а мотивация - на внутренних побудительных силах работников, основу которых составляют их потребности.
Проведенный анализ концепций управления качеством образования показывает следующее:
- концепции управления качеством формируются на основе идей концепций управления социальными системами вообще и управления образовательными объектами в частности;
- в современных подходах к созданию систем управления качеством образования проявляется тенденция комплексной реализации идей программно-целевого управления и концепций, ориентированных на управление процессуальной стороной образовательного процесса;
- значительное влияние в управлении образовательными объектами приобретает философия тотального (всеобщего) управления качеством, позволяющая системно и целостно охватывать управление качеством всех сторон деятельности таких объектов.
В целом из анализа вытекает, что при построении систем управления качеством образовательного процесса необходимо:
- ориентироваться на реализацию системного подхода;
- максимально учитывать внутренние резервы образовательной системы;
- обеспечить как оптимальное функционирование, так и развитие качества образовательной системы;
- оптимизировать организационную структуру управления.
Список использованной литературы
- Фёдоров В.А., Колегова Е.Д. Инновационные технологии в управлении качеством образования: Учеб. Пособие (Под ред. Г.М.Романцева. 2-е изд., перераб. и доп. Екатеринбург: Изд-во ГОУ ВПО «Рос.Гос.проф.-пед. Ун-т», 2006. 226 с.
- Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). - СПб. - М., 2000.
- Бордовский Г.А., Нестеров А.А., Трапицын С.Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И.Герцена, 2001, 359с.
- Управление качеством образования. Под редакцией М.М.Поташника. М.: Издательство: Педагогическое общество России, 2006 г. 448с.
- Третьяков П.И.. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. М.: Издательство «Скрипторий», 2005. 568с.
- Галкина Т.И. Мониторинг образовательной деятельности в школе. Книга современного завуча / Т.И.Галкина, Н.П.Озерова. - Ростов н/Д: Феникс. 2006. - 384 с.