Урок окружающего мира по теме "Кто что ест". 3-й класс

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Школа России»


Цель: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

  • развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
  • формирование собственного отношения к миру природы и поведения в нём.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

  • развитие умения работать с информацией; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделения лишнего;
  • формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
  • формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога а также в группах в режиме интерактивного обучения;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.

Учебные задачи,направленные на достижение предметных результатов обучения:

  • классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп;
  • формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их;
  • развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
  • развитие умения учащихся делать выводы по изученному материалу.

Оборудование:

  • для учителя: МАС, СМАРТ доска, видеофрагмент мультфильма «Лесная хроника», учебник, фото животных, раздаточный материал «Закончи предложение», «Цепи питания», тест «Кто что ест».
  • для учащихся: МАС, учебник, конверт с жетонами, лист самооценки.

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент

Эмоциональный настрой на урок.
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?

Садитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с улыбкой начнем наш урок.

Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.

II. Актуализация знаний учащихся

Это мир богат и разнообразен. Он таит в себе множество загадок. Сегодня мы постараемся разгадать лишь некоторые из них. (по мере отгадывания на доске появляются изображения: щука, медведь, ласточка, заяц)

Как назвать эти объекты одним словом?

Группа учащихся загадывает остальным подготовленные дома загадки о животных.

Щука, медведь,ласточка, заяц - это животные

Познавательные: развитие операций мышления.

Личностные: учебно-познавательная мотивация.

Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу

О каком мире пойдет речь на уроке? Сегодня мы будем говорить о мире животных.
Перечислите группы животных. Животные делятся на следующие группы: млекопитающие, птицы, насекомые, паукообразные, рыбы, пресмыкающиеся, моллюски, иглокожие, земноводные, ракообразные, дождевые черви
К каким группам относятся животные, которых вы видите на доске? Медведь и заяц - млекопитающие
Щука - рыба
Ласточка - птица
Назовите признаки живых организмов. Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются и умирают

III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

А что необходимо для роста и развития животного?

О том как растут и развиваются животные мы узнаем на следующем уроке.

А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент мультфильма о питании животных.

Для роста и развития животного необходимо питание Познавательные: логические:
классификация объектов
Как вы думаете, почему волк не стал есть яблоко? Волки не едят яблоки.
Определите тему нашего урока.
Правильно. Тема нашего урока КТО ЧТО ЕСТ
Чем питаются животные. Коммуникативные: умение обосновывать и доказывать собственное мнение

Работа в парах.
Я предлагаю, работая в паре, сформулировать цель и задачу урока. Для этого вам нужно закончить предложения. Помните, каждый должен высказать свое мнение.

1) Узнаем об особенностях …. (питания различных животных).
2) Будем группировать животных по… (типу питания)
3) Научимся моделировать цепи …. (питания)

IV. Организация взаимодействия по теме урока

Расскажите, чем питаются щука, медведь, ласточка, заяц
Откуда узнали эту информацию?
Сообщение учеников о питании разных животных (называют источники информации)

Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работ.

Познавательные: общеучебные: отбирать информацию.

Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга

Сделайте вывод, чем могут питаться разные животные
на первый вопрос нашего плана мы ответили.
Разные животные могут питаться разной пищей: растениями, насекомыми, другими животными

Вернёмся к поставленным целям урока. На какой вопрос будем готовиться отвечать?

Откуда еще можно взять информацию?

Будем группировать животных по типу питания.

Информацию можно взять из учебника.

Прочитайте текст на с.94 (закладки) Ученики самостоятельно изучают информацию в учебнике на стр.94
На какие группы можно разделить животных по типу питания? Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные.
Как образованы слова растительноядное, насекомоядное, всеядное.
Как называются такие слова?

Они называются сложные.

Почему животные называются растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные? Питаются растениями, насекомыми, а всеядное - растениями и другими животными

А хищные почему так называются?

Слово "хищный" восходит к глаголу "хытити" - "хватать, похищать"

???

V. Физминутка

Отдохнем.
Я называю животное, если оно растительноядное - стойка на одной ноге, руки сомкнуты над головой в форме бутона,
хищное - ноги полусогнуты, руки вперед, пальцы полусжаты,
насекомоядное - присели, руками обхватили туловище,
всеядное - стойка на ширине плеч, руки в стороны.
Слова: корова, ястреб, крот, еж, слон, волк, белка, ящерица.

Учащиеся выполняют соответствующие упражнения.

Регулятивные: осуществлять самоконтроль

VI.Организация взаимодействия по теме урока

1) Определите, к какой группе относится каждое животное (медведь, заяц, стриж, волк)
Групповая работа учащихся (на МАСах в ПЕРВО ЛОГО)

Медведь - всеядное
Заяц - растительноядное
Щука - хищник
Ласточка - насекомоядное

Познавательные: общеучебные:
подведение под понятие; классификация объектов

2) Удержание учебной задачи.

Какую ещё задачу мы поставили себе на урок?

Научится моделировать цепи питания Регулятивные: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве

Предлагаю узнать информацию из учебника стр 94-95
Будем читать по цепочке, цепочку создаю я.

Что такое цепь питания?

Почему цепь питания начинается с растений?

Ученики читают информацию из учебника стр. 94-95 Познавательные: общеучебные: работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование
Коммуникативные: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности.

Подготовка групповой работы.

Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.
Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу, один рассказывает, другой показывает.
Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.

Групповая работа.
Составление "цепей питания", выделение лишнего объекта.
Лес: ель, белка, куница(коза)
Поле: пшеница, мышь, змея (рыба)
Водоем: водоросли, рачки, карась, щука (волк)
Огород: капуста, гусеница, птица (медведь)
Сад: крыжовник, гусеница, птица (заяц)

Постановка проблемного вопроса: Что произойдёт, если из цепи питания выпадет какое-либо звено?
Учитель обобщает выводы уч-ся, как важно сохранять экологическое равновесие в природе.

Двое учащихся от группы выходят к доске, один выступает, другой работает со СМАРТ доской.

Нельзя нарушать цепи, нужно бережно относиться ко всему живому.
Неживая природа необходима для жизни живых существ.
Солнце служит источником тепла и света.
Живым существам нужен чистый воздух и вода.

Познавательные: общеучебные: владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей
Личностные: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности
Коммуникативные: умение и готовность вести диалог,
вести дискуссию, искать решения, оказывать поддержку друг другу.

VII. Закрепление

Предлагаю вспомнить все, чему учились на уроке и выполнить тест.
Проверим правильность выполнения, если верно ставим +, если неверно -.
Поднимите жетон зеленого цвета, если все выполнено верно,желтого цвета, если не все получилось.

Учащиеся выполняют задания теста.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

VII. Рефлексия

Назовите тему нашего урока.
Какие цели и задачи ставили перед собой.
Оцените свою работу на уроке при помощи листов самооценки
(ставят «галочки» в соответствующих колонках)

Заполняют лист самооценки.

Регулятивные: оценка - выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
Личностные: осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов

VI. Домашнее задание дифференцированное по уровням сложности.

Выбери домашнее задание по уровню сложности:

1 уровень

У. стр. 94-98 - пересказ, отвечать на вопросы № 1-4

2 уровень

Подготовить рассказ о животном по выбору по плану:
1. К какой группе относится.
2. Чем питается, как приспособился к добыванию пищи.

3 уровень

Подготовить викторину на тему «Кто что ест» (3-4 задания)

Используемая литература

  1. Энциклопедия образовательных технологий, Г.Н.Селевко.
  2. Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности / А.В.Белошистая // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 148-153
  3. http://kukmor-agrokolledg.ru/download/prepod/prepod21.pdf
  4. http://festival.1september.ru/articles/587916/
  5. http://xreferat.ru/71/4437-2-netradicionnye-uroki-v-nachal-noiy-shkole.html.
  6. Романовская М.Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
  7. Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
  8. Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
  9. Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
  10. Лакоценина М.П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.