Цель: осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей.
Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества со сверстниками;
- формирование собственного отношения к миру природы и поведения в нём.
Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
- развитие умения работать с информацией; развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, выделения лишнего;
- формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации;
- формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её; взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога а также в группах в режиме интерактивного обучения;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
Учебные задачи,направленные на достижение предметных результатов обучения:
- классифицировать животных по группам, приводить примеры животных разных групп;
- формирование умения характеризовать животных по типу питания, анализировать схемы цепей питания и моделировать их;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире;
- развитие умения учащихся делать выводы по изученному материалу.
Оборудование:
- для учителя: МАС, СМАРТ доска, видеофрагмент мультфильма «Лесная хроника», учебник, фото животных, раздаточный материал «Закончи предложение», «Цепи питания», тест «Кто что ест».
- для учащихся: МАС, учебник, конверт с жетонами, лист самооценки.
Технологическая карта урока
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
I. Организационный момент |
||
Эмоциональный настрой на урок.
Садитесь, посмотрите друг на друга, улыбнитесь и с улыбкой начнем наш урок. |
Мы готовы. Стол в порядке.
|
|
II. Актуализация знаний учащихся |
||
Это мир богат и разнообразен. Он таит в себе множество загадок. Сегодня мы постараемся разгадать лишь некоторые из них. (по мере отгадывания на доске появляются изображения: щука, медведь, ласточка, заяц) Как назвать эти объекты одним словом? |
Группа учащихся загадывает остальным подготовленные дома загадки о животных. Щука, медведь,ласточка, заяц - это животные |
Познавательные: развитие операций мышления. Личностные: учебно-познавательная мотивация. Регулятивные: умение ставить и принимать учебную задачу |
О каком мире пойдет речь на уроке? | Сегодня мы будем говорить о мире животных. | |
Перечислите группы животных. | Животные делятся на следующие группы: млекопитающие, птицы, насекомые, паукообразные, рыбы, пресмыкающиеся, моллюски, иглокожие, земноводные, ракообразные, дождевые черви | |
К каким группам относятся животные, которых вы видите на доске? |
Медведь и заяц - млекопитающие
Щука - рыба Ласточка - птица |
|
Назовите признаки живых организмов. | Дышат, питаются, двигаются, растут, размножаются, развиваются и умирают | |
III. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся |
||
А что необходимо для роста и развития животного? О том как растут и развиваются животные мы узнаем на следующем уроке. А сейчас я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент мультфильма о питании животных. |
Для роста и развития животного необходимо питание |
Познавательные: логические:
классификация объектов |
Как вы думаете, почему волк не стал есть яблоко? | Волки не едят яблоки. | |
Определите тему нашего урока.
Правильно. Тема нашего урока КТО ЧТО ЕСТ |
Чем питаются животные. |
Коммуникативные: умение обосновывать и доказывать собственное мнение
|
Работа в парах.
|
1) Узнаем об особенностях …. (питания различных животных).
|
|
IV. Организация взаимодействия по теме урока |
||
Расскажите, чем питаются щука, медведь, ласточка, заяц
Откуда узнали эту информацию? |
Сообщение учеников о питании разных животных (называют источники информации) |
Регулятивные: осуществлять самоконтроль и контроль некоторых этапов выполнения работ. Познавательные: общеучебные: отбирать информацию. Коммуникативные: умение слышать и слушать друг друга
|
Сделайте вывод, чем могут питаться разные животные
на первый вопрос нашего плана мы ответили. |
Разные животные могут питаться разной пищей: растениями, насекомыми, другими животными | |
Вернёмся к поставленным целям урока. На какой вопрос будем готовиться отвечать? Откуда еще можно взять информацию? |
Будем группировать животных по типу питания. Информацию можно взять из учебника. |
|
Прочитайте текст на с.94 (закладки) | Ученики самостоятельно изучают информацию в учебнике на стр.94 | |
На какие группы можно разделить животных по типу питания? | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные. | |
Как образованы слова растительноядное, насекомоядное, всеядное.
Как называются такие слова? |
Они называются сложные. |
|
Почему животные называются растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные? | Питаются растениями, насекомыми, а всеядное - растениями и другими животными | |
А хищные почему так называются? Слово "хищный" восходит к глаголу "хытити" - "хватать, похищать" |
??? |
|
V. Физминутка |
||
Отдохнем.
|
Учащиеся выполняют соответствующие упражнения. |
Регулятивные: осуществлять самоконтроль |
VI.Организация взаимодействия по теме урока |
||
1) Определите, к какой группе относится каждое животное (медведь, заяц, стриж, волк)
|
Медведь - всеядное
|
Познавательные: общеучебные:
|
2) Удержание учебной задачи. Какую ещё задачу мы поставили себе на урок? |
Научится моделировать цепи питания | Регулятивные: проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве |
Предлагаю узнать информацию из учебника стр 94-95
Что такое цепь питания? Почему цепь питания начинается с растений? |
Ученики читают информацию из учебника стр. 94-95 |
Познавательные: общеучебные: работа с текстом, ориентировка на осмысленное чтение, моделирование
Коммуникативные: аргументация своей позиции и координация её с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Подготовка групповой работы.
Цепей питания в природе очень много. В лесу они одни, совершенно иные на лугу и в водоеме, третьи в поле и в саду. Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью. Все группы отправятся в разные места. Вот маршруты ученых-экологов.
|
Групповая работа.
Составление "цепей питания", выделение лишнего объекта. Лес: ель, белка, куница(коза) Поле: пшеница, мышь, змея (рыба) Водоем: водоросли, рачки, карась, щука (волк) Огород: капуста, гусеница, птица (медведь) Сад: крыжовник, гусеница, птица (заяц) |
|
Постановка проблемного вопроса: Что произойдёт, если из цепи питания выпадет какое-либо звено?
|
Двое учащихся от группы выходят к доске, один выступает, другой работает со СМАРТ доской.
Нельзя нарушать цепи, нужно бережно относиться ко всему живому.
|
Познавательные: общеучебные: владение навыком построения логических рассуждений, включающих установление причинно-следственных связей
|
VII. Закрепление |
||
Предлагаю вспомнить все, чему учились на уроке и выполнить тест.
|
Учащиеся выполняют задания теста. |
Регулятивные: оценка - выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; |
VII. Рефлексия |
||
Назовите тему нашего урока.
|
Заполняют лист самооценки. |
Регулятивные: оценка - выделение и осознание уч-ся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
|
VI. Домашнее задание дифференцированное по уровням сложности. Выбери домашнее задание по уровню сложности: 1 уровень У. стр. 94-98 - пересказ, отвечать на вопросы № 1-4 2 уровень
Подготовить рассказ о животном по выбору по плану:
3 уровень Подготовить викторину на тему «Кто что ест» (3-4 задания) |
Используемая литература
- Энциклопедия образовательных технологий, Г.Н.Селевко.
- Белошистая А.В. Индивидуальная работа с ребенком как условие развития его личности / А.В.Белошистая // Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 148-153
- http://kukmor-agrokolledg.ru/download/prepod/prepod21.pdf
- http://festival.1september.ru/articles/587916/
- http://xreferat.ru/71/4437-2-netradicionnye-uroki-v-nachal-noiy-shkole.html.
- Романовская М.Б. Проекты в младших классах // Завуч начальной школы, 2007 г., №6.
- Шкуричева Н.А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период // Начальная школа, 2006 г., №8.
- Никишина И.В. Интерактивные формы методического обучения. 2007 г.
- Шпика И.В. Учебная мотивация как показатель качества обучения младших школьников // Начальная школа, 2007 г., №2.
- Лакоценина М.П. Необычные уроки в начальной школе, 2008 г.