Я среди других людей

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 10


Человек становится человеком
Только среди людей.
И.Бехер

Цель: развитие у подростков внимания к своей речи, неприятие сквернословия, воспитание культуры общения.

Задачи:

  • научить детей различать положительное и отрицательное влияние среды;
  • показать, какую роль играет речь человека в его жизни.

Форма: ситуативный практикум.

Ход занятия

Ритуал приветствия «Мячик»

Мячик (или другой предмет) перекатывается по кругу из рук в руки. При передаче мячика говорится личное приветствие. Со временем ритуал можно усложнит : перекатывать не двумя руками, а одной.

Воспитатель: Ребята, предлагаю поговорить о русском языке, который является богатством нашего народа, о том, как мы общаемся, какие слова используем в повседневной речи. Русский ученый, академик Дмитрий Сергеевич Лихачев считал, что «самая большая ценность народа…его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его моральный облик, его характер - прислушаться к тому, как он говорит». Давайте вместе прочитаем выдержки из писем Д.С.Лихачева, которые он адресовал вам.

«Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

Речь…характеризует человека в большей мере, чем его внешность или умение себя держать. В языке сказывается интеллигентность человека, его умение точно и правильно мыслить, его уважение к другим, его «опрятность» в широком смысле этого слова. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».

«Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшенством в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто спасения… В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют свое презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них. По - настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо».

Согласны ли вы с мнением Д.С.Лихачева, что на самом деле такое поведение свидетельствует о слабости человека, а не о силе?

(Мнение детей: давление среды или влияние, подталкивающиее к плохому поведению ради того, чтобы не «уронить себя» среди одноклассников или приятелей.)

Воспитатель: Давайте обсудим эти вопросы:

- Что такое давление среды?

- Каким образом мнение других влияет на вас и на принимаемые вами важные решения (например, с кем дружить)?

- Когда вы попадаете в трудное положение, есть ли способы не поддаваться отрицательному влиянию среды, не выказывая осуждения или неуважения?

- Как могут действия человека влиять на других?

- Как вы относитесь к тем, кто всегда стоит за нравственно верное поведение, даже если оно не совпадает с поведением большинства?

Обратимся к письму «О хороших и дурных влияниях» (распечатка письма лежит на столе перед каждым учеником).

«Влияния бывают хорошие и плохие. Помните об этом. Но плохих влияний стоит опасаться. Потому что человек с волей не поддается дурному влиянию, он сам выбирает себе путь. Человек же безвольный поддается дурным влияниям».

Воспитатель: Ребята, возможно, вы замечали, что разные люди приносят с собой разную атмосферу. С одним легко и интересно обращаться, другие создают «атмосферу подозрительности, какого-то тягостного молчания». Отчего это зависит?

(Обсуждение реальных ситуаций.)

Творить добрую атмосферу вокруг себя умеют далеко не все, этому тоже надо учиться. Как вы считаете, правильно ли поступает тот, кто смеется над чужими ошибками, шутит по поводу чужих физических недостатков?

(Ответы детей?)

Шутить по-доброму - этому тоже нужно учиться.

Злые шутки не принесут пользы ни тому, кто так любит шутить, ни тем более над кем шутят.

Воспитатель: Перед вами два столбика незаконченных предложений; если вы согласны с выражением поставьте +, ели нет -.

  1. Я не считаю нужным показывать человеку, как я к нему отношусь.
  2. Отношусь к себе и другим уважительно, с любовью.
  3. Грубость мне совершенно не присуща.
  4. Меня легко разозлить, вывести из себя.
  5. Я легко прощаю обиды.
  6. Порой я проявляю грубость в отношениях с окружающим.
  7. Показываю людям, что ценю и уважаю их.
  8. Если я кому-то хочу досадить, я не отступлю от этого намерения.
  9. Жду от людей благодарности за все, что я для них сделал(а).
  10. Всегда внимателен к окружающим.
  11. Когда задевают мое самолюбие, я не успокаиваюсь до тех пор, пока не отомщу.
  12. Замечаю, когда кому-то требуется моя помощь.
  13. Не скуплюсь на добрые слова.
  14. Всегда наказываю других, если они этого заслуживают.
  15. Принимаю людей такими, какие они есть.
  16. Делаю свои дела, не задумываясь при этом о других.
  17. Думаю о том, как сделать окружающих счастливыми.
  18. Отмахиваюсь от просьб.

(Подведение итогов: положительная направленность проявляется ярче, но есть и негативные аспекты. Для ребят это сигнал к внутренней работе.)

Закончите фразы:

  • Понимать человека - это значит…
  • Мне нравится в обществе сверстников, потому что…
  • Друг - это тот, кто…

Воспитатель: Дружба требует доброго отношения.

Тест «Добрый ли вы человек?» (по Н.Н.Никитиной)

  1. Товарищ рассказывает вам о своих невзгодах. Дадите ли вы ему понять, что вас это мало интересует?
  2. Часто ли вы говорите приятное людям просто затем, чтобы поднять им настроение?
  3. Любите ли вы злые шутки?
  4. Сможете ли вы выслушать терпеливо даже то, что вас мало интересует?
  5. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?
  6. Вы охотно выполняете просьбы?
  7. Если вы уверены в своей правоте, отказываетесь ли вы слушать аргументы своего оппонента?
  8. Вы злопамятны?
  9. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить все, что у вас есть, на подарки друзьям?
  10. Станете ли вы подшучивать над кем-то, чтобы развеселить окружающих?

Засчитайте себе один балл за ответ «да» на вопросы: 2, 4, 6, 9 и за ответы «нет» на вопросы: 1, 3, 8, 5, 7, 10.

  • Вы набрали больше 8 баллов. Вы умеете общаться с людьми, нравитесь окружающим, у вас, наверное, много друзей. Одно предостережение: никогда не пытайтесь иметь хорошие отношения со всеми - всем не угодишь, да и на пользу вам это не пойдет.
  • От 4 до 8 баллов. Ваша доброта - вопрос случая. Добры вы далеко не со всеми. Для одних вы можете пойти на все, но общение с вами более чем неприятно для тех, кто вам не нравится. Это не так уж плохо. Но, наверное, надо стараться быть ровным со всеми, чтобы люди не обижались.
  • Вы набрали меньше 4 баллов. Общение с вами, надо признаться, бывает порой мукой для самых близких вам людей. Будьте доброжелательнее, и у вас будет больше друзей.

Воспитатель: Вспомните пословицы и поговорки о языке, о речи.

Работа над содержанием пословиц.

  • От вежливых слов язык не отсохнет.
  • Доброе слово лечит, злое калечит.
  • Лошадь узнают в езде, а человека в общении.
  • Знай больше, а говори меньше.
  • Язык мой - враг мой, прежде ума рыщет, беды ищет.
  • Меньше бы говорил, да больше бы слушал.
  • Доброе молчание лучше пустого болтания.

Чему учат эти пословицы?

(Ответы детей.)

Воспитатель: обратите внимание на высказывания великих мыслителей, философов.

Речь - это показатель ума. (Сенека).

Речь - великая сила: она убеждает, обращает, принуждает (Р.Эмерсон).

Ребята, как по-вашему, можно и нужно «учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи»? (Ответы детей).

Понаблюдайте, как говорят окружающие вас люди, послушайте дикторов телевидения и радиовещания.

«Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая».

Сквернословие оскорбляет слух. «Плюющиеся словами» люди вызывают неприятие. Крикливость, беспрерывные шутки, остроты утомляют. Нетерпимое и грубое обращение друг к другу, желание перекричать собеседника делают общение навязчивым, травмирующим. Напротив, дружелюбное поведение, спокойная беседа, умение не мешать друг другу позволяют всем вместе чувствовать себя хорошо, комфортно.

Стремление людей быть лучше, жить удобнее и комфортнее приветствовалось во все времена. Хорошие манеры созданы опытом многих поколений. И в так называемых хороших манерах есть, всегда глубокий смысл. Это не простое собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений. Своим поведением, манерой общаться вы проявляете свою суть. Надо запомнить правило - необходимо уважительно относиться к другим, бережно пользоваться культурным богатством нашего народа - родным языком.

Воспитатель: Итак, как вы понимаете слова Д.С.Лихачева: «Люди, общаясь, создают друг друга. Одни люди умеют разбудить в окружающих лучшие их черты. Другие этого не умеют и сами становятся неприятны, докучны, раздражительны, тоскливо скучны».

Обращение к эпиграфу занятия: «Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни».

Задача, которую мы должны ставить перед собой, - это сохранение русского языка как неотъемлемой части русской культуры. Язык - необходимое условие и главный признак культурной общности, основа национального самосознания.

Ритуал прощания «Камни»

В конце занятия в емкость на столе ведущего высыпается какое-либо крупное зерно или грох (можно другой сыпучий материал с крупными гранулами). Каждый из членов группы берет себе столько, сколько знаний. Как он считает. Приобрел на занятии.