Использование игровых педагогических технологий на уроке литературного чтения в начальной школе как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»

Классы: 1, 2, 3, 4


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Из опыта работы с обучающимися ОВЗ

Читающий человек - культурный, социально защищенный, имеет большой объем памяти и активное творческое воображение, лучше владеет речью, точнее формулирует мысли, свободно общается. Младшие школьники различаются по уровню чтения, интересам, начитанности. Однако есть возрастные черты читательского развития: наивный реализм, «эффект присутствия», обостренное чувство восприятия, действенное воображение, отождествление себя с героем книги.

Чтобы воспитать такого читателя, начальная школа должна решать следующие задачи:

  • развивать интерес к чтению, расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность
  • воспитывать средствами чтения у ребёнка гражданские чувства и активное отношение к читаемому;
  • сформировать у всех учащихся навык чтения на уровне, позволяющем осваивать систематические курсы в следующем звене школы;
  • научить полноценно, воспринимать художественные и научно-познавательные тексты в их специфике, а также работать с учебной и детской книгой.

Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. В настоящее время интерес детей к обучению, в частности к литературному чтению угасает.

Игра занимает значительное место в первые годы обучения детей в школе. Вначале учащихся интересует только сама форма игры, а затем уже и тот материал, без которого нельзя участвовать в игре.

Согласно ФГОС, коммуникативная сторона развития считается одной из приоритетных задач школьного образования.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера; умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации и другие.

Как показывает практика, большинство обучающихся с задержкой психического развития имеют низкий уровень сформированности коммуникативных универсальных учебных действий.

Сфера коррекционного образования в рамках внедрения ФГОС рассматривается как неотъемлемая часть системы общего образования, развивающаяся поэтапно и обеспечивающая детям с отклонениями в развитии максимально благоприятные условия в соответствии с их психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями. Реализация этой задачи требует нового подхода к обучению и воспитанию детей.

В связи с этим особое значение приобретают современные образовательные технологии, в том числе и игровые. Игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие.

Одной из главных задач педагога является поиск наиболее оптимальных путей развития коммуникативных компетенций в различных видах деятельности, с учётом индивидуальных особенностей детей.

Возможности для такой деятельности представляются на уроках литературного чтения, где практически на любом этапе урока могут быть использованы коммуникативные игры.

Так, на организационном этапе применяются различные загадки, шарады, ребусы.

На этапе проверки домашнего задания, главная цель которого - узнать, что усвоил ученик, как он усвоил, используются игры «Викторина», «Задай вопрос соседу» и т.д.

Этап актуализации знаний направлен на подготовку восприятия нового материала (Игра «Буквенное лото», «Шифровка», «Литературное лото»)

В рамках инициативного сотрудничества провожу игры, которые учат работать с соседом по парте, распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы, выполнять работу по цепочке. Например, игра «Журналист».

Объяснение нового материала - следующий этап структуры урока. Игровой прием «Закончи произведение» (сказку, басню, рассказ) используется в групповой работе, что позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, без которой многие вообще не могут включиться в общую работу класса, например, робкие или слабые ученики.

Игровой прием «Закончи произведение» (сказку, басню, рассказ)

Например: Л.Н.Толстой написал мудрую басню.

Прочитайте ее и придумайте свою концовку.

А потом узнаете концовку, которую придумал писатель

Этап закрепления материала - это процесс применения полученных знаний.

На данном этапе можно использовать игру «Иду в гости» как в индивидуальной, так и в групповой работе. Она занимает на уроке немного времени, но дает представление о том, как материал усвоен обучающимися, с кем необходимо провести индивидуальную работу.

В игре участвует может участвовать весь класс или группа детей. "Гости" получают карточки (оценочные листы), "хозяева" - задания по теме. "Хозяева" приглашают в гости и предлагают "гостю" выполнить задание. Затем оценивают выполнение работы, фиксируя (в баллах) результат в карточке "гостя". Затем приглашают нового.

Детям эта игра нравится, так как, кроме всего прочего, она приучает их к правилам этикета в гостях.

Этап подведения итогов урока имеет цель - обобщить, сделать выводы, оценить успешность, результативность каждого ученика.

Здесь предполагается разгадывание кроссвордов, восстановление пословиц, игра «Шифровальщики», которые учат учитывать разные мнения и умение обосновать собственное.

Играют в парах: один в роли шифровальщика, другой - отгадчика.

Шифровальщик задумывает слово и шифрует его. Играющие могут попробовать свои силы в расшифровке словосочетаний и предложений.

Отгадчику предстоит не только отгадать слова, но и выбрать из каждой группы лишнее слово.

Например:

  1. Аалтрек, лажок, раукжк, зоонкв (тарелка, ложка, кружка, звонок)
  2. Оарз, страа, енкл, роамкша (роза, астра, клен, ромашка)
  3. Плнаеат, здзеав, отрбиа, сген (планета, звезда, орбита, снег)

На обобщающих уроках используются такие игры как «Что? Где? Когда?» - работа в группе строится по принципу всем известной игры, когда в течение 1-2 минут необходимо найти ответ на вопрос. Особенно обучающимся интересен прием «Черный ящик». В черном ящике помещается объект или его изображение, а обучающимся дается описание объекта.

Во внеурочное время можно использую такую игру, как «Книжная ярмарка». Лучше всего эту игру использовать в самом начале изучения учебной темы. Школьникам предлагается выбрать ту или иную книгу и прочитать её. Для прочтения отводится одна-две недели. После прочтения выбранных книг на одном из уроков проводится, так называемая, книжная ярмарка, в ходе которой обучающиеся представляют прочитанные книги. Представление книги длится 5 минут. Этого времени достаточно, чтобы сконцентрироваться на самом главном в представлении. Ребята могут не только рассказать о прочитанной книге, но и познакомить сверстников с её автором. Ребята рассказывают о прочитанной книге в парах друг другу или в группах, а затем по рекомендации групп знакомят весь класс с любимой или понравившейся книгой.

В заключение хотелось бы сказать, что не смотря на то, что роль телевидения и компьютеризации в получении информации, восприятии окружающего мира занимает с каждым днём всё большее место, чтение остаётся одним из способов интеллектуального развития личности ребёнка.

Литература

  1. Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции. - 2012 г.
  2. Сеть творческих учителей /ИКТ в начальной школе http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&tmpl=com
  3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли /А.Г.Асмолов. - Москва: «Просвещение», 2011. - 67. с. 2.
  4. Бершадский М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий/М.Е. Бершадский // Педагогические технологии. - №1. - 2006. - С.15-18.
  5. Федеральный Государственный стандарт начального общего образования http://safetykids.ru
  6. Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard - новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru)