Введение
С самого раннего детства жизнь человека связана с языком. Важнейший дар, это дар слова, оно дает возможность постигнуть радость познания и общения. «Слово есть первый признак сознательной и разумной жизни. Слово - есть воссоздание внутри себя мира…», - писал К.С.Аксаков.
В последнее время возросло число детей, имеющих различные нарушения речи. Важность данной проблемы заключается в том, что, патология речевого развития не может быть у ребенка изолированной, в той или иной степени нарушения речи отрицательно влияют на все психическое развитие ребенка, на его поведение, учебную деятельность. Это связано с тем, что речевая деятельность формируется и функционирует в тесной взаимосвязи с психическими процессами, протекающими в сенсорной, интеллектуальной, волевой сферах.
Левина Р.Е., Выготский Л.С., пришли к заключению, что человеческие формы поведения, речь, психические функции и способности не даны ребенку от рождения. Они формируются под решающим влиянием целенаправленного воспитания, обучения и условий его жизни в обществе.
С непосредственным участием речи развиваются все психические процессы у ребенка: память, внимание, восприятие, мышление, воображение, целенаправленное поведение.
Связь развития речи с другими сторонами психического развития осуществляется дифференцированно и специфично для каждого из компонентов речи. Развитие правильного звукопроизношения зависит от сохранности двигательно-кинестетической функции речевого аппарата, слухового восприятия и развития взаимосвязи между ними, а также от аналитико-синтетической деятельности мозга, которая определяет возможность постоянного сравнения своего произношения с эталоном. Если аналитико-синтетическая деятельность мозга ребенка недостаточна, у него отсутствует самоконтроль за своей речью, он не сравнивает свое дефектное звукопроизношение с эталоном.
В развитии лексико-грамматической и смысловой сторон речи значительное место занимают мыслительные процессы. Усвоение словарного запаса и грамматического строя происходит успешно, когда ребенок сопоставляет и связывает услышанное слово со значением предметов и действий.
Речь перестраивает все основные психические процессы ребенка: с её участием восприятие приобретает обобщенный характер, ребенок продолжает усваивать сенсорные эталоны, овладевает новыми перцептивными действиями, развиваются представления, происходит развитие ориентировки в пространстве и времени; совершенствуется память, которая лежит в основе способностей ребенка, и внимание, когда ребенок всматривается, вслушивается, отгадывает загадку, рисует, играет. Такие интеллектуальные операции, как сравнение, анализ, синтез становятся возможными по мере развития у ребенка лексико-грамматической стороны речи. Мышление и язык тесно переплетаются. Ребенок говорит о том, что он знает, а его знания о языке определяются именно тем, как он понимает предметы, события и отношения в окружающем его мире.
Таким образом, речь развивается в тесной взаимосвязи с формированием всех психических функций. Ребенок при помощи речи не только получает новую информацию, но и приобретает возможность по-новому её усваивать.
Обследование детей с общим недоразвитием речи показало, что наряду с различными отклонениями в фонетике, лексике и грамматике у большинства из них нарушены память, внимание, навыки конструктивной деятельности. Р. Е. Левина выделяла нарушение внимания как одну из причин возникновения общего недоразвития речи. Данные подтверждают эту связь: у детей с тяжелыми нарушениями речи внимание нарушено примерно в 70% случаев.
Нарушение внимания и памяти проявляется у таких детей в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей в рисунках-шутках; не всегда выделяют предметы или слова по заданному признаку. Это происходит в случаях, когда предложено показать на рисунке только определенные предметы, собрать все предметы из заданного материала, хлопнуть в ладоши, если будет назван транспорт (посуда, какой-либо звук). Дети с тяжелыми нарушениями речи испытывают некоторые трудности в определении цвета предметов, их формы, величины. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале без наглядной поддержки.
Поскольку речь и мышление тесно связаны между собой, поэтому словесно-логическое мышление детей с тяжелыми нарушениями речи ниже возрастной нормы, дети испытывают затруднения при классификации предметов, обобщении явлений и признаков. Нередко их суждения и умозаключения бедны, отрывочны, логически не связаны друг с другом.
Актуальность
Работая с детьми, имеющими различные речевые нарушения, мы заметили, что они без радости включаются в учебно-познавательную деятельность и, как правило, у таких детей недостаточно развита память, снижено внимание, не так подвижны психические процессы. Поэтому дети не проявляют интереса к поисковой деятельности и с трудом планируют любые её виды, не готовы к выполнению заданий, не отличаются высокой работоспособностью. В силу этих и других причин дети с речевыми нарушениями не любят учить стихи, пересказывать тексты, составлять рассказы, не владеют приёмами и методами запоминания. Всё это вызывает у них большие трудности, быстрое утомление, отрицательные эмоции. Следует подчеркнуть, что именно в старшем дошкольном возрасте создаются важные предпосылки для целенаправленного развития речи и психических процессов детей: развивающиеся возможности мышления, становление познавательных интересов и творческой деятельности, расширение взаимодействия старших дошкольников с окружающим миром. Все это создает основу для развития и совершенствования речевой и мыслительной деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что детям с нарушениями речи необходимы вспомогательные средства, которые совершенствовали бы речевые и мыслительные способности дошкольников с нарушением речи.
В начале своей работы мы провели мониторинг по определению исходного состояния уровня развития речи у детей.
В ходе анализа данных мониторинга детей мы сделали вывод, что развитие речи детей находится на низком уровне. У них резко ограниченный словарный запас, нарушена слоговая структура слов, низкий уровень фразовой речи, наблюдается отставание в овладении грамматическим строем родного языка, навыками связной, прежде всего монологической речи. Также дети с трудом запоминают стихи и отгадывают загадки, не устанавливают причинно-следственные связи в событиях. Таким образом, полученные результаты показали необходимость проведения целенаправленной работы по развитию речевой и мыслительной деятельности у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Нам необходимы были методики и технологии способные решить следующие задачи:
- Систематизировать и обогащать словарный запас детей по изучаемым лексическим темам;
- Активизировать познавательную деятельность;
- Формировать предпосылки поисковой деятельности; развивать умственную активность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;
- Развивать грамматически правильную фразовую речь, ассоциативное и наглядно - образное мышление, внимание, воображение детей;
- Вызывать у детей желание изучать родной язык, прививать любовь к поэтическому искусству.
Изучив многие современные технологии и методы, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи и мышления у детей, мы в своей работе стали использовать самые эффективные на наш взгляд методы, это метод мнемотехники и дидактического синквейна.
Организовали на базе группы кружок «Маленькие сочинители», составили перспективный план работы кружка с учетом лексических тем, в котором последовательно по принципу от простого к сложному, стали внедрять в свою работу с детьми современные методы развития речи.
Описание реализации опыта
Основу этих методов составляет наглядность. Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребенка. О необходимости наглядности говорили великие педагоги С.Л.Рубинштейн, А.М.Леушина, Л.В.Эльконин и др. К.Д.Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками по двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету»
Мнемотехника в переводе с греческого - искусство запоминания, технология развития памяти. Идея данной технологии заключается в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное. Содержание может быть разнообразным: это картинки, модели, буквы, геометрические фигуры, цифры. Но все они связаны между собой, объединены одной темой, увидеть и разгадать эту связь как раз предстоит меленькому исследователю. Дети в своей жизни так или иначе сталкиваются с условными схематическими изображениями, например, при изображении явлений природы, признаков времени года. Данные модели помогают формировать у детей обобщенное представление об основных сезонных изменениях в природе. Модели используем в ходе совместных бесед, наблюдений, дети с удовольствием самостоятельно отмечают состояние погоды в природном уголке по условным обозначениям.
Что дает мнемотехника? В результате использования мнемотаблиц расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать - ребенок понимает, что это совсем не трудно. Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям. Развивается самостоятельность мышления и познавательная активность ребенка, развивается мелкая моторика рук.
Технология работы с мнемотаблицей
Знакомить детей с мнемотаблицами начинаем с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мячик», его символическое обозначение «круг». Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Детям предлагаем цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: цыпленок - жёлтый, туча - серая, трава - зелёная. В последующем можно давать и черно-белые изображения. Затем последовательно переходим к мнемодорожкам и к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже приступаем к работе с мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста детей.
На наш взгляд, использование мнемотаблиц будет эффективным, если строить работу с детьми в следующей последовательности: сначала детям предлагаем внимательно рассмотреть заранее приготовленную мнемотаблицу и догадаться, почему здесь изображены именно эти картинки, цифры, буквы. Затем предлагаем сжатую информацию по содержанию данной мнемотаблицы. Далее идет обсуждение, по необходимости задаем дополнительные вопросы. Затем дети с помощью мнемотаблицы самостоятельно составляют описательный рассказ. Так же мнемотаблицы очень эффективный прием для заучивания стихотворений. Методические требования к заучиванию стихов указывают, что не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; малоактивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. «Читая хором, - писала Е.И.Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и ту же манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность».
При заучивании стихотворения с использованием мнемотаблицы работаем по следующему алгоритму: вначале читаем стихотворение вслух, выделяем в каждой строке главное ключевое слово и представляем его в виде символа или рисунка, далее читаем стихотворение еще раз, но уже используем рисунки на мнемосхеме, и затем дети самостоятельно рассказывают стихотворение наизусть с опорой на мнемотаблицу.
Мнемотаблицы можно использовать в самостоятельной деятельности детей в играх на развитие логики и мышления:
- «Что за чем» (восстановление последовательность картинок по памяти).
- «Найди подходящие картинки» (нужно отобрать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме).
- «Найди место» (ребенку предлагается определить, где среди других должна находиться «выпавшая» картинка).
- «Найти лишнюю картинку».
- «Найди ошибку» (детям надо найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста).
- «Путаница» (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы и необходимо распутать два события).
- Игра «Не зевай, нужную картинку поднимай».
Параллельно с технологией мнемотехника мы постепенно знакомили детей с технологией синквейн.
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк». Пятистрочная строфа стихотворения - это способность резюмировать информацию в нескольких словах - важное умение, развивающее и активизирующее речемыслительную деятельность. Инновационность данной методики состоит в создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Сочинение синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Эта технология не требует особых условий для использования, способствует расширению кругозора, обогащению опыта, саморазвитию ребенка, является превосходным способом контроля и самоконтроля и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико-грамматических категорий у детей с тяжелыми нарушениями речи.
Технология составления синквейна
- Первая строка синквейна - заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет или действие, о котором идёт речь).
- Вторая строка - два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.
- Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.
- Четвёртая строка - это словосочетание или предложение, состоящее из нескольких слов, которые отражают личное отношение автора синквейна к тому, о чем говорится в тексте.
- Пятая строка - последняя. Одно слово - существительное для выражения своих чувств, ассоциаций, связанных с предметом, о котором говорится в синквейне, то есть это личное выражение автора к теме или повторение сути, синоним.
На первом этапе работы при обучении детей составлению синквейна расширяли и совершенствовали словарь дошкольников. Сначала знакомили детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым подготавливали платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливали материал для распространения предложения определением. Дети овладевали понятиями «живой и неживой» предмет, учились правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
В игровой форме процесс мышления протекает быстрее, новый материал усваивается прочнее, запоминается легче. Чтобы дети смогли составить Синквейн, необходимо было работать над расширением словарного запаса, развивать навыки словообразования и закреплять умения правильно употреблять в речи грамматические категории. Поэтому подобрали дидактические и речевые игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования в речи детей. На каждом занятии при работе с наглядным материалом мы играли в игры «Магазин слов», «Покажи картинку и задай вопрос», «Кто это, что это?», «Что умеет делать этот предмет?», «Подбери похожие слова», «Кто больше назовет действий?», «Отгадай загадки, нарисуй отгадки», «Цепочка слов», «Слова-действия», «Кто как передвигается» и другие. Чаще всего мы используем синквейн на занятиях для закрепления изученной лексической темы.
Пример составления синквейна при изучении темы «Дикие животные»
1. Кто (что) это? (1 слово, обозначающее описываемый предмет)
2. Какой, какая, какое? (2 слова признака) 3. Что делает? (3 слова действия) 4. Твое отношение к описываемому предмету? (предложение из 4-5 слов) 5. Слова-ассоциации о предмете (1-2 слова) |
1. Лиса
|
Синквейн можно составить после прочитанного произведения для закрепления содержания, уточнения характера персонажей. Пример составления синквейна после прочтения сказки «Заюшкина избушка»
1. Кто (что) это? (1 слово-обозначающее описываемый предмет)
2. Какой, какая, какое? (2 слова признака) 3. Что делает? (3 слова действия)
4. Твое отношение к описываемому предмету? (предложение из 4-5 слов)
|
1. Петушок
|
Можно сказать, что синквейн - это стихи, в которых нет рифмы, но есть смысл.
Овладение детьми приемами работы с мнемотаблицами значительно сократило время, затраченное на составление Синквейна и одновременно помогло решить задачи, направленные на:
- развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
- перекодирование информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.
- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Чем же интересен нам как педагогам синквейн? Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все. Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности. Синквейн является игровым приемом.
Существует вариативность работы над синквейном:
- Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего).
- Составление синквейна по прослушанному рассказу.
- Коррекция и совершенствование готового синквейна (анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части). Например, предлагаем синквейн без указания темы и первой строки. На основе существующих строк необходимо их определить.
Совместная работа родителей и педагогов является одним из важнейших компонентов всей работы, и во многом определяет ее успешность. Для родителей подготовили ряд консультаций и практических советов по использованию современных методов и технологий в развитии речи детей.
Использование методов мнемотехники и дидактического синквейна нами еще апробируется в группе, тем не менее по итогам года был проведен мониторинг, который позволил определить значение компонентов речи и выявить общий уровень речевой готовности. Уже сейчас можем сделать вывод, что использование этих методов носит комплексный характер воздействия, развивает не только речь, но и развивает мышление, внимание, память, воображение, восприятие. Способствует успешному развитию всей речевой системы в целом: развивается импрессивная речь детей, обогащается и активизируется лексическая сторона речи, закрепляются навыки словообразования, формируется и совершенствуется умение использовать в речи различные по своему составу предложения, умение описывать предметы. Данные технологии развития речи позволяют создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря чему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Список литературы
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: Учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. Заведений - М.: Издательский центр «Академия», 2000.
2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. - Ростов на Дону; изд. Феникс, 2011.
3. Акименко В. М. Речевые нарушения у детей. - Ростов на Дону; изд. Феникс, 2008.
4. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. - СПб., 2001.
5. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Журнал «Логопед». - 2005. - №5.
6. Коррекция речевого и психического развития детей 4-7 лет: Планирование, конспекты занятий, игры, упражнения / Под ред. П.Н.Лосева - М.: ТЦ Сфера, 2005.
7. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в средней группе для детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
8. Полянская, Т.Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. - СПб., 2009.
9. Ткаченко, Т.И. Использование схем в составлении описательных рассказов // Дошкольное воспитание № 10, 1990.
10. Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2004.