Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка во 2-3 классах, а также во внеклассной работе. Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма другу. Систематический анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок. Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям.
Цель урока: познакомить с понятиями «письмо», правилами его написания.
Задачи:
- образовательные: познакомить с правилами написания письма; дать возможность детям осознать важность переписки, овладеть культурой выражения чувств;
- развивающие: развивать коммуникативные способности учащихся;
- воспитывающие: прививать интерес к русскому языку, любовь к родному слову.
Формирование УУД:
- Коммуникативные УУД:
- формировать речевые умения - учить высказывать суждения, формулировать в ходе выполнения задания вопросы и ответы, обосновывать этапы решения учебной задачи;
- учить слушать и понимать речь других;
- участвовать в беседе на уроке;
- учить организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать в парах и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
- Личностные УУД формируются на всех этапах урока.
- Регулятивные УУД:
- соотнесение учеником того, что уже известно о понятии и того, что ещё не известно и на основании этого ставить учебную задачу с помощью учителя;
- с помощью учителя уметь определять последовательность промежуточных действий с учётом конечного результата;
- формировать умение самостоятельно двигаться по заданному плану;
- формировать способность оценивать полученный результат.
- Познавательные УУД: а) формировать умения самостоятельно и осознанно находить необходимую информацию опираясь на полученные знания; б) самостоятельно создавать алгоритм своей деятельности при решении проблем творческого характера.
Планируемые результаты: учащиеся научатся письменно излагать свои мысли, писать письма.
Ход урока
I. Актуализация знаний учащихся о письме
1. Вводная часть урока.
Учитель читает загадку.
Сбоку марка и картинка.
В круглых штампах
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,
Если захочешь -
За море умчится.
- Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся.)
- Конечно, это письмо. Кто из вас получает письма? А вы посылаете письма? Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди словно встречаются друг с другом, делятся радостями и горестями, о чем-то сообщают.)
Учитель: - Итак, что такое письмо? (Лексическая работа над словом.)
Компьютерная программа:
ПИСЬМО - это написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь кому-нибудь.
Ученица читает стихотворение.
Письмо
Само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти,
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Учитель: - Что нужно, чтобы листок стал письмом? (Ответы детей.) Да, ребята, необходим конверт. (На доску учитель вывешивает макет конверта.)
- Рассмотрите почтовый конверт. Что на нем пишут? (Адрес.) Объясните значение слова адрес? (Лексическая работа над словом.)
Компьютерная программа:
АДРЕС - надпись на письме, указывающая место назначения и получателя. (Анализируется образец правильного написания адреса на конверте.)
Учитель: - Отправится ли в путешествие это письмо? (Нет.) Почему? (Ответы учащихся.) Вы, верно, сказали, что на конверте должна быть марка. (К макету конверта приклеивается макет марки.)
- Что такое марка? (Лексическая работа над словом.)
Компьютерная программа:
МАРКА - это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их коллекционируют. (Подготовленные учащиеся показывают свои коллекции марок и коротко рассказывают о них.)
Учитель: - Каждому человеку приятно получить конверт с запечатанным в нем письмом от родных, друзей, радостно держать в руках бумажный листок, который, кажется, еще хранит тепло близкого человека, узнать знакомый почерк.
Когда мы вынимаем из почтового ящика письмо, мы вряд ли задумываемся над тем, как оно было доставлено.
2. Беседа по вопросу «Как путешествует письмо»
Учитель: - Знаете ли вы, на каком транспорте путешествует письмо? (Ответы детей.)
Компьютерная программа:
Письма:
летят в самолетах; |
мчатся в поездах и автомашинах; |
плывут на теплоходах и в моторных лодках; |
едут на лошадях и оленях. |
Учитель: - Куда доставляют письма? (Ответы детей, компьютерная программа.)
Письма приходят в любой уголок земного шара -
в большой город; |
в маленькую деревушку; |
в арктический поселок; |
в высокогорный аул. |
Учитель: - Попробуем задуматься: так ли было всегда? Как люди получали письма раньше, в старину, когда не было еще почтовых отделений и почтовых ящиков, удобного и быстрого транспорта? (Ответы детей.)
Ученик (делает сообщение-обобщение о доставке писем в разные времена):
- В древности письма доставлял пеший посыльный. Потом появились верховая, санная, лодочная почты. Послания доставлялись на аэростатах, голубями, в бутылках. Технический прогресс принес железнодорожную, автомобильную, трамвайную, пароходную почту. В прошлом веке стали появляться воздушные виды почты - самолетная, дирижабельная, вертолетная, ракетная, наконец, космическая.
II. Сообщение целей урока
Учитель: - Ребята, внимательно прочитайте вопрос теста и честно ответьте на него.
Компьютерная программа:
- Кому вы можете открыть свою тайну? Выберите ответ:
Родителям |
Учителю |
Президенту |
Другу |
(Ответы учащихся.)
Учитель: - Да, дети, бывают важные моменты в жизни, когда необходимо поговорить с другом или с подругой. Сегодня мы будем учиться писать письмо другу.
- Что объединяет друзей? (Общий круг интересов: любовь к природе, путешествиям, спорт, музыка и пр.)
- Письмо представляет собой модель беседы с другом, где можно не просто рассуждать о пустяках, а вести серьезный разговор о главном. Что для вас главное? (Ответы детей.)
III. Практикум
1. Подготовительная беседа «Как выглядит письмо»
Учитель: - Ребята, знаете ли вы, как выглядит письмо? (Ответы детей.)
- Какие чувства испытает друг, прочитав ваше письмо? (Приятные чувства: удивление, радость, интерес.)
- Придумайте ситуации, которые вызовут у вашего друга положительные эмоции. (Учащиеся придумывают подходящие ситуации.) Это:
- радостная весть, сюрприз;
- совет, помощь, похвала;
- поздравления и пожелания;
- приглашение на торжество;
- сообщение о скорой встрече.
- Итак, что может содержать письмо? (Ответы учащихся.)
Компьютерная программа:
- обращение к адресату;
- интересующие нас вопросы;
- наше отношение к новостям;
- ответы на вопросы предыдущего письма;
- новости;
- благодарность за внимание;
- приветы друзьям, знакомым, родственникам;
- прощание;
- подпись;
- постскриптум.
2. Этикетные правила написания письма в разыгрывании речевых ситуаций:
а) диалоговое обращение
Учитель: - Обратитесь к другу и поздоровайтесь. Например:
- Здравствуй, Сережа!
- Привет, Катюша!
- Милая Леночка! Прими самый нежный и теплый привет.
Ведь лучше тебя никого в мире нет!
б) слова вежливости
Учитель: - Отвечая на чье-то письмо, поблагодарите за внимание. Ответы учащихся:
- Спасибо за письмо.
- Я очень обрадовался твоему письму.
- Спасибо за то, что не забываешь.
в) реплика-отклик
Учитель: - Вспомните, о чем вам писали в предыдущем письме, и выразите к новостям свое отношение. Примерные ответы детей:
- Интересно было узнать о твоих планах на лето.
- Сообщение об удачной рыбалке развеселило меня.
- Как хорошо, что нашлась твоя собака.
г) речевая игра «Вопросник». (Желающие встают в круг, задают вопрос - передают следующему конверт.)
Учитель: - Спросите, как идут дела у друга. Например:
- Как дела?
- Что нового?
- Как ты поживаешь?
- Если вам писали о чем-то грустном, спросите, как обстоят дела в настоящее время.
Например:
- Выздоровел ли Миша?
- Ты научился подтягиваться на перекладине?
- Надеюсь, ты помирился с Сашей?
д) речевая задача «Ответы на вопросы, заданные в предыдущем письме»
(Двое разыгрывают диалог, третий составляет предложение, которое использует при написании письма.)
Диалог
- Женя, ты выздоровел? - Да, я снова хожу на тренировки по плаванию. - Андрей, как ты относишься к спорту? - Люблю кататься на лыжах и коньках. |
Ответы на вопросы предыдущего письма Я уже выздоровел и снова хожу в бассейн.
Ты спрашиваешь, как я отношусь к спорту? - Катаюсь на лыжах и коньках. |
е) ролевая игра «Новости»
Учитель: - Ребята, как понимаете значение слова «новости»? (Лексическая работа над словом.)
Компьютерная программа:
НОВОСТИ - нечто новое. Недавно полученные известия.
Учитель: - Сообщите новость шепотом на ухо своему соседу.
- О чем вы узнали?
Примерные ответы учащихся:
- Купили велосипед.
- Поступил в музыкальную школу и уже научился играть гаммы.
- Всем классом ходили в цирк. Было здорово. Особенно понравились дрессированные собачки.
ж) конкурс на лучшее поздравление другу
Учитель: - Ребята, послушайте, какое пожелание друзьям написал С.Я.Маршак. (Звучит фонограмма стихотворения С.Я.Маршака.)
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути
Главнейшее условье.Пусть каждый день и каждый час
Вам нового добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
Учитель: - Найдите добрые слова в пожелании. (Практическая работа.)
Поздравление должно быть добрым и искренним, содержать теплые слова, которые приятно будет получить другу. Поздравьте друга с каким-либо событием, пожелайте что-то приятное.
з) составление предложений
Учитель: - Ребята, передайте привет друзьям, знакомым, родственникам. Примерные ответы учащихся:
- Передай привет Юльке и Виталику.
- Передай привет дедушке. Я очень по нему скучаю.
- Надюшке большой привет и спасибо за интересную книгу.
Учитель: - В конце письма попрощайтесь и подпишитесь. Ответы детей:
- До свидания, Лена! Твоя подруга Вика.
- Жду встречи. Вадик.
- До скорой встречи. Юра.
- Жду с нетерпением твоего ответа. Маша.
Учитель: - Если в письме вы забыли что-то указать, можно написать постскриптум. Как объясняет значение этого слова «Толковый словарь»? Компьютерная программа:
ПОСТСКРИПТУМ - это приписка в письме, которая стоит после подписи и обозначается буквами «P.S.». Постскриптум переводится с латинского языка как «после написанного».
Например:
P.S. Да, я только что узнал, что у Сережи родилась сестренка.
P.S. Забыл упомянуть о том, что живу сейчас у бабушки. Пиши ответ на ее адрес.
P.S. Обязательно приезжай к нам в гости. Обещаю, будет весело!
3. Определение условий грамотного письма
Проводится игра «Собери пословицу!».
Учитель: - Из данных слов (написано, топором, что, вырубишь, пером, того, не) составьте пословицу.
- Как понимаете пословицу: «Что написано пером, того не вырубишь топором»? - беседа.
Учитель (обобщение ответов детей): - Каждая неясность, каждый неверный оборот могут вызвать непонимание, путаницу. Неверно расставленные или вовсе не поставленные знаки препинания могут изменить смысл. Что в разговоре допускается - неуместно в письме. Сделайте вывод о том, как написать грамотное письмо.
Вывод (компьютерная программа): для написания грамотного письма необходимо:
а) написать черновое письмо;
б) внимательно прочитать письмо вслух (на слух определить некрасивые созвучия);
в) исправить ошибки;
г) переписать письмо.
4. Анализ заданной жизненной ситуации «Письмо другу (подруге)»
Учитель: - Письма… письма… Сколько связано с ними неожиданного, порой веселого, порой грустного. Берешь конверт в руки и думаешь, а вдруг там спрятано самое удивительное сообщение из всех, что вообще до сих пор к тебе приходили? И гадаешь… И чаще всего, конечно, не угадываешь…
У мальчиков может состояться серьезный «мужской» разговор, а у девочек - откровенная беседа «Между нами, девочками». О чем бы написали письмо:
Мальчики?
- о каком-либо договоре; - о важном задании; - о помощи кому-либо; - о неожиданном подарке, сюрпризе. |
Девочки? - об удивительном происшествии; - о заветной мечте; - о секрете; - о просьбе. |
Учитель: - Что может содержать такое письмо? (Такое письмо может содержать:
- увлекательный поиск;
- неожиданные находки;
- таинственные истории;
- необыкновенные открытия.)
Учитель: - Сформулируйте цель своего письма другу (подруге).
Мальчики. Цель: договориться о чем-то, решить проблему, дать важное задание, убедить собеседника. |
Девочки. Цель: поделиться сокровенным, раскрыть секрет, посплетничать, удивить собеседницу. |
5. Определение стиля письма
Учитель: - Каким стилем речи вы воспользуетесь? (Разговорным стилем.)
- Приходилось ли вам прислушиваться к разговорной речи окружающих? Не заметили ли вы, какие предложения характерны для разговорного стиля? (Простые, короткие предложения, диалог.)
- Назовите несколько слов, которые, по вашим наблюдениям, характерны для разговорного стиля. (Валюша, Ленька, дружище, братишка, гурьба, ватага и др.)
6. Устное создание речевых ситуаций
Учитель: - Придумайте начало письма.
Мальчики:
- Пишу тебе по важному делу. - Мне нужна твоя помощь! - Сегодня ночью у меня вдруг родился план. Пока никто не должен знать об этом. Никто, кроме тебя! - Мужской уговор: никому ни слова. |
Девочки: - Я хочу тебе рассказать об одном происшествии. Тебе такое и не снилось!.. - Хочешь - верь, хочешь - нет. Мое дело - сказать тебе правду. - Сейчас ты очень удивишься. И даже, может быть, не поверишь мне. |
Учитель: - Придумайте концовку письма.
Мальчики:
- Договорились? - Вот пока и все. Действуй! |
Девочки: - Что, удивилась? - Ну, как тебе эта загадочная история? Фантастика! |
7. Употребление элементов занимательности в письме
Учитель: - Какие элементы занимательности можно использовать в письме? (Предположения учащихся.)
Учитель (обобщение и дополнение ответов детей):
- Для проявления интереса у друга в письме можно применить различные элементы занимательности. При договоре для наглядности начертить план. К удивительному происшествию сделать рисунок. А также можно использовать стихотворение, загадку, анекдот, колыбельную песню, частушку и др.
IV. Физкультминутка
Используется стихотворение А.Чельцовой.
Несется по суше,
Несется по морю,
Летит самолетом
В воздушном просторе.И вот, наконец
Прибывает оно
Из дальнего края,
Вестями полно.
V. Самостоятельная работа
Написание письма, самопроверка
VI. Подведение итогов урока
Учитель: - Ребята, чему вы научились на уроке? Что нового узнали?
- Вложите письмо в конверт. Напишите адрес на конверте. Опустите письмо в классный почтовый ящик.
(Почтальон-ученик доставляет почту по назначению. Получатели писем - ученики открывают их, знакомятся с их содержанием.)
VII. Домашнее задание
Учитель: - Дома напишите ответ на полученное письмо и пошлите письмо другу по почте. Кто знает, может быть, это письмо станет не только продолжением вашей переписки с другом, но и началом благородных дел.