«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (формирование функциональной грамотности на уроках истории)

Разделы: История и обществознание, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: Бородинское сражение, Отечественная война 1812 года


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (10 МБ)


Класс: 9 класс.

Название раздела: «Отечественная война 1812 года».

Роль и место данного раздела в курсе: раздел «Отечественная война 1812 года» изучается в курсе «История России». 9 класс - учебник «История России. 9 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов, А.А.Левандовский и др.]; под ред. А.В.Торкунова. - М.: Просвещение, 2021».

Особенностью современного образования является его ориентация на развитие личности учащегося, на достижение таких образовательных результатов, которые помогут вырабатывать эффективные жизненные стратегии, принимать верные решения в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

Идя на урок, учитель должен задуматься, какими заданиями он будет формировать функциональную грамотность у своих учеников. Во всяком случае, задания, которые будет использовать учитель, должны быть разных форматов и необычны: в них нужно использовать знания для поиска решений в ситуациях, которые имеют место в реальной жизни и могут встретиться ученику уже сегодня или в ближайшем будущем. Решение этих заданий требует применения знаний в незнакомой ситуации, поиска альтернативных решений или способов действий, т.е. требует творческой активности.

Рассмотрим технологию формирования и развития функциональной грамотности у школьников на уроках истории на конкретном примере задания для учащихся 9 класса.

Характеристика задания:

Название задания

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

Класс

9 класс

Доминирующая грамотность

Читательская грамотность

Содержательная область оценки

Отечественная война 1812 года

Компетентностная область оценки

Поиск, интеграция и интерпретация исторической информации в источниках разного типа,
применение исторических знаний

Контекст

Множественный (личный, образовательный)

Тип текста

Множественный (составной)

Уровень сложности задания

Средний

Формат ответа

Задания с развернутым ответом

Объект оценки

Использование информации из текста для решения практических задач с привлечением фоновых знаний

Система оценивания

Каждое задание оценивается отдельно.
5-балльная система оценки

Время, необходимое для выполнения задания

1 урок

Комплексное задание

«Недаром помнит вся Россия про день Бородина!» (10 заданий)

Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

«Грозный день сей Бородинский
Им и нам в почет равно.
Славься битвой исполинской,
Славься ввек, Бородино!..»
П.А. Вяземский

Недаром помнит вся Россия про день Бородина!

6 августа 1812 года русская армия оставила горящий Смоленск. Шел второй месяц с начала Отечественной войны. Под натиском превосходящих сил противника русские войска были вынуждены отступать…

8 августа М.И.Кутузов стал во главе русских сил.

«Дух армии сразу поднялся, - писал наблюдательный очевидец событий, - и там, где Барклай не мог рассчитывать на свои войска, Кутузов с уверенностью полагался на храбрость солдат». Стратегический план Кутузова предусматривал усиление главных сил русской армии за счет привлечения резервов и нанесения последовательных ударов противнику, как действиями регулярной армии, так и отрядов партизан и ополчения. Важное место в этом плане отводилось крупному сражению, которое Кутузов решил дать французам под Москвой…

«Историки чаще всего насчитывают в русской армии к началу сражения 120 тыс. человек (включая сюда регулярные войска, казаков и ополченцев) и 640 орудий. Французская армия, по мнению историков, имела при Бородине 130-135 тыс. человек (не более) и 587 орудий… Но, напомним, у Кутузова регулярные части насчитывали только 115,3 тыс. человек, тогда как все 134 тыс. солдат Наполеона - это кадровые, регулярные войска» [8].

«Позиция, в которой я остановился при деревне Бородино в 12-ти верстах вперед Можайска, - доносил Кутузов Александру I, - одна из наилучших, которую только на плоских местах найти можно. Слабое место сей позиции, которое находится с левого фланга, постараюсь я исправить искусством».

Герасимов С.В. М.И.Кутузов на Бородинском поле. (1952)

1-я Западная армия под командованием Михаила Богдановича Барклая де Толли расположилась на правом фланге по высокому берегу над рекой Колочей. 2-я Западная армия под командованием Петра Ивановича Багратиона должна была оборонять левое крыло русских. Для усиления левого фланга были возведены полевые укрепления.

26 августа в 4 часа утра раздались первые пушечные выстрелы, которые скоро слились в сплошной грохот. Французские войска перешли в наступление, и вскоре жестокий бой разгорелся по всему фронту. Несмотря на большие потери, французская пехота упорно атаковала русские позиции. Многие укрепления неоднократно переходили из рук в руки. «На всей нашей линии,- вспоминал один из русских офицеров,- кипело ужасное побоище. Бой пехотный, ручной, на штыках, кавалерийские атаки, артиллерийский непрерывный огонь... не прекращались во весь день ни на минуту».

Главный удар французских войск был направлен против русского левого фланга. Семь упорных атак неприятеля последовали одна за другой, но успеха не имели, хотя Багратионовы флеши (по-французски означает «стрела», в данном случае - земляные укрепления в форме тупого угла) по нескольку раз переходили из рук в руки. Отборные французские части прославленных в наполеоновской армии корпусов Даву и Нея несли громадные потери, но никак не могли выполнить приказ своего императора - разгромить левое крыло русских войск.

Верещагин В.В. Наполеон I на Бородинских высотах. (1897)

Около полудня французы начали особенно сильную, восьмую атаку флешей. Корпуса Нея и Даву атаковали укрепления с фронта, корпус Жюно - с флангов. 400 французских пушек открыли по русским войскам ураганный огонь.

Аверьянов А. Защита флешей Багратиона. (1992)

Багратион повел своих солдат в контратаку. И в этот момент осколок гранаты тяжело ранил его.

Оставшись без своего полководца, русские части отошли от Багратионовых флешей и заняли позицию за оврагом. «Сей несчастный случай, - писал потом Кутузов в своем донесении Александру I, - весьма расстроил удачное действие левого нашего крыла, доселе имевшего поверхность (здесь: перевес) над неприятелем».

Сбить русские войска с новой позиции французам не удалось. Левый фланг русских прорыва своего фронта не допустил.

Ожесточенный бой кипел и в центре русского расположения, там, где находилась Курганная высота и стояла батарея Раевского.

Первая атака двух пехотных дивизий французов захлебнулась. Враг понес большие потери. Во время второй атаки неприятельским частям под командованием генерала Бонами удалось ворваться на батарею. Однако солдаты Томского и Уфимского полков и егеря не дали французам закрепить успех и после ожесточенной схватки безраздельно господствовали на высоте. Французский генерал Бонами при этом был взят в плен.

Новый страшный удар обрушил противник на батарею Раевского. Защитники батареи проявили исключительное мужество, особенно отличился полковник Манохтин.

«Ребята, - сказал он, обращаясь к солдатам, - эта батарея - Россия! Отстоим ее грудью богатырскою».

С этими словами герой пал на землю, сраженный вражеской картечью. Но солдаты, воодушевленные его призывом отбили атаку врага.

Кутузов внимательно следил за ходом сражения. Он своевременно направлял резервы в самые горячи точки боя и предпринимал необходимые контрмеры.

Так, когда к полудню французы предприняли сильный натиск на Курганную высоту, Кутузов приказал русской кавалерии атаковать врага на другом фланге. Появление конных полков генерала Ф.П.Уварова и казаков М.И.Платова в тылу французской армии было для Наполеона полной неожиданностью…

С криками «ура!» русская конная гвардия помчалась на врага. Начался ожесточенный рукопашный бой. Схватка полков тяжелой кавалерии, по словам очевидцев, представляла собой необыкновенное зрелище и напоминала битву средневековых рыцарей. Верх одержала русская конница. Французская кавалерия была вынуждена отступить за линию своей пехоты…

Когда с наступлением темноты французские войска отошли на исходные позиции, в русской армии все надеялись возобновить сражение на следующий день. Однако это оказалось невозможно: силы были на исходе, а прибытие подкреплений не предвиделось. Кутузов отдал приказ об отступлении. Как он писал в рапорте Александру I, «чрезвычайная потеря, и с нашей стороны сделанная, особливо тем, что переранены самые нужные генералы, принудила меня отступить по Московской дороге».

Стойкость русских войск, тяжелые, ничем невосполнимые потери, которые нанесли они армии Наполеона под Бородином, сыграли исключительно важную роль в исходе всей Отечественной войны 1812 года. В Бородинской битве Наполеон не смог решить свою главную задачу - разгромить и уничтожить русскую армию. Он не сумел достичь победы в генеральном сражении и одним ударом (как собирался) решить судьбу кампании в свою пользу. Бородинское сражение явилось одним из важнейших этапов подготовки контрнаступления русской армии, оно имело крупнейшее значение, как для России, так и для всей Европы [1].

Источники:

  1. Антонов В.С. Книга для чтения по истории. ХIХ в. Пособие для учащихся. Под ред. проф. П.А.Зайончковского. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.
  2. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. - М.: Омега, 2007. - 560 с.

Задание №1. Каково было соотношение сил противников на Бородинском поле? Найдите необходимую информацию в тексте и заполните таблицу «Бородинское сражение в цифрах». Проанализируйте состав наполеоновской и русской армий. Какая из сторон имела, по Вашему мнению, больше шансов на победу? Ответ объясните.

Бородинское сражение в цифрах

Русские

Французы

Главнокомандующий

Численность войск в строю (тыс. чел.)

из них регулярные (кадровые) войска (тыс. чел.)

Пушки

Ответ:

Бородинское сражение в цифрах

Русские

Французы

Главнокомандующий

Кутузов

Наполеон

Численность войск в строю (тыс. чел.)

120,0

130,0 -135,0

из них регулярные (кадровые) войска (тыс. чел.)

115,3

134,0

Пушки

640

587

Задание №2. Воспользуйтесь текстом и на схеме Бородинского сражения сделайте необходимые подписи к условным обозначениям. Укажите на схеме места пребывания Кутузова и Наполеона во время боя, новую Смоленскую дорогу, старую Смоленскую дорогу, Бородино, Семеновское, Горки, Шевардинский редут, батарею Раевского, Багратионовы флеши, Утицкий лес.

Ответ:

Задание №3. Поясните, какие цели ставили перед собой Кутузов и Наполеон, начиная сражение? Ответ оформите в виде таблицы.

Цели Кутузова и Наполеона в Бородинском сражении

Цели Кутузова

Цели Наполеона

Ответ:

Цели Кутузова и Наполеона в Бородинском сражении

Цели Кутузова

Цели Наполеона

Кутузов дал сражение, во-первых, потому что этого желала отступавшая армия. Во-вторых, возбужденное общественное мнение не простило бы Кутузову, если бы он без решительной схватки с неприятелем отступил до самой Москвы. Кроме того, принимая решение о Бородинском сражении, Кутузов с полным на то обоснованием, рассчитывал обескровить врага, лишить его надежды на легкую победу и этим положить начало позорному изгнанию оккупантов за пределы России.

Учитывая свое временное превосходство в силах, Наполеон надеялся в генеральном сражении разгромить русскую армию, принудить Александра I к вынужденному миру и с блеском закончить очередную кампанию.

Задание №4. С помощью текста и схемы Бородинского сражения определите последовательность событий.

  1. Рейд казаков Платова и кавалеристов Уварова в тыл к французам.
  2. Атака французами левого фланга русских войск.
  3. Атака французами Багратионовых флешей.
  4. Атака французами батареи Раевского.
  5. Отход русских войск от Багратионовых флешей.
  6. Отступление французов и возвращение русских войск на исходные позиции.

Ответ: 3-2-4-1-5-6

Задание №5. Рассмотрите изображение и выполните задание.

Кто изображен на марке? Какой событие Отечественной войны 1812 года мы будем отмечать в 2022 году? Решите задачу, используя информацию на марке.

Ответ: Барклай-де-Толли, Кутузов, Багратион.

Вычисления:

2022 - 1962 = 60

150 + 60 = 210

В 2022 году будет отмечаться 210 лет со времени Бородинского сражения в Отечественной войне 1812 года.

Задание №6. Решите исторические ребусы, воспользовавшись текстом и знаниями по истории ХIХ века.

Земляные укрепления в форме тупого угла, используемые в Бородинской битве.

Отдельно стоящее земляное укрепление сомкнутого вида, с валом и рвом, предназначенное для круговой обороны.

Корм, предназначенный для питания животных (лошадей, скота).

Широкомасштабные военные действия (генеральное сражение).

Ответ: Флеши, редут, фураж, битва.

Задание №7. Воспользуйтесь текстом и выскажите свое мнение, как Вы оцениваете итоги Бородинского сражения и в чем его историческое значение? Дайте развернутый ответ.

Задание №8. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

На фотографии представлен Храм Христа Спасителя, расположенный в Москве. Обетные храмы возводились в честь победы над противником, а также в память о погибших во время боевых действий.

В память о каком событии был возведен этот храм?

Ответ: На фотографии представлен Храм Христа Спасителя, возведенный в честь победы в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном.

Задание №9. Героям Отечественной войны 1812 года сегодня по всей России посвящены красивые мемориалы и памятники - в Москве, и Санкт-Петербурге, Смоленске и Малоярославце, Тарутино и Черняховске, Вязьме и на Бородинском поле… Их именами названы города и селения, железнодорожные станции, улицы и площади, станции метрополитена… Там, где когда-то гремела на всю Европу «гроза двенадцатого года», созданы музеи, бережно хранящие свидетельства о великом патриотизме и героизме россиян.

Вспомните, в каких городах Вы были вместе с родителями или одноклассниками, где находятся памятники посвященные героям Отечественной войны 1812 года? Назовите их.

Какие места хранящие память об Отечественной войне 1812 года Вы хотели бы посетить?

Спланируйте рациональный экскурсионный маршрут для школьников, позволяющий познакомиться с историей Отечественной войны 1812 года и узнать о ратном подвиге русского народа.

Задание №10 (Домашнее задание). Посетите 3D-тур музея заповедника «Бородинское поле» (https://www.borodino.ru/wp-content/uploads/3d_summer/) и напишите эссе на тему: «Что значит для человека ХХI века Бородинское сражение»?

Задания по истории такого типа направлены на формирование и развитие функциональной грамотности у школьников и новых результатов, связанных с «навыками ХХI» века, необходимых для полноценной жизни в современном обществе и обучения в течение всей жизни.

Библиографический список

  1. Антонов В.С. Книга для чтения по истории. ХIХ в. Пособие для учащихся. Под ред. проф. П.А.Зайончковского. - М.: Просвещение, 1978. - 223 с.
  2. Важенин А.Г. Конспекты уроков по истории России ХIХ века: 8 кл.: Метод. пособие. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. - 336 с.
  3. Гурьянова С.Ю. Высшее образование ХХI века: актуальные тренды // Научный журнал «Дистанционное и виртуальное обучение». Номер 2 (80), февраль, 2014. - с. 75-88.
  4. Гурьянова С.Ю. Игровая деятельность в цифровую эпоху. // Чешский научный журнал «Aktuální pedagogika». - №1. - 2018. - с. 15-20: [сайт]. URL: http://sociosphera.com/files/conference/2018/Aktualni_pedagogika_1-18/ap_1-18.pdf (дата обращения: 05.01.2022).
  5. История России. ХIХ век. 8 кл. / В.В.Сухов, А.Ю.Морозов, Э.Н.Абдулаев и др. - М.: Дрофа, 2003. - 256 с.
  6. Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной грамотности. // Вестник образования России. - №16. - 2019. - с. 32-36.
  7. Тарле Е.В. Нашествие Наполеона на Россию. 1812 год. - М.: Воениздат, 1992. - 304 с.
  8. Троицкий Н.А. 1812. Великий год России. - М.: Омега, 2007. - 560 с.
  9. Банк заданий по формированию и оценке функциональной грамотности учащихся ФГБНУ ИСРО РАО: [сайт]. URL: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/ (дата обращения: 05.01.2022).
  10. Музей-заповедник «Бородинское поле»: [сайт]. URL: https://www.borodino.ru/ (дата обращения: 05.01.2022).
  11. Музей Отечественной войны 1812 г.: [сайт]. URL: https://shm.ru/museum/mov/ (дата обращения: 05.01.2022).
  12. Ребус номер один: [сайт]. URL: http://rebus1.com/ (дата обращения: 05.01.2022).