В настоящее время выпускники СПО и средней школы поставлены в одинаковые условие относительно содержания математической подготовки, так как преподавание математики в этих двух типах учебных заведений проводится почти по единым учебникам и программам. Вместе с тем, ряда организационно-методических вопросов преподавания математики в СПО имеет определенную специфику, обусловленную организацией в них учебно-воспитательного процесса и некоторыми особенностями контингента учащихся, поступающих ныне в колледжи и училища.
У многих из них имеются серьезные проблемы в знаниях, отсутствуют элементарные навыки самостоятельного умственного труда. Это создает серьезные препятствия не только для овладения учащимися математикой, но и для изучения специальных предметов, материал которых множеством нитей связан с математикой.
Первый урок с вновь поступившим контингентом проходит в виде беседы «Математика в жизни, производстве, науке, технике, будущей профессии». На этом же уроке предлагаю им простые логические задачи, математические задачи и т.д., тем самым стараюсь их заинтересовать предметом, чтобы на урок они шли с охотой, ибо ни для кого не секрет, что многие учащиеся уходят из школы из-за математики.
На втором уроке я им даю первую проверочную работу, чтобы определить уровень подготовленности вновь прибывшего контингента и далее правильно организовать повторение и создать дидактические условия для ликвидации пробелов в знаниях учащихся за курс 9-летней школы.
Исходя из всего этого, составляю программу повторения. В процессе повторения очень нелегко побороть психологию вчерашнего троечника. За время учебы в общеобразовательной школе он привык к тому, что успевающих учитель приглашал на олимпиады, конкурсы, его же удел - посещать дополнительные занятия для отстающих. Такая психология - недооценка собственных возможностей - очень мешает творчески раскрыть себя. Приходится затрачивать немало времени и усилий на ломку этой психологии, так как только после формирования установки «я могу» учащиеся начинают живее включаться в работу.
Много внимания уделяю созданию обстановки комфортности, безопасности для ученика атмосферы уважительности друг к другу на уроках и других взаимоотношениях. Стараюсь обращаться к учащимся по имени, а не по фамилии. Еще один воспитательный аспект: те же учащиеся, которые выходят к доске отвечать на вопросы, знают, что при любом ответе они не получат плохой отметки, даже если их решение оказалось не верным, а вот хорошую получить могут, поэтому без опасения выходят к доске.
Всегда необходимо похвалить учащегося за старания, даже если он ответил недостаточно хорошо. Ведь интерес к учению там, где есть вдохновение, рождающееся от успеха. Никогда нельзя давать ребенку почувствовать, что он хуже других, нельзя унижать его достоинство.
Урок…Сорок пять минут.… Много это или мало? Чаще всего это бывает мгновение, вспышка, озаренная радостью общения, взаимопонимание, увлекательного совместного труда. Если порой на уроке вижу отвлекающихся учащихся, то в глубине души виню только себя: не сумела зажечь искорку интереса, не нашла нужную тропку к их сердцам, не разбудила их дремлющие таланты. А когда они, мои милые единомышленники, подпрыгивая от нетерпения, рвутся отвечать, с восторгом принимают все мои задания, понимая меня с полуслова, я просто счастлива. Ведь у меня самая замечательная профессия. Я - учитель!
С целью подготовки учащихся к усвоению нового материала, применению имеющихся знаний, овладению определенными умениями в начале урока использую: устный счет, математические диктанты, игровые задания, задания на поиск закономерностей, на обнаружение типичных ошибок учащихся и их предупреждение. При этом стараюсь разнообразить набор используемых заданий, что приносит элементы неожиданности и новизны, а значит, способствует проявлению у учащихся интереса к уроку с первых минут.
Игра - спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости. В ней развиваются и укрепляются чувства товарищества, солидарности, честности, правдивости и другие качества, необходимые для коллективной работы и воспитания сознательной дисциплины. Учитывая все это, стараюсь часто проводить нетрадиционные формы уроков, вводить элементы игры на уроке: ребусы, кроссворды, головоломки и т.д.
Учащимся очень понравился урок, который я проводила к дню рождения А.С.Пушкина. Как раз мы повторили программу 9-летней школы и вместе с ней учащиеся вспомнили сказки А.С.Пушкина. Далее - интегрированный урок(математики и географии) по теме «Действия с рациональными числами и «Озеро Байкал». Двухчасовой урок дал свои результаты: во-первых, учащиеся закрепили действия с рациональными числами, во-вторых, изучили флору и фауну озера Байкал, а для нашего времени характерна интеграция наук, стремление получить как можно более точное представление об общей картине мира.
Кроме того, при повторении темы «Проценты», провела урок о вреде табакокурения «Жить или курить».
Подготовка любой нетрадиционной формы урока требует от педагога больших затрат сил и времени, поскольку он обычно выступает в роли организатора.
Игровые моменты снимают напряжение и на уроке устанавливается атмосфера доверия и согласия, каждый учащийся проявляет свои способности. Их потенциальные возможности разные. И в данной ситуации нельзя однозначно подходить к оценке знаний ребят, т.е. необходим дифференцированный индивидуальный подход в данном вопросе.
Качество знаний слабых учащихся определяется более упрощенными заданиями - карточки, решением кроссвордов. Для другой части учащихся используются более усложненные варианты вопросов и заданий. Использование игровых моментов на уроке не означает превращение урока в развлечение.
В игре заключены специфические возможности для мобилизации эмоциональной, волевой сферы. Учащийся непроизвольно включается в поиск, общение, соревнование для того, чтобы найти решение поставленных учебно-практических задач. Для любой дидактической игры характерным является элемент проблемности, элемент коллективного и индивидуального поиска.
В конечном счете оценка - показатель знаний учащихся и насколько учитель точно определит качество, настолько будет и объективна оценка.