Роль соски-пустышки в развитии речи ребенка раннего возраста

Разделы: Работа с родителями


Во второй группе раннего возраста, я столкнулась с тем, что некоторые дети при поступление в детский сад не умеют пить из чашки, бокала, и ходят в детский сад с пустышками, хотя могут обойтись без них. В два года дети должны уметь пить и есть из чашки и тарелки. Попробуем вместе разобраться к чему приводит долгое сосание пустышки.

Соска - пустышка - один из основных врагов в формировании речи ребенка раннего возраста. Этот маленький и на вид совершенно невинный предмет обладает огромной разрушительной силой. Длительное сосание пустышки это приводит к изменению формы челюсти нарушению процесса фиксировать и жевать пищу, неправильному прорезанию зубов, искажение речи. У 95% формируется открытый прикус, высокое готическое нёбо, гипертрофируется корень языка и атрофируется кончик - и всё это ведёт к тяжёлым нарушениям звукопроизношения. Психическое развитие ребенка может затормозиться.

Более того, если ребенок активно сосет соску во время бодрствования - в головном мозге активизируются процессы торможения, ребенок не так активно исследует мир, не исследует его через рот - основной канал в грудничковом возрасте. Казалось бы, как хорошо - всякую грязь в рот не тянет! Но против природы идти невозможно - если малыш должен познавать мир через рот, ему так положено природой, а вы этот канал перекрыли - значит мир он не познает. Значит - не развивается. Он спокоен, немного вял и, разумеется, молчит - пожалуйста, вот вам диагноз задержка развития речи.

Речь является одной из основных функций человека, необходимых ему для того, чтобы вести полноценную жизнь. Естественным периодом формирования речи являются первые три года жизни малыша, и если в это время не создать благоприятных условий для формирования данной психической функции, в дальнейшем компенсировать её будет значительно труднее.

Акт жевания также важен в формировании моторной стороны речи. При пережевывании твердой пищи участвуют мышцы щек (щека подталкивает пищевой комок на корень языка), что создает внутрищёчное давление. Внутрищёчное давление важно для способности произносить согласные звуки (попробуйте сказать Б, П и проследите, как надуваются щеки). При измельчении пищи зубами работают челюсти, что влияет на формирование прикуса.

Если ребенок не умеет жевать, он не получает многократной тренировки всех артикуляторных мышц. Соответственно снижается тонус артикуляционного аппарата: щеки толстые, приопущенные, рот приоткрыт, язык может находиться на пороге нижней губы, может наблюдаться саливация (слюнотечение). Низкий тонус мышц может привести к дизартрии (нарушение звукопроизношения вследствие нарушения иннервации (подвижности) мышц речевого аппарата). Приоткрытый рот формирует неправильный (ротовой) тип дыхания. Слабый, короткий вдох при таком типе дыхания приводит к снижению кислородообменных процессов. Кислород является питанием для головного мозга.

Глотание - сложный комплекс двигательных реакций, благодаря которым пища перемещается из полости рта через пищевод в желудок В норме в акте глотания принимают участие 22 мышцы челюстно-лицевой, подъязычной области и глотки. По мере прорезывания молочных зубов сосание заменяется жеванием, тип глотания у ребёнка перестраивается на соматический. Язык при соматическом глотании расположен в передней трети твёрдого нёба, при этом спинка языка продвигает пищу в гортань. Положение кончика языка при инфантильном глотании межзубное. Если глотание не переходит к соматическому типу, это может повлиять на неправильное (межзубное) произнесение звуков.

Таким образом, развитие правильного глотания и жевания влияет на развитие речи, профилактику появление речевых патологий в частности и развитие психической активности ребенка в целом.

Постепенный отказ от кормления из бутылочки при достижении ребенком девятимесячного возраста уменьшает риск развития у него речевых нарушений.

Да, сосательный рефлекс тоже заложен природой, и его тоже нельзя игнорировать. При искусственном вскармливании соска иногда незаменима.

  1. Никакого сосания во врем бодрствования. Соску долой, пусть погремушку обсасывает.
  2. Пустышка только на засыпание. Уснул ребёнок крепко - вытаскиваем осторожно изо рта.
  3. Убирание пустышки из обихода до двух лет.

Нужно полностью исключить соску и бутылочку после двух лет. Сосание должно уступить место жеванию. Никаких смесей пюре в бутылочке. Иначе - слабость мышц артикуляционного аппарата и долгая работа логопеда...

Конечно, нельзя сказать на 100%, что нарушения речи формируются только из-за длительного применения сосок или из-за таких привычек, как сосание пальца. Но они занимают определенные места в списке причин развития речевых отклонений у малышей. Лидирующее место занимают генетически обусловленные нарушения прикуса, короткая уздечка языка и особенности нервно-психического развития ребенка. Мы всегда рекомендуем родителям заранее обращаться к специалистам за консультацией в данном направлении.