Нравственное воспитание и здоровый образ жизни обучающихся начального образования

Разделы: Внеклассная работа

Класс: 4


Методические рекомендации

ВВЕДЕНИЕ

Половое воспитание - это система медицинских и педагогических мер, направленных на воспитание у детей и подростков разумного, здорового отношения к вопросам пола и половой жизни. Изучение данного вопроса является необходимым в современной жизни. Во-первых, половое воспитание, как экологическое, политическое, нравственное и др., является важной составляющей всей системы воспитания. Во-вторых, широкое применение полового воспитания в семье и школе дает возможность детям стать более развитыми в данном аспекте. И наконец, педагогика должна осуществлять полоролевую социализацию, и некоторые педагогические процессы должны проходить с учетом половой дифференциации детей.

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гендерный подход в начальной школе изучали Н.П.Андропова, Е.Н.Каменская, Л.В.Тарасенко и другие ученые. Если пол - характеристика человека как индивида, то гендер рассматривается как социально-психологический пол личности. Гендерное самоопределение личности - это процесс осознания себя как представителя того или иного пола, понимание собственных возможностей в роли мужчины или женщины, определение своего места в мужском и женском обществе, семье, избранной сфере общественной и трудовой деятельности, личной жизни и карьере. Одновременно в процессе собственной деятельности, в зависимости от социальной ситуации, у индивида (мальчика или девочки) экстериоризуются качества, присущие ему как мужчине или женщине.

Гендерное самоопределение - двусторонний процесс: с одной стороны, это форма самореализации и самоорганизации мальчика или девочки в роли будущего мужчины или женщины, а с другой - результат педагогического сопровождения. Педагогическое сопровождение гендерного самоопределения личности - это взаимосвязанная деятельность всех субъектов образовательного процесса, направленная на обеспечение эффективного становления адекватной гендерной позиции личности при взаимодействии с социальной средой.

В.П.Щербинина выделяет следующие принципы гендерного подхода в обучении:

  • принцип демократизации предполагает то, что мальчики и девочки не противопоставляются друг другу, а взаимодействуют на основе партнерских отношений;
  • принцип гуманизации определяет равноправие как возможность более полной реализации способностей учащихся как представителей своего пола в учебной и внеучебной деятельности, а не как отрицание биологических и психофизиологических особенностей и различий;
  • принцип природосообразности предполагает выбор форм, методов и средств обучения с точки зрения их целесообразности; возможность их различия в классах мальчиков и девочек;
  • принцип соответствия требованиям времени (взаимодействие с семьей учащихся строится на основе согласования целей, задач, воспитания и обучения и как следствие этого на основе единства действий, требований и уважения к ребенку как представителю своего пола).

Эффективные условия гендерного самоопределения младших школьников:

  • своевременная диагностика гендерного самоопределения школьников с целью выявления проблем в гендерном развитии и потенциальных возможностей их преодоления;
  • реализация во внеурочное время программы воспитания «Красота мужественности и женственности», содержание которой раскрывается в разделах «Человек - главное творение на земле», «Девочка - будущая женщина», «Мальчик - будущий мужчина», «Семья - мой дом, моя крепость»;
  • использование интегративной технологии, предусматривающей совокупность средств (изобразительное искусство, музыка, художественное слово, современные технические средства), форм организации детей (коллективно-творческие дела, кружки для мальчиков «Мальчишник» и девочек «Девичник», тематические праздники, индивидуальные занятия, экскурсии, игры, научно-исследовательские конференции), видов деятельности (учебной, игровой, изобразительной, музыкально-ритмической, театрализованной, спортивной);
  • применение форм и методов обучения (исследовательских проектов, моделирования, рефлексии, тренинга, элементов дискуссии, создания портфолио и др.), способствующих познанию красоты мужественности и женственности, идеала семьи и соотнесению их с реальной действительностью;
  • создание в школе социокультурной эстетической среды посредством произведений искусства разных эпох и народов (скульптуры, графики, живописи, фотографии и искусства дизайна), необходимых для познания идеальных образов мужчины, женщины, семьи;
  • взаимодействие учителя начальных классов с учителями музыки, физкультуры, изобразительного искусства, социальным педагогом, психологом с целью вычленения в программном содержании уроков задач, связанных с гендерным самоопределением личности, и использования методов подкрепления фемининного (женственного) поведения у девочек и маскулинного (мужского) - у мальчиков;
  • сотрудничество с семьей (обобщение и распространение опыта семейного воспитания мальчиков и девочек, ознакомление с семейными традициями, составление генеалогического древа, выполнение с детьми творческих заданий, участие родителей в конкурсах, подготовке исследовательских проектов и др.). Немаловажную роль здесь играют папы и дедушки, которые в ходе внеклассных мероприятий выполняют компенсирующую функцию в воспитании детей из неполных семей.

Таким образом, половое воспитание, гендерное самоопределение личности являются актуальными вопросами, объектами изучения многих педагогов. А решение проблемы гендерного самоопределения личности вполне возможно в ходе ориентации детей на идеальные образцы мужчины, женщины и семьи посредством произведений искусств разных эпох и народов как в рамках учебных часов, так и во внеурочное время, без нарушения здоровья ребенка, используя многообразные формы, средства и методы педагогического сопровождения гендерного самоопределения личности младших школьников в различных видах деятельности.

Совместными усилиями педагогов, психологов, родителей можно сформировать из мальчишек и девчонок настоящих мужчин и женщин, ответственных за себя, свою семью и Отечество, сохраняя их мужскую и женскую индивидуальность в нашем противоречивом мире.

РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛОВОМ ВОСПИТАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Воспитание детей начинается в семье. Поэтому уровень этической культуры родителей, их жизненные планы и устремления, опыт социального общения, семейные традиции имеют решающее значение в воспитании ребенка. Семья вместе со школой и общественными организациями должны подготовить не только будущего гражданина, но и будущего семьянина, научить ребенка жить правильно и красиво.

Важно, чтобы ребенок с раннего возраста получил первые представления о нормах и правилах поведения, усвоил хороший нравственный урок правильных взаимоотношений между полами, учился чувствовать и понимать чувства других людей.

Оглядываясь на традиции воспитания в России, следует обратить внимание на то, как дифференцировался труд девочек и мальчиков в крестьянской семье. Девочки привлекались к уходу за младшими детьми, уборке дома, мытью посуды. Они загоняли скотину во двор, пасли гусей и под руководством матери делали первые шаги по приобретению навыков в прядении, вышивании, шитье, ткачестве. Мальчиков привлекали в качестве помощников к жатве, сенокосу, боронованию, учили молотить, запрягать лошадь и управлять ею. Отцы раскрывали мальчикам секреты охоты, рыбалки.

Процесс воспитания девочек находился в руках матерей, которые отвечали за их поведение. Отец в воспитании дочерей выступал больше как авторитет, на который ссылались матери. Всю ответственность за воспитание мальчиков дошкольного возраста брал на себя отец или другие мужчины семьи: дедушка, дяди, старшие братья.

Интерес представляет и распределение ролей в крестьянской семье. Отцу отводилась главная роль в определении стратегии и тактики семейного воспитания, а мать наполняла ее конкретным содержанием и следила за ее реализацией, добиваясь результата. Мать играла с ребенком чаще всего по необходимости, чтобы в процессе ухода отвлечь, утешить или развлечь его. Отец и другие мужчины в семье специально организовывали игры, направленные или на физическое развитие ребенка, или на развитие у него умственных способностей, сообразительности, смекалки.

Таким образом, очевидно, что при воспитании детей с 3-х до 4-х лет в крестьянской семье наблюдалось четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек - матерями, а мальчиков - отцами. При этом на первый план выступал отец, который нес ответственность за передачу детям навыков социального поведения и привитие им норм общественной жизни.

Многие родители осознают необходимость полового воспитания ребят, правильно понимают его суть. Однако, несмотря на это, ошибочно полагают, что вопросы, связанные с половым влечением и взаимоотношением полов, дети разрешат когда-нибудь сами без родительского участия, что половое воспитание - дело только специалистов: врачей и педагогов. В результате дети, с которыми на темы пола не беседуют родители и учителя, часто получают информацию из некомпетентных источников: от подруг и товарищей.

Конечно, многие родители из-за слабой подготовленности к разговору на такую деликатную тему хотели бы отнести его на более позднее время, надеясь, что вопросы полового воспитания возьмут на себя в школе учителя и врачи. Но отодвигать беседу «на потом» не удается, так как подростки часто не скрывают интереса к вопросам пола. Половое воспитание надо начинать с раннего возраста, когда ребенок только пытается понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание кажется родителям очень трудной педагогической задачей. Конечно, это не просто, но порой взрослые сами усложняют эту задачу, выделяя ее из общей системы воспитательных мероприятий. Вопрос должен рассматриваться в общем плане гармонического развития личности подростка. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими воспитательными сторонами, начиная с самого раннего детства. А.С.Макаренко никогда не отрывал половое воспитание от нравственного и говорил: «Вопрос о половом воспитании становится трудным только тогда, когда его рассматривают отдельно и когда ему придают слишком большое значение, выделяя из общей массы других воспитательных вопросов».

Половое воспитание ребенка начинается уже тогда, когда он наблюдает за отношениями между отцом и матерью. Дети рано (хотя и не всегда правильно) осмысливают и оценивают поведение своих родителей. Чистые и красивые взаимоотношения между родителями вызывают у детей стремление подражать им. Авторитет родительской нравственности - самый нужный, самый главный в воспитании высокоморального человека. А.С.Макаренко писал, что родители воспитывают ребенка не только тогда, когда с ним разговаривают, поучают или приказывают ему. Воспитание происходит в каждый момент его жизни, даже тогда, когда родителей нет дома. Как они одеваются, как разговаривают с людьми и о других людях, как радуются или печалятся, как обращаются с друзьями и недругами, как смеются, читают газету - все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит и чувствует, все повороты мыслей доходят до него невидимыми путями, хотя мы их не замечаем. Если дома родители грубы и хвастливы, пьянствуют, а еще хуже, если оскорбляют друг друга, тогда уже нечего думать о воспитании. Никакие самые лучшие советы и методы в этом случае не помогут.

См. методическую разработку в полном объеме