Обучение письму на иностранном языке в средней школе

Разделы: Иностранные языки

Класс: 8


Знание иностранных языков на современном этапе развития человечества является показателем образованной, мотивированной на успех личности. Именно поэтому, каждый из нас может услышать в повседневной речи следующую фразу: «Он в совершенстве владеет английским языком».

Однако, подобное утверждение вызывает сомнения у профессиональных лингвистов, т.к. владение английским языком включает в себя наличие фундаментальных знаний, умений и навыков, способности овладения такими разделами как чтение, говорение, аудирование и письмо.

В своей статье я бы хотела уделить внимание наиболее сложному, на мой взгляд, из этих разделов - письму. В данной работе будут представлены различные аспекты обучения письму в средней школе.

По А.П.Старкову, письму в английском языке отводится роль средства, способствующего овладению говорением и чтением[1]. Письмо используется в качестве средства закрепления учебного материала и выступает в форме письменных упражнений, которые закрепляют лексико-грамматический материал.

«При письме человек воплощает в графических символах то, что проговаривается им предварительно» [2]. Овладев лингвистическим содержанием письма, учащиеся смогут пользоваться им как средством изучения английского языка.

По моему мнению, для того, чтобы объективно определить степень обученности письму у учащихся средней школы, необходимо обратиться к анализу типичных ошибок. Наибольшее количество ошибок ученики средней школы выполняют при написании словарных диктантов, диктантов, сочинений, лексико-грамматических упражнений и заданий из разделов письменной части ОГЭ, ЕГЭ.

Проводя системный анализ словарных диктантов на своих уроках, я пришла к выводу, что тридцать процентов учащихся меняют близкие графемы «b» и «d» и пишут "dest, bress, gress, tadle, drass"вместо «desk, table, dress, grass, best". Причиной подобных ошибок является недостаточное различие начертаний сходства букв и в английском, и в русском языках.

Выполнение учащимися восьмых классов лексико-грамматических упражнений сопровождался с их неумением различать в буквах направления сходных элементов. Например, были выполнены следующие ошибки: вместо «told» - «fold», «later» - «fater», вместо «take» - «lake».

Орфографическими ошибками сопровождаются лексико-грамматические задания ОГЭ в девятом классе. При подготовке учащихся к сдаче экзамена, учащиеся выполняли ошибки следующего характера: вместо «photography» - «photografy", "busier"- "busiar", " writer"- "righter". Эти ошибки обусловлены тем, что одна и та же фонема может быть выражена различными буквами и буквосочетаниями[3]. Для преодоления трудностей необходимо обучать графемно-морфемным соответствиям. Наиболее частотные буквосочетания в лексике словаря - минимума средней школы: sh, ch, th, ng, wh, ea, oo, ou, ai, ow, al, ay, ar, or, ir, er, ough, igh, ing, ing, ce, tion[4].

Приведу ещё один пример из учебной практики. На уроке английского языка в седьмом классе учащимся необходимо было заполнить пропуски необходимыми буквами. Сорок процентов учащихся выполнили орфографические ошибки, т.к. звучание слова отличалось от его графического изображения[5].

Например, «tail» - «tale», «flower» - «flour», «hair» - «heir».

В заключение своей статья, я бы хотела сделать следующие выводы:

  1. обучение письму в средней школе необходимо для комплексного освоения учебного материала по английскому языку;
  2. знание навыков письма помогает при сдаче основного государственного экзамена по английскому языку;
  3. для усвоения правил письма учащиеся должны владеть английской каллиграфией и орфографией;
  4. письменные упражнения, выданные в качестве домашней работы, являются существенным учебным средством при обучении письму;
  5. чтение аутентичных текстов на английском языке является способом повторение и закрепления правописания лексических единиц.

Список использованной литературы

  1. Старков А.П. «Обучение английскому языку в средней школе». Москва: «Просвещение», 1978г., 145-155с.
  2. Беляев Б.В. «Основные вопросы психологии обучения иностранным языкам». Москва: «Вопросы психологии», 1960, 67 с.
  3. Фролова Т.В. «Грамматика английского языка». Москва: «Просвещение», 1961г., 6 с.
  4. Солдатов Г.А. «К вопросу о контроле умений и навыков учащихся», журнал «Иностранные языки в школе». Москва: «Учпедгиз», 1963г., 46 с.
  5. Пассов Е.И. «Основы методики обучения иностранным языкам». Москва: «Русский язык», 1977г., 36 с.