Проблема обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения осетинского языка является одной из самых главных проблем в методике обучения осетинскому языку. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело, а вопросно-ответные упражнения - не самое адекватное средство обучения. Что касается диалогической формы общения - это наиболее характерная форма для проявления коммуникативной функции языка. На начальном этапе диалогическая форма общения предполагает умение приветствовать собеседника и отвечать на приветствие. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового.
Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому-то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношений его виды весьма специфичны.
Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности.
В данной работе рассматривается обучение осетинскому языку на начальном этапе изучения, так как здесь приоритетом являются воспитательные развивающие задачи, связанные с формированием положительной мотивации.
Основной задачей на данном этапе является формирование коммуникативного ядра или основополагающих навыков общения. От осознания возможности выражать одну и ту же мысль на другом языке до навыков и умений самостоятельного решения коммуникативно - познавательных задач, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к воспринимаемой информации.
Так, целью изучение методики обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения осетинского языка, с учетом характерных черт монологического высказывания и диалога.
Задачей является обучение формированию речевых навыков с помощью предложенных упражнений на формирование навыков монологической и диалогической речи.
Рассмотрев проблемы обучения монологической и диалогической речи на начальном этапе изучения осетинского языка, можно сделать следующие выводы.
Говорение может выступать в форме монологического высказывания и диалогического хотя по своей сути такое разграничение несколько искусственно. Осуществляется оно в методических целях с тем, чтобы учитывать лингвистические особенности каждой из форм речи, условия их протекания. Так, для монологической речи характерна, например, полнота и развернутость, это может быть описание, повествование, рассуждение. Диалогическая речь характеризуется использованием разговорных эллиптических предложений и т.д.
Естественно, в обучении говорению необходимо учитывать эти особенности, а также показывать учащимся то общее, что свойственно речевому общению и на родном, языке.