«Человек страшится только того, чего не знает,
знанием побеждается всякий страх»
В.Г.Белинский
Цели и задачи
- Формирование познавательного интереса к физике.
- Развитие логического мышления.
- Формирование мировоззренческих взглядов на окружающий мир.
- Формирование умений и навыков устной речи.
- Воспитание взаимовыручки, взаимопомощи, ответственности.
Оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, компьютер, физические приборы, портреты учёных, презентация, нарисованные газеты учащихся.
К данному мероприятию учащиеся готовятся заранее. Им нужно нарисовать физические газеты, рисунки с изображением физического явления, подготовить домашнее задание к конкурсу «Артистический» (см.ниже), название своей команде, девиз, эмблему.
Команды рассаживаются за круглые столы (можно просто сдвинуть парты), в команде по 6 человек. Жюри состоит из учащихся старших классов, заранее подготовленных. Зрители тоже занимают свои места.
Вступительное слово учителя
ФИЗИКА - какая емкость слова!
ФИЗИКА - для вас не просто звук!
ФИЗИКА - основа и опора!
ВСЕХ без исключения наук!
Капитаны команд тянут жребий, который определит порядок участия в конкурсах.
I конкурс «Представление команд» (15 баллов)
Капитаны команд: вас приветствует команда 8 А класса….
Наш девиз ….
Оценивается чёткость в представлении команды, оригинальность, физическое содержание в названии команды, эмблемы, газеты.
Максимальное число баллов за этот конкурс - 15 (5 - за газету, 5 - за эмблему, 5 - за приветствие).
II конкурс «Разминка» (1 балл за каждый правильный ответ)
Отвечают на вопросы желающие (кто первый поднимет руку)
- Что легче пуд железа или пуд сена?
- Почему нельзя сварить мясо высоко в горах?
- Почему во время снегопада теплее?
- Почему в мороз снег скрипит под ногами?
- Какая буханка хлеба тяжелее: горячая или холодная?
III конкурс «Физические величины»
Один учащийся из команды пишет на доске обозначения физических величин на время (1 минута), затем называет физические величины. За каждый правильный ответ 1 балл.
IV конкурс «Словесников» (1 балл за каждый правильный ответ)
Составьте словосочетание из предложенных существительных и прилагательных (2 минуты)
Материальная |
энергия |
Агрегатное |
затмение |
Абсолютная |
конвекция |
Электрический |
влажность |
Плоское |
точка |
Солнечное |
зеркало |
Вынужденная |
теплоёмкость |
Гальванический |
ток |
Удельная |
элемент |
Внутренняя |
состояние |
Пока команды работают, болельщиков можно занять загадками.
Красивое коромысло
Над лесом нависло. (Радуга).Никто его не видывал,
А слышать всякий слыхивал.Без тела, а живет оно.
Без языка - кричит. (Эхо).Что за звездочки чудные
На пальто и на платке?
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь - вода в руке. (Снежинки).Летит - молчит.
Лежит - молчит.
Когда умрет, тогда заревет.
Что это такое? (Снег).Белый дым тянул за чуб,
Раскачал на поле дуб.
Застучал в ворота.
Эй, откройте! Кто там? (Ветер).Сначала - блеск,
За блеском - треск,
За треском - плеск.
Что это? (Молния, гром, дождь.)Пушистая вата
Плывет куда-то.
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Туча.)В огне не горит,
А в воде не тонет. (Лед.)Всем поведает,
Хоть и без языка,
Когда будет ясно, А
когда - облака. (Барометр.)Две сестры качались,
Правды добивались.
А когда добились,
То остановились. (Весы.)Я в Москве, он в Ленинграде
В разных комнатах сидим.
Далеко, а будто рядом
Разговариваем с ним.
Кто нам помогает? (Телефон.)Железный острый нос
В землю врос.
Роет, копает,
Землю разрыхляет.
Что это такое? (Плуг.)Днем спит,
Ночью глядит. (Луна.)В воде искупался,
А сух остался. (Месяц.)
V конкурс «Три подсказки»
Учитель зачитывает три подсказки, по которым нужно угадать физическое понятие.
Та команда, которая дала верный ответ после первой подсказки получает 3 балла, после второй - 2 балла, после третьей - 1 балл.
- действует на дно и стенки сосуда;
- увеличивается с глубиной;
- нужно, чтобы прикрепить что-нибудь кнопкой.
(давление)
- происходит при определенной температуре;
- и в кастрюле, и в чайнике, и в самоваре;
- интенсивное парообразование с поверхности жидкости.
(кипение)
- может притягивать и отталкивать;
- бывает и красного и синего цвета;
- у него два полюса.
(магнит)
- обладают хорошей теплопроводностью;
- хорошо проводят ток;
- железо, никель, алюминий.
(металлы)
- мера инертности;
- основная единица измерения - кг;
- у бегемота больше, чем у осла.
(масса)
- скорость выполнения работы;
- важнейшая характеристика всех двигателей;
- у КамАЗа больше, чем у ВАЗа.
(мощность)
- бывает спиртовой и ртутный;
- прибор для определения температуры;
- тоже, что и градусник.
(термометр)
- ее у нас нет, когда мы спим, когда сидим на уроках;
- она есть на перемене, на уроках физкультуры;
- у птиц она больше, чем у человека, еще больше она у ракеты.
(скорость)
- она имеется у всех здоровых людей: у мужчин ее больше, чем у женщин и детей, ее совсем мало у больных;
- она не вещь, и не сохраняется;
- «давай поборемся», - говорят те, у кого ее много.
(сила)
VI конкурс «Великие ученые»
Учитель зачитывает подсказки, помогающие определить имя и фамилию ученого.
За каждое правильно названое имя ученого начисляется 1 балл.
- он жил в III веке до нашей эры в древней Греции;
- он ввел законы рычага, использовал винт, блок для подъема больших грузов и военных метательных машин;
- именно ему принадлежат слова «Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир!»;
- ему принадлежит возглас «Эврика», прозвучавший вслед за сделанным им открытием.
(Архимед)
- воспитание это ученый получил в монастыре, работал преподавателем математики, был придворным философом;
- он первым применил телескоп для астрономических исследований, открыл спутники Юпитера, солнечные пятна и фазы Венеры;
- им открыт закон инерции;
- для своих исследований свободного падения он использовал наклонную Пизанскую башню.
(Галилео Галилей)
- этот английский ученый свои первые открытия в области математики и физики сделал в 24 года;
- в 1695 году он получил должность смотрителя Монетного двора Великобритании. А через 4 года - он стал его директором: ему была поручена чеканка всех монет страны;
- им открыты законы движения и тяготения, впервые доказал, что свет состоит из всех цветов спектра.
(Исаак Ньютон)
- сын поморского рыбака, он отправился с рыбным обозом в Москву, чтобы обучаться грамоте;
- в 18 лет он поступил в первый класс славяно-греко-латинской академии и окончил ее блестяще через 2 года;
- его имя носит известный Московский государственный университет;
- он - солнце русской науки.
(Михаил Васильевич Ломоносов)
VII конкурс «Артистический» (3 балла)
Пантомима: команды в порядке очерёдности изображают физическое явление.
Предлагаются следующие темы (тянут жребий):
- Диффузия.
- Электрический ток.
- Строение газов, жидкостей и твёрдых тел.
- Способы изменения внутренней энергии.
Если соперники угадывают физическое явление - им 1 балл, а данной команде - 3 балла.
Пока команды готовятся можно поработать с болельщиками.
1.
Я металл, меня ты знаешь,
Если «Б» ко мне прибавишь
Небо скрою в снежной мгле.
(БУРАН)
2.
Я с полки книгу взял,
Прибавил «А» -
И превращенье вдруг свершилось сразу:
От книги не осталось и следа
И даже в микроскоп не видно глазу.
(АТОМ)
3.
В планету поместите слог -
И ветер воздух всколыхнёт
Его сильнее не найти,
Он всё сметает на пути.
(УРАН)
4.
Слева направо прочитаешь -
Зимой на печке он сидит.
Читай обратно и узнаешь -
Без ног по проводу бежит.
(КОТ - ТОК)
5.
Случайно, может быть, катались
Когда-нибудь во мне и вы.
Мои колёса быстро мчались
По улицам былой Москвы.
Но только лишь двум буквам место
Вы перемените во мне -
Стремительно взлечу я с треском
И буду мчаться в вышине.
(КАРЕТА - РАКЕТА)
VIII конкурс «НАРИСОВАННОЕ ЯВЛЕНИЕ»
Команды представляют рисунок с физическим явлением. Нужно сказать, какое явление нарисовано, и объяснить его физический смысл.
За правильный ответ и оригинальный рисунок - четыре балла.
IX конкурс «Капитанов» (1 балл за каждый правильный ответ)
Учитель задаёт вопросы в порядке очерёдности капитанам, если кто-то не знает ответ, вопрос переходит к следующему.
- Отрицательно заряженная элементарная частица. (электрон)
- Что находится в пустой бутылке? (воздух)
- Мельчайшая частица вещества. (молекула)
- Каким прибором измеряют силы? (динамометр)
- Какая вода в море, а в реке? (морская, пресная)
- Изменилась ли масса сена, когда его спрессовали в тюк? (нет)
- Длина пройденной траектории? (путь)
- Изменение формы и объема тела. (деформация)
- Прибор для измерения массы тела. (весы)
- Что видно, если ничего не видно. (туман)
- Линия, по которой движется тело. (траектория)
- Можно ли на Луне пользоваться компасом? (нет, т.к. отсутствует магнитное поле)
- Как человек может быстро увеличит свое давление в 2 раза? (встать на одну ногу)
- Если не пристегнуть ремень безопасности в автомобиле, то при резком торможении можно удариться о лобовое стекло, назовите физическое явление (инерция).
- Мельчайшая частица вещества, сохраняющая его химические свойства?
- Какое физическое явление позволяет чувствовать запахи (диффузия).
X. Подведение итогов
Награждение победителей.
Заключительное слово учителя
Науку всё глубже постигнуть стремись,
Познанием вечного, жаждой томись.
Лишь первых познаний блеснёт тебе свет,
Узнаешь: предела для знания нет.
Наука не знает добра и зла.
Лишь к истине вечной ведёт и вела.