«Урок - это зеркало общей и
педагогической культуры учителя,
мерило его интеллектуального богатства,
показатель его кругозора и эрудиции»
В.А.Сухомлинский
Анализ психических и анатомо-физиологических особенностей мальчиков и девочек показал, что значительные различия в строении их мозга, в способах обработки информации, в интеллектуальных способностях предполагают и различный подход к их обучению и воспитанию.
Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учетом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе полоролевой социализации. Учет гендерных особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения. Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому одним из существенных недостатков организации учебно-воспитательного процесса в современной школе является преобладание в практике обучения традиционных форм и методов преподавания без учета гендерных особенностей школьников.
Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.
Девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах.
У мальчиков по сравнению с девочками: больше скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; больше выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.
Недостаточный интерес девочек к физкультуре особенно в старших классах обусловлен, в частности, тем, что направленность и требования этих занятий в большей степени соответствуют ценностным ориентациям мальчиков. У юношей двигательная активность выражена больше, чем у девушек.
Выводы:
- девочки чаще желают формировать красивую фигуру, развить гибкость, совершенствовать изящество движений, походку и т.п.;
- мальчики, как правило, хотят развивать силу, выносливость, быстроту и ловкость;
Использование данных методологических подходов позволяет понять, каким образом складывалась гендерная асимметрия в сфере физической культуры и спорта. Одним из наиболее эффективных способов реализации индивидуализированного и природосообразного образования является дифференцированное обучение и воспитание мальчиков и девочек.
Особенности методической работы преподавателей физической культуры с девушками должны включать в программу физического воспитания (в вариативную часть) комплекс специальных упражнений для укрепления мышц тазового дна, брюшного пресса, спины, нижних конечностей. Это активизирует кровообращение во всем организме, уменьшая застойные явления в органах малого таза, активизирует синтез белка не только в самих работающих мышцах, но и в других органах и тканях, увеличивается масса крови, снижается риск образования тромбов в сосудах, улучшает работоспособность печени, почек, повышается работоспособность. Однако физическая нагрузка будет полезно только тогда, когда она оптимальна, особенно для лиц с ослабленным здоровьем, страдающих хроническими заболеваниями или перенесших их.
При работе с девушками среднего и старшего школьного возраста преподаватель должен учитывать особенности женского организма и соответственно регулировать нагрузку при выполнении физических упражнений.
Аэробные упражнения укрепляют здоровье благодаря наиболее полному усвоению кислорода и повышению обмена веществ, отличаются длительной непрерывной нагрузкой и умеренной интенсивностью. К ним относятся ходьба, медленный бег, плавание, ходьба на лыжах, гребля, спортивные, подвижные игры и др. Глубокое и частое дыхание во время занятий физическими упражнениями является прекрасной гимнастикой, с помощью которой массируются легкие, печень, селезенка, кишечник. Такой массаж предупреждает застой желчи, устраняет запоры, уменьшает жировые отложения в брюшной полости. Циклические упражнения, особенно бег, - прекрасное средство для укрепления психики, снижения депрессивных состояний и агрессии.
Благодаря таким занятиям повышаются двигательные и психофизические возможности организма, увеличивается физическая и умственная работоспособность, повышаются сопротивляемость организма различным заболеваниям (простудным - в 2-2,5 раза), а также иммунитет к неблагоприятным воздействиям. Физические упражнения оказывают оздоровительное воздействие на все органы и системы организма.
Таким образом, оздоровительный эффект физических упражнений достигается при соблюдении следующих условий:
- учебная нагрузка должна соответствовать состоянию здоровья учащихся (в зависимости от принадлежности к группе здоровья: основной, подготовительной, специальной медицинской);
- упражнения следует подбирать в зависимости от возрастно-половых и индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности учащихся;
- нужно строго соблюдать дозировку упражнений, их продолжительность, количество повторений, чередовать их с отдыхом;
- выполнять необходимые гигиенические требования;
- осуществлять постоянный врачебно-педагогический контроль;
- соблюдать правша техники безопасности (предупреждение травматизма).
В соответствии с возрастными способностями учащихся выбираются упражнения, подходящие по силе и характеру и направленные на развитие и совершенствование тех или иных физических качеств. Необходимо исключить возможность неблагоприятного влияния их на сердечно-сосудистую, нервную, дыхательную и другие системы организма
Работа с девушками старших классов на уроках физкультуры - особая проблема многих средних школ. Решая ее, можно предложить для занятий самые современные направления спортивно-оздоровительных тренировок. Это различные виды аэробики (степ-аэробика, танцевальная аэробика), шейпинг, стретчинг. Раздел общей физической подготовки программы в рамках уроков физкультуры включает элементы легкой атлетики, акробатики и спортивных игр: волейбол, баскетбол, бадминтон. Занятия с элементами специальной подготовки знакомят с новейшими технологиями фитнеса, объединяющего все виды аэробики и занятия в тренажерном зале.
Бесспорно, что уроки у девушек старших классов по содержанию и методики их проведения имеют свои отличительные особенности. Но проблема в том, что для внедрения на занятиях современных направлений требуются определённые условия…и здесь главной проблемой встаёт элементарное отсутствие свободного пространства.
Изначально планировалось, что третий урок физкультуры будет отличаться от первых двух и приобретёт некую специализацию. Например, девочки будут ходить на шейпинг и аэробику, а мальчики в это время будут играть в футбол или заниматься в тренажерном зале. На деле же третий урок проходит так же, как и первый, и второй.
- Деление класса проводится только документально, а по факту девушки занимаются с юношами на одной половине зала. Урок с таким внушительным количеством учеников постоянно сводится к контролю дисциплины. В целом же рациональность проведения таких занятий вызывает немало вопросов.
- Проблемы с инвентарём: (отсутствие инвентаря для игры в бадминтон, достаточного количества волейбольных мячей).
- Отсутствие зала для занятий аэробикой.
Плохой учитель описывает, хороший - объясняет, отличный - показывает, а великий - вдохновляет. Но хороший учитель должен иметь возможность объяснить, отличный - на чём показать, великий - чем вдохновить!